Стратег Элрой Сэйлор – американский лоббист, член переходной команды Дональда Трампа в период смены власти в Белом доме в 2016 году. За его плечами двадцатилетний политический опыт в Вашингтоне, он был советником сенатора Ронда Пола, советником Национального комитета Республиканской партии, является соучредителем консалтинговой компании, которая представляет иностранные правительства, корпорации и НГО. По случаю визита Элроя Сэйлора в Кишинев корреспондент Свободной Европы Наталья Сергеев обсудила с ним динамику отношений между США и Российской Федерацией, американские приоритеты в Восточной Европе и выход США из ядерной сделки по Ирану.
Свободная Европа: Как вы оцениваете отношения США с Российской Федерацией – и какую динамику прогнозируете?
Элрой Сэйлор: У США уникальные отношения со всеми государствами мира. Иногда они очень хорошие, а иногда – не очень. Было время, когда США и Россия воевали плечом к плечу против нацизма, в какой-то период мы были союзниками и работали вместе, чтобы принести свободу, демократию, транспарентность и верховенство закона в другие страны.
Бывали периоды, когда США и Россию связывали отличные отношения, но иногда эти отношения были… Не хочу использовать слово «накаленные», скажу лучше «хрупкие». Если помните, когда Белым домом руководил президент Обама, у госсекретаря Хиллари Клинтон была символическая «красная кнопка» перезагрузки отношений с Россией. Россия по-прежнему великая держава и великая сила. Думаю, то, что мы видим сегодня при президенте Трампе, – а мне посчастливилось работать в команде, обеспечившей переход власти от одного президента к другому, и я продолжаю поддерживать отношения с Белым домом и конгрессменами – так вот, думаю, это говорит о том, что США и Россия серьезно задумались, как справиться с ситуацией в Иране, на Ближнем Востоке, в африканских странах.
Мировым державам, таким, как Китай, Соединенные Штаты, выпала огромная ответственность перед соседними странами, перед государствами, которые не имеют таких возможностей, как, скажем, Америка. Многие члены Конгресса, Республиканской партии, президентской команды понимают уникальность отношений, которые должны сложиться между Вашингтоном и Москвой. В тех областях, где наладится сотрудничество с Россией – там мы увидим и президента Трампа, и его администрацию, и членов Конгресса, которые будут работать вместе с ней.
А там, где приоритеты России расходятся с приоритетами США, президент Трамп и конгрессмены будут пытаться найти возможность для сотрудничества и движения вперед.
Свободная Европа: По каким направлениям приоритеты администрации Трампа и России расходятся?
Элрой Сэйлор: Думаю, расхождения касаются тех ситуаций, при которых ограничены демократия, свобода, гласность. И речь не только о России, США не станут сотрудничать ни с одной из стран, где эти принципы нарушаются.
Есть страны на Ближнем Востоке, где права женщины не соблюдаются – и мы говорим об этом; есть африканские страны, где много проблем с гласностью на уровне правительства – и мы поощряем эти страны в усилении транспарентности. Есть проблемы и в Восточной Европе, где под вопросом безопасность на границах, где независимость должным образом не признается.
Я не говорю, что в США все идеально. Сегодня весь наш мир тесно взаимосвязан, мы гораздо более плотно связаны между собой, чем десять лет тому назад. Мир стал очень маленьким, и поэтому альянсы и союзы очень важны. Но не менее важно проявлять уважение к партнерам.
Свободная Европа: Насколько заинтересованы США в этом регионе, где расположены Республика Молдова с Украиной, – страны, на территории которых есть подпитываемые Россией конфликты?
Элрой Сэйлор: Отношения с Европой и Восточной Европой всегда были приоритетными для США. Пристальное внимание уделяется всем моментам, которые могут повлиять на Молдову, Румынию, Украину… Этот регион имеет исключительное значение в плане навигационных путей, во всем, что связано с сельскохозяйственной продукцией, которая экспортируется по всему миру, и регион крайне важен в общем экономическом контексте.
США всегда присутствовали в этом регионе, и я уверен, что будут присутствовать и впредь. Мы не навязываем никому своих принципов. Мы их рассматриваем как путеводные огни. Наши принципы – свобода, демократия и равные возможности для всех, а еще – гласность, верховенство закона и незыблемость договора. Эти принципы проверены временем, и мы пытаемся найти друзей и партнеров на их основе. Ценности, которыми мы оперируем, не меняются в зависимости от того или иного региона, с которым мы сотрудничаем. Это основополагающие принципы.
Свободная Европа: Перед тем, как приехать в Республику Молдова, вы побывали и в Румынии. Что привлекло ваше внимание за те 72 часа, что вы провели в этой стране?
Элрой Сэйлор: Например, в США есть местные выборные лица – и народ; а посередине, между выборными лицами и народом, есть то, что мы называем think-tanks (мозговые центры) и группы адвокаси. В США эти организации имеют определяющее влияние. В целом, конгрессмены и президент преследуют две задачи. Первая – служить народу, вторая – быть переизбранными.
У граждан забот побольше: нужно оплачивать счета, воспитывать детей, делать карьеру… Когда в вашем регионе сравниваешь задачи власти и народа, то сразу заметно, что чего-то не хватает – по крайней мере, такое ощущение у меня сложилось в Румынии, возможно, в Молдове ситуация немного иная.
Посередине должен находиться кто-то, кто каждое утро просыпается и от имени определенной категории граждан посвящает свое время и силы решению их проблем, поиску устойчивых вариантов их решения. Именно этим у нас занимаются мозговые центры и группы адвокаси. Я подумаю, какие предложения возможны для Румынии, как помочь ей наладить партнерства с американскими think-tanks и адвокаси-группами – и, в частности, из Вашингтона. Думаю, это будет на пользу не только Румынии, но и региону в целом, потому что страны здесь тесно связаны между собой.
Свободная Европа: За вашими плечами 20-летний опыт в политике США, вы участвовали в передаче власти в 2016 году, когда Белый дом перешел от демократов к республиканцам. В какой степени приоритеты США в этом регионе меняются одновременно со сменой власти в Вашингтоне?
Элрой Сэйлор: В качестве примера возьмем президента Буша и президента Обаму. Оба они, республиканец и демократ, признают важность сохранения отношений с вашим регионом. Да, есть государства, которым республиканцы уделяют больше внимания, и есть государства, которые пользуются повышенным вниманием со стороны демократов. Но если говорить о Восточной Европе в целом, то здесь я разницы не вижу. Если взять направление публичной политики, то в этом регионе присутствует фонд «Вызовы Тысячелетия». Эта программа входит в проект USAID Госдепартамента США. Да, возможно, существуют какие-то сбои в финансировании, но я не думаю, что они связаны с приоритетами США в регионе. Скорее, это связано с внутренними расходами в США и с тем, сколько мы можем себе позволить расходовать на проекты в других странах.
Свободная Европа: За то время, что вы находитесь вдали от родины, президент Трамп заявил о выходе США из ядерной сделки по Ирану. Вы – лоббист и стратег, как вы расцениваете этот ход?
Элрой Сэйлор: Я приветствую тот факт, что Трамп выполнил свое предвыборное обещание. Когда Трамп баллотировался в президенты, он заявил, что это была плохая сделка и объяснил, почему он так считает. Он обещал, что если станет президентом, то выведет США из сделки. Лично я уважаю человека, тем более – занимающего выборную должность, который дал слово и сдержал его. Это значит, что власть функционирует.
В то же время, если бы мне было доверено проконсультировать президента по этому вопросу, я бы посоветовал ему заморозить эти переговоры. Некоторые из наших союзников выразили опасения... Сейчас Россия и Китай начали новые переговоры, и на данном этапе США в них не входят. Думаю, преждевременно гадать, как развернутся дальнейшие события, чем обернется выход США из этой сделки. Поэтому я бы предпочел ограничиться заморозкой соглашения, хотя бы на первоначальном этапе, чтобы все стороны собрались и обсудили, в какой степени США выходят из соглашения или остаются частью сделки.