Linkuri accesibilitate

«Брексит»: три года ни о чем


23 июня исполнилось три года со дня проведения референдума о выходе Великобритании из Европейского Союза. Почти 52% населения сказали «Да», и, казалось бы, за это время Великобритания успела бы выйти из Евросоюза и даже, мало ли что, зайти обратно. Но не судьба. На смену консервативному кабинету Дэвида Кэмерона, который затеял референдум, но сам и ушел в отставку при виде результатов, пришел консервативный кабинет Терезы Мэй, которая тоже ничего не сумела добиться. И вот в июле в Консервативной партии появится новый лидер, а в стране – премьер-министр, но проблема «Брексита» никуда не денется.

В конце мая вторая в истории Британии женщина-премьер заявила, что покинет свои посты, поскольку так и не смогла добиться поддержки соглашения по «Брекситу» в парламенте, даже в родной Консервативной партии. Согласно последней договоренности с ЕС, Великобритания должна выйти из состава Союза (как иронично звучит!) не позже 31 октября. Однако за оставшиеся 4 месяца парламент должен одобрить один из вариантов «сделки», что является непростым и «взрывоопасным» с точки зрения карьеры политиков делом.

Британский истеблишмент несколько раздражен тем, что в Брюсселе никак не отреагировали на предстоящий уход Терезы Мэй с поста премьер-министра – в смысле, европейцев не интересует, кто поселится на Даунинг-стрит, 10, поскольку сделка должна быть завершена и Британия должна покинуть ЕС в установленные сроки. Если, конечно, не случится коренной перелом и островитяне не решат провести новый плебисцит, что тоже обсуждается сейчас.

Между тем, один из вероятных преемников Терезы Мэй, бывший министр иностранных дел и сторонник жесткого сценария Борис Джонсон заявил, что Британия должна выйти из ЕС до 31 октября – с соглашением или без. Как считает российский политолог Александр Тэвдой-Бурмули, будущее «Брексита» зависит от того, кто возглавит следующее правительство.

Старший преподаватель Ланкастерского университета Марк Гарнетт полагает, что чиновники в Брюсселе испытывают смешанные чувства, поскольку, с одной стороны, Тереза Мэй не смогла выполнить свою миссию, а с другой стороны, не факт, что с этим справится ее преемник. По мнению эксперта, отсрочка выхода возможна только в том случае, если правительство возглавят сторонники более мягкого сценария «Брексита», пишет РБК.

Российский политолог Александр Ивахник анализирует деятельность Терезы Мэй и приходит к выводу о том, что на нее нельзя вешать всех собак за неудачные переговоры по выходу Британии, да и за сам выход как результат референдума, ведь организовала его не она. Тем не менее, она совершила много ошибок.

«Она поставила на ключевые внешнеполитические посты жестких брекситеров, опрометчиво пошла в июне 2017 года на досрочные всеобщие выборы, долго тянула с началом переговоров с Брюсселем и с оглашением своей линии, избегала диалога с оппозицией. Только в июле прошлого года, уступив давлению бизнеса и европеистов в своем кабинете, Мэй высказалась в пользу компромисса с Брюсселем, который материализовался в подписанном в ноябре соглашении о выходе из ЕС», - перечисляет эксперт в Телеграмм-канале Bunin&Co.

По мнению Ивахника, преемнику Мэй придется несладко, т.к. в очень сжатые сроки (новый премьер появится во второй половине июля, потом традиционный «мертвый» август, и до крайнего срока останется всего два месяца) ему предстоит провести неимоверно сложную работу. «Всё это означает, что через пять месяцев Великобритания будет выходить из ЕС без сделки, неупорядоченно, с мало предсказуемыми, но определенно тяжелыми социально-экономическими последствиями», - предполагает автор.

Московский центр Карнеги описывает различные препятствия, которые возникают и еще могут возникнуть на пути «Брексита». Например, выход без сделки возможен, но большинство депутатов «против». Если жесткий выход станет неизбежным, парламентарии могут вынести правительству вотум недоверия, спровоцировав досрочные парламентские выборы или как минимум смену правительства. При этом половина населения против выхода без сделки.

«В итоге возникнет ситуация, когда лидер тори неминуемо окажется перед выбором: получить мандат на свой вариант брекзита или через новый референдум, или получив большинство на внеочередных выборах», - полагает издание. А новые выборы – это отнюдь не гарантия победы консерваторов, т.к. им припомнят и «бессмысленный» жесткий брексит, и провал попыток его же и организовать! Еще одна остающаяся опция – новый референдум, но не о выходе или не выходе из ЕС, а об условиях выхода.

«Депутаты устали от брексита, но считают отмену результатов первого референдума слишком опасным прецедентом для демократии, – и компромиссный «уточняющий» референдум может стать для них спасительной веревкой. Поддержка британцами второго референдума в соцопросах также заметно возрастает, если в числе опций не упоминается членство в ЕС», - поясняет Центр Карнеги.

Ну, если уже и депутаты устали, что говорить обо всей 60-миллионной Великобритании. И это притом, что голосование за выход из Евросоюза не было какой-то сиюминутной блажью британцев. Они всегда были в массе своей евроскептиками, а в последнее время увидели рост националистических консервативных настроений (а некоторые наблюдатели утверждают обратное: «Брексит» подстегнул эти настроения на континенте) и поняли, что им «пора». Британцы сильнее других европейцев устали от диктата элитарных сил Брюсселя, которые, к слову, не были избраны народом, а назначены «сверху». Британцы захотели прямой демократии и решили, что ее лучше искать за пределами ЕС.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG