Андрей Нэстасе: Спасибо вам за то, как вы освещали предвыборную кампанию, за подход к этой кампании, которая завершилась очень хорошим результатом для развивающихся проевропейских сил. Они являются частью нового политического класса, основанного на принципах неподкупности, профессионализма и меритократии.
Это хороший результат для нас всех, для тех, кто мечтает о лучшей жизни в Кишиневе, а затем и во всей стране, для тех, кто хочет обеспечить дома европейское будущее для себя и своих детей. Для тех, кто выступает за правовое государство, демократию, функциональную экономику с хорошо оплачиваемыми рабочими метами, с чистым воздухом и качественной водой – и надеется, что нашим людям не придется больше искать свое место под солнцем где-то на чужбине, на Востоке или на Западе.
Свободная Европа: Г-н Нэстасе, ваш вывод: это был все-таки протестный голос? Граждане выбрали меньшее зло?
Андрей Нэстасе: Я скажу так: это был титанический труд многих людей, лучших представителей этого общества, которые составляют сегодня проевропейский альянс. Я говорю, прежде всего, о молодых развивающихся партиях – Платформе «Достоинство и правда», партии «Действие и солидарность» во главе с Майей Санду, Либерально-демократической партии, которая находится в процессе очищения после всего пережитого несколько лет тому назад. Это были консолидированные усилия людей доброй воли, которые хотят перемен к лучшему здесь, дома.
Мы никогда не пойдем на альянс с Плахотнюком
И даже если опросы или социологические исследования показывают, что 56% респондентов готовы хоть сейчас уехать за рубеж, сегодня удалось возродить надежду этих людей на то, что все еще можно изменить! «Да, мы можем» – таков был наш слоган во время кампании, не очень оригинальный, но он возник во втором туре выборов естественным образом. Он появился после того, как никто ни в стране, ни за рубежом не давал нам никаких шансов для выхода во второй тур.
Мы доказали, что мы можем, и это дает нам право сказать, что через наше единство, через единство всего общества, которое мы видим максимально консолидированным, с помощью единства новых сил мы можем рассчитывать на хороший результат и на парламентских выборах.
Свободная Европа: Сегодня мы изучаем реакции. Я приведу такую: «В ходе кампании Демократическая партия призвала граждан проголосовать против социалистов»…
Андрей Нэстасе: Фальшивка!
Свободная Европа: Как общественности понимать этот месседж демократов?
Андрей Нэстасе: Это лицемерный и лживый призыв, то же самое было и в ходе президентской кампании, когда нам преподнесли отравленное яблоко. Тогда та же самая Демпартия, во главе который находится наиболее ненавистный для граждан Молдовы политик – я говорю о Плахотнюке – посчитала, что для нее будет полезным заявить о поддержке Майи Санду – честного человека, профессионала, человека, заслуживщего топовое место в нашей политической иерархии... Так вот, ДПМ выступила с этим месседжем, с помощь которого, как все мы прекрасно понимали, выстраивалась линия нападения на Майю Санду со стороны верных партнеров Плахотнюка – Додона и Партии социалистов.
Если мы хотим изменить ситуацию, надо избавиться от мафии, от коррупции, от хаоса, надо избавиться от олигархического прошлого
А сейчас партия Плахотнюка и Партия социалистов, обе – с партнерскими связями в Москве с «Единой Россией», вынашивают идею альянса после предстоящих в декабре парламентских выборов.
Свободная Европа: Демпартия, напротив, пытается продвигать идею о том, что необходимо подготовить благоприятную почву для постэлекторального альянса между ними, правящей ДПМ, и вами, проевропейцами из внепарламентской оппозиции.
Андрей Нэстасе: Нет, это ошибочный путь, пусть на это и не надеются. И если кто-то считает, что подобный вариант возможен, то я со всей ответственностью заявляю от имени Платформы, что мы никогда не пойдем на коалицию с мафией, с теми, кто измывался над этой страной, кто превратил ее в прачечную для российской мафии, кто украл у страны и ее граждан треть государственной казны – более 13% ВВП, кто издевался над нашими детьми и нашими родителями, вынудив их скитаться на чужбине…
Вот почему создавать сегодня альянс с этой мафией – это значит просто не понимать, что происходит, и чем это все грозит. И мы очень хорошо помним, что произошло с теми, кто рискнул пойти на альянс с мафией.
Свободная Европа: Г-н Гимпу не раз говорил, что ему пришлось пойти на альянс во имя спасения европейского курса Республики Молдова.
Андрей Нэстасе: Я не буду комментировать заявления г-на Гимпу, мы знаем, к чему пришла в конечном счете эта партия после подыгрывания Плахотнюку и Демпартии. Мы все знаем, что случилось с Владом Филатом, знаем, что происходит с Юрием Лянкэ... Вот почему ни Майя Санду, я в этом уверен, ни партии, которые мы представляем, партия «Достоинство и правда» и партия «Действие и солидарность», никогда – по крайней мере, пока я являюсь председателем партии и одним из лидеров проевропейской коалиции – мы никогда не пойдем на альянс с Плахотнюком.
ДПМ – это группировка, которой по-хорошему место на скамье подсудимых, а не в парламенте
Это должны понять и зарубежные канцелярии, это должны понять все. Если мы хотим изменить ситуацию в Республике Молдова к лучшему, надо избавиться от мафии, от коррупции, от хаоса, надо избавиться от олигархического прошлого нашей страны. В противном случае мы будем прозябать в этом болоте еще десятки лет, суть в том, что плахотнюки, додоны, шоры и прочие хотят, чтобы Республика Молдова застряла в этой серой зоне, где они извлекают миллиарды. Население нищает, люди вынуждены уезжать за рубеж, откуда они переводят деньги домой для выживания своих родителей и детей. А олигархи на этом наживаются.
Мы должны понять раз и навсегда, что необходимо создать единый фронт сил добра, объединившись с новыми силами в обществе, чтобы доказать людям, что мы в состоянии проводить другую политику, управлять по-новому, в состоянии наладить цивилизованный диалог с нашими партнерами по развитию, доказать, что мы честны и неподкупны, что не запускаем руки в карманы европейского или молдавского налогоплательщика. Только так мы сможем изменить положение дел – и в один прекрасный день оказаться в Европе.
Свободная Европа: В сообщении Демпартии говорится и о том, что в государстве установился баланс сил: ДПМ осуществляет управление, бывший лидер социалистов Игорь Додон стал главой государства, а сами социалисты представляют парламентскую оппозицию. И внепарламентская оппозиция в вашем лице тоже получила важную должность – пост мэра столицы. По мнению ДПМ, три полюса в состоянии обеспечить баланс в государстве…
Андрей Нэстасе: Нет никаких трех полюсов, есть два полюса – зла и добра, олигархии и правового государства, воровской и честной власти. Вот каковы на сегодня два полюса в Республике Молдова.
Мы должны сохранить единство, которое начинает приносить плоды
Один представлен биномом Плахотнюка и Додона, я говорю об их альянсе, который не хочет признавать ни один, ни другой, хотя это уже всем ясно, – и это доказали выборы 20 мая и 3 июня. С другой стороны, есть молодые развивающиеся силы, представленные, прежде всего, Платформой «Достоинство и правда» и Партией «Действие и солидарность», Либерально-демократической партией, активистами гражданского общества и всеми, кто символизирует в нашем обществе качество и компетентность.
Вот так можно рассматривать ситуацию, но уж никак не через призму трех измерений: про-Россия, про-Европа и нас, как развивающейся силы. Нет! Демпартия ни в коей мере не является ни демократической, ни проевропейской, ни даже просто партией. ДПМ – это группировка, которой по-хорошему место на скамье подсудимых, а не в парламенте Республики Молдова.
Если Додон мошенническим путем, при поддержке Плахотнюка и с помощью грязных денег из Багам, России или Турции, все же смог выиграть выборы, имея за собой определенный электорат, то Плахотнюк, который в 2015 году набрал 15% и получил 19 мандатов в парламенте, сегодня контролирует парламентское большинство. Это случилось не благодаря поддержке народа, а в результате преступлений, подкупа, преследования оппонентов, при помощи уголовных дел, реальных и сфабрикованных, потому что, как известно, в его руках, в его распоряжении все карательные механизмы, и он пользуется ими по собственному преступному усмотрению.
Свободная Европа: Значит, по-вашему, баланс власти в государстве обеспечен не будет?
Андрей Нэстасе: Нет… Баланс обеспечим мы, подлинные проевропейские силы. Мы должны сохранить свое единство, которое начинает приносить плоды, мы это доказали на президентских выборах, когда продемонстрировали очень хороший результат. Сейчас на выборах мэра столицы мы добились победы, так почему не стремиться к тому же и на выборах парламента?
Мы будет работать максимально прозрачно и открыто, и я надеюсь, что такой подход настроит аналогичным образом и мунсовет
Если мы сможем сохранить единство и сплоченность, если внимательно проанализируем и извлечем уроки из допущенных ошибок, то даже при тех правилах, что навязывают Плахотнюк с Додоном с помощью введения смешанной системы выборов, мы можем попытаться их победить. Легко не будет, совсем не будет, но если мы продолжим держаться вместе…
Свободная Европа: Вы допускаете возможность пересмотра электорального законодательства до осени?
Андрей Нэстасе: Нет ничего невозможного, все в человеческих силах, но когда в игре – преступники, которые боятся потерять свободу, боятся лишиться незаконно нажитого имущества – разумеется, это делать все труднее и труднее. Мы будем прилагать все усилия, будет добиваться возвращения к выборам по пропорциональной системе, но мы не ждем, что власть добровольно пойдет на этот шаг.
Отлично известно, что эта система ставит в выгодное положение Партию социалистов и г-на Додона лично, потому что только так, с помощью одного тура ПСРМ может добиться довольно внушительных результатов. Нам придется работать в два, в три раза больше, убеждать избирателей, что мы лучше их. Первые результаты нужно продемонстрировать в кишиневской мэрии, мы должны доказать, что другая власть выгодна людям, и – почему бы и нет? – победить на парламентских выборах вместе с проевропейскими силами.
Свободная Европа: Вы уже заявили, что отношения местной власти с центральной будет строиться в рамках закона. А как вы собираетесь выстраивать хорошие отношения с кишиневским муниципальным советом, от решений которого вы напрямую зависите?
Я человек со стороны, я пришел с улицы, из толпы, я представляю рядовых граждан – и навсегда останусь с ними
Андрей Нэстасе: Да, речь идет об институциональных отношениях и институциональном подходе, как это и предусматривает закон. У мэра одни прерогативы, у мунсовета другие. Действительно, определенные проекты мэра зависят от решений муниципального совета. Вместе с членами нашей команды мы будем выходить с проектами, которые идут на благо жителям муниципия, а мунсовет уже станет решать – принимать их или нет. Со своей стороны, мы будет работать максимально прозрачно и открыто, и я надеюсь, что такой подход с нашей стороны настроит аналогичным образом и мунсовет.
Свободная Европа: Когда вы собираетесь представить команду? В вашем распоряжении есть 10 дней, пока утверждаются итоги местных выборов.
Андрей Нэстасе: Ну, результаты могут быть признаны и пораньше.
Свободная Европа: Но вы не опасаетесь того, что за эти дни что-то в мэрии может произойти?
Андрей Нэстасе: Как же, опасаемся, тем более, что много плохого уже произошло. Только в ходе предвыборной кампании случилось столько всего нехорошего… В большой спешке назначены руководители ряда управлений, мы все видели, как в срочном порядке с наспех выданными разрешениями снесли некоторые здания…
В мэрии происходят очень нехорошие вещи, но делать пока нечего, есть законодательные рамки, которые надо соблюдать, иначе мы пойдем по пути правового нигилизма, а я этого не хочу, не хочу действовать их методами.
Свободная Европа: А если вам будут пытаться вставлять палки в колеса, мешать работе в качестве мэра?..
Андрей Нэстасе: Буду опираться на конституционные рычаги, законные рычаги и – почему бы и нет? – на поддержку населения. Я не позволю, чтобы кто-то издевался над муниципием и над его жителями. Буду реагировать. Я человек со стороны, я пришел с улицы, из толпы, я представляю рядовых граждан – и навсегда останусь с ними.