Центр политик и реформ Молдовы подал в суд на министерство внутренних дел и Генеральный инспекторат пограничной полиции в связи с высылкой 6 сентября из Молдовы семерых учителей турецких лицеев. По мнению программного директора Центра Думитру Алайбы, налицо – ограничение и даже отказ в доступе к информации, представляющей общественный интерес.
Думитру Алайба: С сентября мы все пытаемся пролить свет на некоторые вопросы, мы обращались с различными ходатайствами, пробовали воспользоваться своим правом на доступ к информации, представляющей общественный интерес, – ведь это очень резонансный случай!.. Мы пытались достучаться до Пограничной полиции, Бюро по миграции и убежищу, министерства внутренних дел, но все молчат, словно воды в рот набрали. И общественность так и не получила никаких разъяснений, наши попытки воспользоваться своим правом на информацию остались без ответа. Но мы не собираемся отказываться от намерений и будем своего добиваться, в том числе через суд.
Свободная Европа: Но Пограничная полиция уже направила вам ответ, который потом подтвердили и в МВД...
Думитру Алайба: Да, это так…
Свободная Европа: И вы недовольны ответом?
Думитру Алайба: Это был не ответ, а форменная отписка, они не ответили на конкретный вопрос: каким образом семеро иностранных граждан, семеро учителей лицея Orizont пересекли государственную границу Республики Молдова? Ведь их родные выступили с заявлениями для прессы, сказав, что у них при себе не было документов, паспорта остались здесь. Каким же образом они покинули страну?
Или же речь идет о том, что соответствующие органы Республики Молдова грубо нарушили еще один закон, помимо процедуры признания персонами нон грата, – потому что мы так и не поняли, как расценивает власть всю эту ситуацию, какими аргументами она руководствовалась. Процедура была нарушена, люди не были вовремя проинформированы. А в Бюро по миграции и убежищу вообще стали заикаться, сперва сказали, что они никаким боком не причастны к инциденту, затем, видимо, их отчитали, или еще что-то там случилось, и они сами себе начали перечить, заявив: «Да, мы отдали распоряжение, но сделали это раньше…».
Сейчас что получается? Что в этом деле есть и другие нарушители закона, то есть, те, кто сознательно позволил этим гражданам незаконно покинуть страну. Во всяком случае, мы не получили объяснений, на которые имеем право. Мы интересовались в Пограничной полиции – получив отказ, мы обратились в министерство внутренних дел, но последовала аналогичная реакция. Мы считаем подобное отношение незаконным, а потому обратились в суд.
Свободная Европа: Вы считаете, что суд даст ход этому делу?
Думитру Алайба: Возможны два варианта: либо долгий и серьезный разговор на эту тему, либо очередное подтверждение тому, что суд подстраивается под власть. Исходя из дальнейшего развития событий можно будет делать выводы, потому что мы вправе требовать ответа на интересующие нас вопросы. Ну, а власть, в данном случае – в лице суда сектора Чокана – покажет свою суть. И либо выберет диалог, либо пойдет на нарушение нашего права на доступ к правосудию.
Посмотрим, насколько расшатана, разрушена наша система правосудия
Свободная Европа: Вы же понимаете, что у турецких учителей, покинувших территорию Молдовы, обратной дороги нет, сюда они не вернутся. Значит, для вас важно выяснить обстоятельства высылки?
Думитру Алайба: Если бы мы могли обсудить этот вопрос хоть с кем-то в Молдове, если бы нам дали нормальный ответ, а не ограничивались умно-загадочным «без комментариев», «государственная тайна», «закрытое заседание»… Какое закрытое заседание?! Весь мир показывает на нас пальцем и говорит, что здесь грубо попираются права человека! А они проводят закрытые заседания, когда все должно быть предельно открыто, чтобы мы могли видеть заседание той комиссии в режиме реального времени! Это же элементарно.
Свободная Европа: А почему вы не обратились в Службу информации и безопасности, ведь эта история, похоже, там и началась?
Думитру Алайба: Мы не обращались непосредственно по этому вопросу, мы исходим из реальности, а реальность следующая – представители СИБ действительно присутствовали. Но, в конечном счете, во внимание была принята только версия власти. Мы же хотим лишь одного: получить от этих органов официальную информацию, официальный ответ на свои вопросы.
Мы приняли к сведению полученный ответ о том, что это сфера компетенций Бюро по миграции и убежищу, и последовали его версии, но все равно история не стыкуется, отдельные ее элементы как бы висят в воздухе, а если появляется какой-то вопрос, то ответа на него все равно не получишь.
Сейчас мы просто хотели вынести на первый план отдельный момент всей этой истории – как эти люди покинули страну? И я, и вы, и любой из нас, выезжая или въезжая в Молдову, обязаны предъявлять паспорт. Эти люди должны были иметь при себе определенные документы, чтобы на законных основаниях покинуть территорию Республики Молдовы. Этого не было, значит, их вывезли насильно, против их воли. Так, во всяком случае, получается со слов их родных.
Как эти люди пересекли границу, если родственники говорят, что их паспорта остались здесь?
Свободная Европа: И чем может завершиться ваша история с обращением в суд? В чем состоит конечная цель?
Думитру Алайба: Посмотрим, насколько расшатана, разрушена наша система правосудия. Это тоже в своем роде конечная цель – у нас появится шанс показать еще один аргумент в пользу того, что юстиция наша зависит от политики. Конечная цель? Если мы проиграем, то сможем обратиться в ЕСПЧ – почему нет? Но это будет решено по ходу дела. Посмотрим, как поведет себя власть.
Мы намерены действовать и использовать все возможные пути апелляции здесь, дома. Если мы выиграем дело… Хотя это маловероятно, мы не рассчитываем на положительное решение суда, мы просто хотим своими действиями поддерживать обсуждение, не давать заглохнуть вопросу. Мы хотим постоянно напоминать об этом преступлении обществу и в особенности власти, которая является соучастником. И мы не хотим, чтобы подобные преступления с такой легкостью предавались забвению. Ведь именно на это и рассчитывает власть, совершившая настолько гнусный поступок... Но мы этого не позволим.
Свободная Европа: Вы считаете, что адвокат семерых преподавателей лицея Orizont, которых вынудили покинуть территорию Республики Молдова, не подавал аналогичные запросы?
Думитру Алайба: Не знаю, не знаю… Не могу сказать, требовал ли кто-то еще доступ к такой информации. Мы, проанализировав шаг за шагом всю эту историю, пришли к выводу: эти люди каким-то образом покинули страну. Процедура входит в круг компетенций Пограничной полиции, значит, все вопросы к ней. Как эти люди пересекли государственную границу, если родственники говорят, что их паспорта остались здесь? Какая процедура к ним применялась, какие конкретно печати и где проставлялись? Мы хотим получить ответ!