Linkuri accesibilitate

Александру Тэнасе: «Если люди за сотню леев предпочтут выбрать мошенника, что ж, это их будущее» (II)


Месяц спустя после утверждения смешанной избирательной системы все больше экспертов говорят о том, что ДПМ намерена вернуться к пропорциональной системе и узаконить второй тур выборов в одномандатных округах. Между тем, в проекте, за который проголосовало парламентское большинство вместе с социалистами, предусмотрен лишь один тур выборов. Бывший председатель Конституционного суда Александру Тэнасе считает, что парламент должен пересмотреть свое решение и утвердить второй тур.

Свободная Европа: Г-н Тэнасе, мы говорим о реформе избирательной системы. Как она вам?

Александру Тэнасе: Я настроен критически, но не по отношению к реформе как таковой. Избирательная система нуждалась в реформе. Абсолютно уверен, что прежняя система никого не устраивала.

Свободная Европа: А как насчет поспешности в этом вопросе?

Александру Тэнасе: Это другое дело. Для нынешней власти характерно принимать решения очень быстро. В том числе, реформа правительства тоже идет с завидной скоростью.

Свободная Европа: Они одобрили реформу вопреки рекомендациям Венецианской комиссии.

Александру Тэнасе: Это не так.

Свободная Европа: Но в заключение ВК присутствовала фраза о том, что переходить от пропорциональной системы к смешанной не рекомендуется...

Александру Тэнасе: …без широкого консенсуса. Это конец фразы.

Свободная Европа: Вы считаете, что демократы с социалистами – это уже широкий консенсус?

Александру Тэнасе: Я считаю, что реформу следовало провести иначе. По мне, акценты надо было расставлять по-другому. Не думаю, что проблема вытекает из порядка формирования парламента – по партийным спискам или одномандатным округам. Мы вскоре убедимся, что от этого мало что изменится. Политический характер выборов не исчезнет. Приедет к избирателям Игорь Николаевич, положит руку на плечо своего друга и скажет: «Это мой человек, голосуйте за него».

Я никогда не слышал, какой концепции придерживается оппозиция в вопросе реформирования избирательной системы

Свободная Европа: Вам ясно, как будут формироваться избирательные округа?

Александру Тэнасе: Это решит правительство. Заключение ВК содержит фундаментальные выводы: участие диаспоры в выборах, образование округов и традиционное молдавское замечание – избирательный порог, который я критикую вот уже 20 лет. Впервые вопрос об избирательном пороге разгромил наш политический класс в 1994 году, и продолжает это делать по сей день. Я убежденный противник этого порога. Считаю, что 2% – это максимальный порог, который можно ввести в Республике Молдова, иначе на функциональную парламентскую демократию рассчитывать нечего.

Что касается реформы, то она необходима, и это бесспорно. Разве что определенную роль в этом должна сыграть и оппозиция, которая никогда не предлагала собственного видения реформы. Я никогда не слышал, какой концепции придерживается оппозиция в вопросе реформирования избирательной системы.

Свободная Европа: Вам прекрасно известно, каково отношение к оппозиции. И будь вы в оппозиции, я уверена, что стрелы, пущенные в вашу сторону, отбили бы всякую охоту вести диалог с властью…

Александру Тэнасе: Отравленные стрелы летели в мою сторону, когда я участвовал в публичной жизни. Их надо рассматривать как часть игры, то есть, не надо так уж болезненно на них реагировать. Если бы оппозиция вышла с собственным проектом реформы системы выборов, если бы она собрала требуемое количество подписей через собственные партийные структуры на местах, если бы в диалоге с международными партнерами она не жонглировала, зачастую беспочвенно, страшилками о том, что, мол, увидите, что будет через год или два после выборов…

На правом фланге нет ни одного выдающегося лидера. Нет ни одного человека с незапятнанной репутацией. А на левом фланге иная ситуация

Да и вообще я считаю, что никто не может с точностью сказать, как будет функционировать эта система в Молдове, ни оппозиция, ни власть. И тех, и других ждут большие сюрпризы. Там, где эту систему ввели, все предварительные оценки оказались неточными, и после выборов закон пришлось скорректировать. Одни отказались от этой системы, другие сохранили ее. Литовцы и сегодня придерживаются этой системы. Румыны от нее отказались. Все будет зависеть от того, как функционирует она в действительности. Оппозиция не представила свою точку зрения. Крики перед зданием парламента, конечно, это инструмент, но сам по себе он ничего не даст.

Свободная Европа: Но перекладывать всю вину и ответственность на оппозицию тоже некорректно…

Александру Тэнасе: Я не перекладываю ответственность на оппозицию. В конечном счете, ответственность несет власть, те, кто принял проект. Если в 2018 году случится хаос, расплачиваться придется им.

Свободная Европа: И все-таки, по вашему мнению, на каком варианте настаивал больше Игорь Додон?

Александру Тэнасе: Понятия не имею. Политические игры мне не известны, я далек сейчас от этой сферы.

Свободная Европа: Если бы осталась прежняя система, социалисты и Игорь Додон могли рассчитывать на полный успех?

Александру Тэнасе: Если социалисты пользуются массовой поддержкой, они победят что по одной, что по другой системе. Не переживайте на этот счет.

Свободная Европа: Я не переживаю.

Александру Тэнасе: На правом фланге нет ни одного выдающегося лидера, способного привлечь голоса избирателей. То, чем последние пять лет занимались наши коллеги на правом фланге, можно назвать одним словом: взаимное истребление.

Нет ни одного человека с незапятнанной репутацией. Сейчас просто не с кем идти на выборы. А на левом фланге иная ситуация. В целом русскоязычный электорат, гагаузы и ностальгирующие неуязвимы.

Они должны понять, что смешанная система – это реальность, и нацелиться на работу с людьми

Свободная Европа: Но и этот сегмент расколот?

Александру Тэнасе: В меньшей степени. Не расколоты они.

Свободная Европа: Те, кто с коммунистами, далеко не всегда еще и с социалистами.

Александру Тэнасе: Посмотрим, как они проголосуют. Что сказал Воронин о Додоне? «Это сукин сын, но наш сукин сын». Дословно. В парламенте он это сказал. Когда дело доходит до фундаментальных вопросов, они забывают обо всяких обидах, обвинениях, что есть поддержка, что нет поддержки…

Свободная Европа: Как юрист, скажите, что случится, если оппозиция решит бойкотировать выборы?

Александру Тэнасе: Не могу этого знать.

Свободная Европа: Одни говорят, что уже предпринята попытка фальсификации выборов – тем, что закон принят в отсутствии консенсуса…

Александру Тэнасе: Это преувеличение. В чем выражается фальсификация? Нужны факты.

Свободная Европа: Тем, что нет широкого консенсуса.

Александру Тэнасе: Да, но когда в 1994 году ввели пропорциональную систему, консенсус был? Или когда те же люди, которые протестуют сегодня, в 2013 году проголосовали за смешанную систему?.. Проголосовали в парламенте без проблем. Более того, проект безоговорочно поддержало правительство.

Свет клином не сошелся на Игоре Додоне. В парламенте 101 депутат

Те, кто два года спустя критикуют этот проект, тогда его поддержали, но через месяц без всяких консультаций отказались от этой системы. Все эти пируэты продиктованы политической конъюнктурой – и когда приняли проект, и когда отказались от него, и сегодня, когда протестуют. Думаю, оппозиция сама еще не определилась.

Они должны понять, что смешанная система – это реальность, и нацелиться на работу с людьми, искать людей, способных победить на выборах в округах, не финов или нанашей, а людей, действительно способных предложить актуальную повестку на местах и привлечь голоса избирателей.

Свободная Европа: Есть шансы вернуться к этому закону? Многие говорят, что отсутствие второго тура противоречит здравому смыслу.

Александру Тэнасе: В целом, думаю, что это действительно проблема – выборы в один тур. Проблема не юридического характера, а политического. Очень надеюсь, что к этому вопросу вернутся.

Свободная Европа: И узаконят второй тур?

Александру Тэнасе: Надеюсь, что парламент это сделает.

Свободная Европа: Игорь Додон воспротивится всеми силами.

Александру Тэнасе: Игорь Додон будет против, но парламентарии могут поддержать эту идею, не проблема. Свет клином не сошелся на Игоре Додоне. В парламенте 101 депутат. И я совершенно уверен, что вопрос нужно обсудить.

Свободная Европа: Есть еще время на это?

Александру Тэнасе: Почему нет? Можно вернуться до выборов. Не проблема.

Свободная Европа: До выборов?

Александру Тэнасе: Почему нет? Нельзя менять систему за год до выборов в том случае, если определенные условия ухудшаются. Но если предложение направлено на улучшение закона, разумеется, его можно рассмотреть и позже. Не вижу никакой проблемы в этом смысле.

Думаю, такой шаг встретит поддержку и со стороны Венецианской комиссии. Это уравнение со многими неизвестными. В целом же, должен сказать, мы бросим жребий наугад, если не будет полной уверенности в динамике формирования будущей власти. А это не есть нехорошо.

Свободная Европа: Вы можете себе представить, как будет выглядеть парламент 2018 года?

Кто захочет голосовать – тот проголосует. Нереально предоставить за пределами страны те же гарантии, что и на родине

Александру Тэнасе: Не могу предположить, потому что наличие одного только тура в столь неоднородном обществе с неустойчивыми политическими взглядами влечет определенные риски.

Свободная Европа: В декабре 2016 году, будучи председателем Конституционного суда, вы передали на рассмотрение парламента шесть определений о необходимости пересмотра законодательства о выборах, о том, что касается голосования за рубежом, вовлечения церкви и т.д. Вашу позицию учли депутаты, поддержавшие реформу избирательной системы?

Александру Тэнасе: Эти определения касаются президентских выборов.

Свободная Европа: И они не действительны для других выборов?

Александру Тэнасе: Не все они применимы. Что касается церкви – да, применимы, но ничего не было в этом плане предпринято.

Свободная Европа: А что касается округов в диаспоре?

Александру Тэнасе: Вокруг этого вопроса много споров… даже не знаю, как к нему подойти. Если я приведу конкретные примеры о правах диаспоры на принятие участия в выборах, вы увидите, что наше законодательство в этом смысле более чем либерально. Грузины не голосуют, прибалты не голосуют за рубежом…

Свободная Европа: Миллион молдавских избирателей в диаспоре…

Александру Тэнасе: Латвийцев – миллион сто, грузин – три миллиона. Не переживайте. Выборы проводятся в стране. Нельзя предоставить за пределами страны те же гарантии, что и дома. Не буду вдаваться в подробности по этому поводу, но посоветую поднять законы о выборах в трех прибалтийских странах, Грузии и Армении – небольших государств, соразмерных с Молдовой, с большим эмиграционным потенциалом…

Свободная Европа: И как вы считаете, парламент следует рекомендациям Конституционного суда?

Рассылать сообщения и комментарии в Facebook – это просто, и куда сложнее поехать в село Чучулень

Александру Тэнасе: Парламент не приступил пока к обсуждению этих определений, так как они касаются президентских выборов. Нужно учесть, что проблемы с голосованием в диаспоре возникают только в рамках президентских выборов, не парламентских. В диаспоре очень мало людей, голосующих на парламентских выборах. Конфликты возникают на президентских. Так было и у румын.

Свободная Европа: А если в 2018 году в диаспоре будет много желающих принять участие в парламентских выборах…

Александру Тэнасе: Они это сделают. Увеличено количество бюллетеней для голосования в диаспоре, внесены соответствующие изменения...

Свободная Европа: С трех до пяти тысяч бюллетеней на один участок…

Александру Тэнасе: Этого достаточно. Кто захочет голосовать – тот проголосует. Нереально предоставить за пределами страны те же гарантии, что и на родине. За рубежом невозможно обеспечить судебный контроль, нет комиссий по рассмотрению апелляций. За пределами страны нет рычагов мониторинга, неизвестно, как измерять эфирное время, нет людей, которые оценили бы наличие предвыборной пропаганды у здания дипломатических миссий – и даже если факты агитации будут установлены, как на них реагировать?

Поэтому подход очень разный. В целом мне представляется в корне ошибочным то, что выпячивается одна из проблем. Думаю, все, кто причисляет себя к власти или борется за нее, должны ездить по селам и районам, где находится основная масса избирателей. Рассылать сообщения и комментарии в Facebook – это просто, и куда сложнее поехать в село Чучулень, к примеру.

Со стратегической точки зрения, эти двое не смогут сосуществовать. Думаю, конфронтация между ними неминуема.

Свободная Европа: Вы будете баллотироваться?

Александру Тэнасе: Не буду. У меня нет партии, нет ничего.

Свободная Европа: В одномандатном округе вы можете баллотироваться как независимый кандидат.

Александру Тэнасе: Меня такая перспектива не прельщает.

Свободная Европа: Но вы же призываете избирателей быть более активными…

Александру Тэнасе: Да, и я уверен, что выбор у них будет. Как бы плохо ни обстояли дела с оппозицией и властью, уверен, в каждом избирательном округе найдется хоть один кандидат, достойный мандата депутата. Но если люди за сотню леев предпочтут выбрать мошенника, что ж, это их будущее, делать нечего. Нельзя заставить кого-то быть счастливым. Выбор есть, и если ты предпочел не того человека – тебе за это отдуваться.

Свободная Европа: Но можно помочь ближнему стать счастливым. Г-н Тэнасе, вы же знаток политической сцены Молдовы, поэтому позволю себе спросить: как вы считаете, может вспыхнуть настоящая политическая война между Игорем Додоном и Владимиром Плахотнюком?

Александру Тэнасе: Это все предположения. Совершенно очевидно, что два клинка в одних ножнах не поместятся. Как очевидны и амбиции Демпартии заполучить большинство. Несомненно, Демпартия не хочет и не захочет ни с кем делиться властью, тем более с такой эгоцентричной и предельно амбициозной фигурой, как Игорь Додон, который, в общем-то, хочет того же.

Я ошарашен тем, что за два-три месяца можно завершить судебное расследование

Свободная Европа: И какой клинок останется в ножнах?

Александру Тэнасе: Не могу знать. 2018 год покажет. Зависит от итогов выборов. Но абсолютно очевидно, что, несмотря на внешние признаки их совместных действий в определенных ситуациях – очевидно, что действия согласованы, но есть и вопросы конъюнктуры, так что со стратегической точки зрения, эти двое не смогут сосуществовать.

Местами они даже пытаются оспаривать определенные общие сегменты электората. Думаю, конфронтация между ними неминуема. Когда это произойдет, когда созреют условия для этого – пока сказать трудно.

Свободная Европа: У кого есть шансы завоевать столицу?

Александру Тэнасе: У столицы есть пока мэр.

Свободная Европа: Временно исполняющий обязанности...

Александру Тэнасе: Посмотрим, чем все закончится. Одно очевидно: эти судебные расследования ведутся с космической скоростью. Для меня это непривычно, столько лет уже состою в адвокатском сословии, но я ошарашен тем, что за два-три месяца можно завершить судебное расследование. Но Бог с ними.

Пока же г-н Киртоакэ является градоначальником; несмотря на то, что он отстранен от должности, я считаю преждевременной полемику по этому поводу. Посмотрим, какими доказательствами располагает обвинение.

Свободная Европа: Правосудие у нас селективное?

Александру Тэнасе: Проблема не в селективности правосудия. Проблема в том, что на данный момент акт отправления правосудия определяют прокуроры, а судьи лишены возможности воспротивиться воле прокуроров. В этом на данный момент самая большая проблема.

XS
SM
MD
LG