Linkuri accesibilitate

Арманд Гошу: «Никогда не поверю, что Плахотнюк и его люди вдруг отправятся в монастырь и постригутся в монахи»


Профессор факультета политических наук университета Бухареста – о выборах мэра Кишинева и предстоящей парламентской кампании

«Мне жаль и МИД, и Службу информации (SRI), и Службу внешней информации (SIE), и администрацию главы государства. Все они заигрывали с Плахотнюком и ставили на его кандидатов – «технократку» Сильвию Раду и «пророссийского социалиста» Иона Чебана – и все проиграли».

Румынский аналитик, профессор политических наук Бухарестского университета Арманду Гошу в интервью Свободной Европы подвел итоги местных выборов в Молдове.

Свободная Европа: Вскоре после обнародования результатов выборов мэра Кишинева кандидат социалистов Ион Чебан признал поражение и сказал, что голосование было, скорее, политическим и геополитическим. Действительно ли геополитика определила, кому возглавить столицу Республики Молдова?

Арманд Гошу: Это самое удобное оправдание для г-на Чебана. Но не геополитика сказала последнее слово. В этой кампании очень мало использовали геополитическую риторику, но, разумеется, поражение надо же чем-то оправдывать. И вот г-н Чебан обвинил геополитику!..

Свободная Европа: Немало избирателей открыто говорили о том, что пошли голосовать из опасения, что флаг Евросоюза поменяют на какой-то другой.

Арманд Гошу: Кишиневские избиратели далеко не так уж и наивны. Может, и они находят оправдания подобного рода, потому что многие из них в последние годы поверили разной клевете, распространяемой медиахолдингом Плахотнюка о Нэстасе. Но это не значит, что кто-то всерьез мог подумать, что Чебан, придя в мэрию, сменит флаг.

Свободная Европа: Как поведет себя в дальнейшем партия власти? Какую стратегию она может выбрать для выстраивания отношений с кишиневской мэрией?

Арманд Гошу: Каждый шаг той или иной партии будет продиктован логикой выборов. У предстоящих парламентских выборов в Республике Молдова судьбоносное значение, они фундаментально важны для будущего страны.

Раны смажут вазелином, они затянутся, но шрамы останутся, и Румынии придется отказать Плахотнюку в своей поддержке

С другой стороны, они не менее важны и для режима Плахотнюка, от результатов выборов зависит – выживет ли система или разрушится. Следовательно, Демпартия Плахотнюка в оставшиеся до выборов месяцы будет пытаться превратить в поражение эту победу, породившую такие большие ожидания у кишиневских избирателей, посеять недоверие к новому мэру, поставить под сомнение его способности решать проблемы. Такой сценарий тем более тревожен, что муниципальный совет враждебно настроен по отношению к Андрею Нэстасе, абсолютно враждебно, многие пытаются загнать его в угол, сделать его мандат чисто символическим, а заодно и дискредитировать нового мэра.

От всей души надеюсь, что Нэстасе поймет, что он стал мэром усилиями партий правой ориентации, проевропейских и антиолигархических, и что ставка нового исторического тренда, который наметился одновременно с его победой в Республике Молдова, – это триумф или, как минимум, очень хороший результат на парламентских выборах.

Потому что только явный успех на осенних выборах может создать ему в кишиневской мэрии благоприятную обстановку для реализации собственной предвыборной программы. В его распоряжении очень мало времени – всего год, но за это время он может вернуть молдаванам надежду и веру в проевропейский вектор.

Свободная Европа: Кстати, в пресс-релизе Демпартии говорится, что решение не выдвигать собственного кандидата на выборах в Кишиневе было правильным. Сейчас в руководство столицы пришли оппозиционные политические силы, и это, считает ДПМ, может оказаться счастливым предзнаменованием и обеспечить баланс сил в государстве?

Плахотнюк надеялся, что достаточно будет поупражняться в геополитической риторике. Но этот дискурс надоел и американцам, и европейцам

Арманд Гошу: Думаю, никакого баланса сил в Республике Молдова не будет, как не будет его, скорее всего, и после предстоящих парламентских выборов. Планы, которые прорабатываются где-то за закрытыми дверями, предусматривают все что угодно, только не баланс сил. Никогда не поверю, что Плахотнюк и его люди вдруг станут святошами, отправятся в монастырь и постригутся в монахи. Я не верю в такие сценарии.

Они контролируют министерства, контролируют центральную власть – контролируют все! Завоевав кишиневскую мэрию, ты неминуемо становишься частью системы, частью политического истеблишмента. Проблема в том, чтобы Нэстасе выбрал правильную линию между сдержанным отношением к системе и сотрудничеством с министерствами, центральными органами власти на благо Кишинева.

Это будет как танец на канате, который придется исполнять Андрею Нэстасе. Но я верю в его способность мобилизации, в его интеллигентность – и в способность кишиневского электората правильно понимать ситуацию и интерпретировать события. Посмотрите, какие кампании были развернуты против Нэстасе в СМИ, они продолжались около четырех лет. Другой бы на его месте давно уже сдался и уехал бы куда глаза глядят. А он выстоял, он упрямо шел вперед – и вот он во главе мэрии. Значит, у него есть харизма, есть какие-то козыри, очень важные для избирательной кампании, которая пройдет осенью. Это самая большая ставка.

Свободная Европа: Как вы считаете, а после выборов Демпартия будет настаивать на альянсе с теми, кто выиграл досрочные выборы в Кишиневе?

Румынская сторона вела себя очень некрасиво. И Бухарест здесь проиграл самым позорным образом

Арманд Гошу: Думаю, да. Очень важен этот месседж, который Плахотнюк начал продвигать примерно после 2014 года, после аннексии Крыма и агрессии России против Украины, когда с точки зрения региональной безопасности значение Молдовы вдруг резко выросло. И он стал презентовать себя в Вашингтоне, Берлине и в других западных столицах как гаранта проевропейской, прозападной ориентации Республики Молдова. Но у него возникли серьезные проблемы с доверием – после того, как он помог Додону стать президентом. Пророссийскому Додону, который по шесть раз в год встречается с Путиным!..

Если осенью этого года после выборов он пойдет на альянс с пророссийскими социалистами Додона, последняя капля доверия к нему просто испарится. Следовательно, ему жизненно важно донести до Запада, что он будет вместе с проевропейскими силами. Потому что есть еще один момент: деньги-то идут не из Москвы. И он прекрасно понимает, что ни он, ни Додон не имеют абсолютно никаких шансов обеспечить приток денег в Молдову.

Молдова жива исключительно благодаря международным донорам. У Москвы денег для Молдовы нет. Значит, на чьи деньги может рассчитывать Кишинев? Только на деньги Запада – Международного валютного фонда, Всемирного банка, европейских фондов. И чтобы получить доступ к этим фондам, нужно не просто имитировать, но и предпринимать определенные действия, проводить реформы и доказать свою приверженность европейскому курсу.

Здесь и застрял г-н Плахотнюк, он все надеялся, что достаточно будет поупражняться в геополитической риторике, поклясться остановить российские танки на Днестре. Но этот дискурс надоел уже и американцам, и европейцам, которые начали требовать чего-то большего. А ему нечего предложить им, да он и не предполагал, что от него потребуют чего-то большего, и никто ему этого не подсказал, несмотря на то, что вокруг него крутятся сотни советников.

Свободная Европа: Каким вы видите дальнейшее молдавско-румынское сотрудничество, и кто может рассчитывать на поддержку Бухареста?

Арманд Гошу: Это большой провал для Румынии и для структур, которые курируют Республику Молдова. Правда, здесь надо учитывать тот факт, что после Pădurea Domnească и особенно после Крыма Республика Молдова находится в ведении не МИДа, а секретных служб, где сложилась особая точка зрения на отношения с Молдовой.

Бухаресту дали по рукам и приказали угомониться

И аппарат президента, и Высший совет национальной обороны (CSAT) открыто и безо всякого чувства неловкости поддерживали Плахотнюка, на него делал ставки Бухарест, и центральная власть отказалась от любых контактов с лидерами новой оппозиции – с Майей Санду и Андреем Нэстасе. Причем отказалась категорически – и президент, и министр иностранных дел не захотели с ними встречаться.

Я слышал о действительно неприятных и неловких случаях, мне рассказывали люди, которые при этом присутствовали, не румыны – иностранцы. Говорили о том, как довольно высокопоставленные европейские чиновники безуспешно пытались устроить в каком-то углу зала встречу президента Румынии с Майей Санду, но помешали советники...

Иными словами, румынская сторона вела себя очень некрасиво. Эти факты, произошедшие за последние два-три года, наверняка знают и зарубежные посольства, и аналитики, которые в курсе всех отношений между Бухарестом и Кишиневом. И Бухарест здесь проиграл, проиграл самым позорным образом.

После выхода на пенсию генерала Предою из Службы внешней информации, после отставки госсекретаря МИДа, который занимался вопросами Республики Молдова, возможно, Румыния пересмотрит свою позицию в отношении Молдовы. Насколько сильно я верю в такой вариант? Процентов на тридцать, думаю, результаты предстоящих парламентских выборов будут иметь для CSAT и румынских чиновников эффект разорвавшейся бомбы. Раны смажут вазелином, они постепенно затянутся, но шрамы останутся, и Румынии придется отказать Плахотнюку в своей поддержке.

На кону – будущее этого государства

Но интересно, что в последние недели им пришлось проглотить эту пилюлю, следовательно, можно предположить, что из Вашингтона и Берлина поступили очень внятные сигналы с предупреждением не вмешиваться и даже не думать каким-либо образом влиять на результаты выборов в Республике Молдова. Возможно, Бухаресту дали по рукам и приказали угомониться...

Свободная Европа: А Игорь Додон, который собирается с очередным визитом в Российскую Федерацию, заявил, что «главные битвы и победы социалистов еще впереди».

Арманд Гошу: Разумеется, изменив избирательную систему Плахотнюк вымостил путь Додона и Партии социалистов к очень хорошим результатам на предстоящих парламентских выборах. Смешанная система ставит в выгодное положение крупные и очень крупные партии, а самая крупная в Республике Молдова партия на сегодняшний день – это ПСРМ, которая может получить убедительное большинство в парламенте. И это, запомним, сделано с подачи Плахотнюка, которого поддерживал Бухарест!..

Думаю, этой осенью нас ждут настоящие фейерверки, ставки слишком уж высоки. Но ставки, скорее, внутреннего характера: наивно думать, что Республика Молдова занимает хоть сколько-нибудь заметное место в европейской или американской повестке – или хотя бы в российской.

Россия, если получит какой-то подарок, – как, скажем, в свое время получила Додона в качестве президента – будет на седьмом небе от счастья из-за того, что ей ради этого не пришлось и пальцем шевелить. Но очень скоро и Россия поймет, что Додон – это отравленный подарок. Ничего особенного он из себя не представляет. Да, позирует он неплохо, и на парад 9 мая его можно позвать, когда других гостей нет. И на этом – все.

Так что ставки – внутреннего характера, и они очень высоки для граждан Республики Молдова. На кону – будущее этого государства. Сумеет ли оно возродиться в качестве по-настоящему европейской демократической силы, и есть ли шансы на выживание и на то, чтобы однажды влиться в европейскую, евроатлантическую семью?..

XS
SM
MD
LG