Linkuri accesibilitate

Невозможное возможно. Долгожданная революция свершилась


Я считаю, никогда не поздно написать об июньской революции в Молдове, даже если прошел почти месяц и всё вроде бы утихло. Нет, не утихло, революция лишь, как это часто бывает, ушла с улиц и засела в тиши высоких кабинетов. Перешла в институциональную фазу.

Мирная смена власти, произошедшая в стране 7-14 июня, - долгожданный и крайне важный поворот в истории страны. «Этот день мы приближали, как могли», - строчка из бессмертной песни как нельзя лучше иллюстрирует восприятие этих событий людьми. Многие друзья, коллеги, соседи, знакомые и даже незнакомые люди не скрывают воодушевления в беседе со мной. По большому счету, эти же люди сразу после парламентских выборов буквально потребовали: создайте коалицию социалистов и ”ACUM”, освободите страну от Плахотнюка!

Эти простые граждане в один голос говорили, что левым и правым надо забыть о геополитике и устроить «генеральную уборку». Тот самый случай, когда народ, носитель суверенитета, выражает свою волю максимально четко и напрямую. В конце концов, за ПСРМ и блок ”ACUM” проголосовали почти две трети населения, так что политикам не оставалось выбора.

Сейчас, спустя время, я могу позволить себе сообщить и другое: еще прошлым летом некоторые представители дипломатического корпуса спрашивали меня, почему нельзя объединить усилия социалистов и правых партий (уже тогда было ясно, что партии Майи Санду и Андрея Нэстасе пойдут на выборы единым блоком). Я ответил, что слово «нельзя» тут не подходит, ибо никто не может им запретить или воспрепятствовать, но не факт, что две силы с полярными идеологиями смогут договориться. Хорошо, что договорились.

Между прочим, я не только твердил о необходимости отбросить противоречия и вытаскивать страну из ямы, но и вносил свой посильный вклад в создание «ситуативной» коалиции – в апреле я встречался с одним из ключевых представителей правого блока и с тех пор постоянно поддерживал связь с другим его представителем. Говорить и требовать с экрана телевизора – одно, а принимать непосредственное участие в чем-то важном для страны – согласитесь, совсем другое. К счастью, наши общие усилия не пропали даром.

Не стану пересказывать всё, что было в стране между 24 февраля и 7 июня, лишь остановлюсь на одном аспекте: нельзя расслабляться, поскольку все эти достижения можно легко растерять и превратить в ничто. Во-первых, Плахотнюк бежал из страны, но отнюдь не повержен. Люди, верные ему, всё еще работают в министерствах, национальных агентствах, силовых структурах, государственных предприятиях, финансовых учреждениях и СМИ.

Во-вторых, олигархический «спрут» запустил свои щупальца очень глубоко и не только в виде «своих» людей. Ущербные законы и правила, блокировка на уровне клерков и менеджеров среднего звена, бюджетные дыры, коррупционные схемы и фиктивные контракты по госзакупкам – эти и другие механизмы на разных уровнях еще живут и «дышат», они способны создать множество проблем новой власти.

В-третьих, серьезные идеологические и геополитические разногласия рано или поздно всплывут. Сейчас, пока у коалиции национального согласия есть сверхзадача и пока президент Игорь Додон, премьер Майя Санду, спикер Зинаида Гречаный и глава МВД Андрей Нэстасе находят общий язык и координируют усилия, можно не беспокоиться. Я уверяю своих читателей в том, что ближайшие месяцы работы у новой власти будет так много, что о всяких векторах никто и не вспомнит. Однако приближаются местные выборы, где, не исключено, кое-какой клинч всё равно будет.

Интересно, что среди рисков я пока не готов назвать внешний фактор. Скорее наоборот: если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, Россия, ЕС и США будут и далее поддерживать новую власть, пока она готова выполнять поставленные собой и народом задачи. Точнее сказать, пока груз идеологических противоречий не разрушит коалицию изнутри, ибо в таком случае ни одна внешняя сила не сможет склеить «разбитую чашу любви».

А пока нам предстоит узнать много интересного о «шалостях» беглого олигарха. Кстати, оцените иронию судьбы: его медиа-холдинг любил называть известных бизнесменов-однофамильцев «беглыми преступниками» (interlopii fugari), но что если другие СМИ станут называть так его самого? В общем, Молдова должна знать всю правду о краже миллиарда и наказать всех причастных, раскрыть и ликвидировать контрабандные схемы и сделать еще очень много. Как говорит один мой знакомый, «когда человеку есть чем заняться, он не будет думать о всяких глупостях». Воистину, самая большая глупость, которую сейчас может сделать новая власть, - вспомнить об идеологии.

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG