Опыт Республики Молдова заставил ЕС задуматься: огромный разрыв между достижениями на бумаге, крепнущей властью олигархов при «проевропейских» правительствах, и массовым оттоком молодежи вынуждает европейцев искать механизмы применения Соглашения об ассоциации в интересах граждан всей страны. Об этом заявил в эксклюзивном интервью Свободной Европе немецкий евродепутат от Партии левых Гельмут Шульц. Что же касается обещанной Евросоюзом макрофинансовой помощи, то Шульц напомнил, что Европарламент обусловил предоставление этих денег выполнением рекомендаций Венецианской комиссии. И Кишинев, по его словам, может рассчитывать на получение средств лишь после исполнения требований.
Свободная Европа: Г-н Шульц, вы побывали недавно в Молдове и вернулись разочарованным. Почему?
Гельмут Шульц: Я понял, что 60% населения покидает страну. Особенно молодежь! Почему люди уезжают? Где рабочие места? Где перспективы для молодого поколения?
Свободная Европа: Значит, дела обстоят хорошо лишь на бумаге, а в реальности достижения страны – это фикция?
Гельмут Шульц: По крайней мере, такое впечатление сложилось у меня, к таким выводам я пришел после дискуссий с представителями гражданского общества и оппозиционными партиями, у которых не было реальных шансов на президентских выборах. Очень много критики звучит по разделу соблюдения прав человека. Разумеется, мне известно, что существует большая разница между политическими правами, гарантированными в Конституции, – и соблюдением этих правил в действительности. У инакомыслящих мало шансов чего-то добиться…
Мы и сейчас критикуем пренебрежение рекомендациями ВК и требуем их незамедлительного выполнения
Я был в Кишиневе в апреле, и один из моих выводов состоит в том, что необходимо срочно укреплять законодательную систему, а также механизмы применения законов. Половина стакана полная, – а половина пустая, как говорим мы в Германии, но что касается Молдовы, то лично я не уверен, есть ли в стакане воды хотя бы на половину. Молдова задала нам тему для размышлений: как внедрять Соглашение об ассоциации в интересах всех граждан страны, как сделать так, чтобы преимущества Соглашения почувствовали все граждане, а не только привилегированные категории.
Свободная Европа: Как вы считаете, почему г-н Додон пользуется такой популярностью?
Гельмут Шульц: Это сильный человек, очень уверенный в собственных силах. Он ознакомил нас со своими планами развития страны и повышения эффективности усилий по укреплению Восточного партнерства. Об этом он рассказал на апрельской встрече с членами AFET в Кишиневе.
Свободная Европа: И что сказал президент, какова должна быть роль ЕС?
Гельмут Шульц: Думаю, ЕС и все государства-члены должны взять на себя более серьезную ответственность за экономическое и политическое развитие Республики Молдова путем усиления программ по обмену положительным опытом, которые в состоянии стимулировать усилия местных властей по преодолению сложившейся ситуации, по демонтажу олигархических структур.
Речь идет о стране, из банков которой были выведены огромные суммы денег. И президент, в том числе, сказал, что не знает, куда ушли средства, что он обратился к другим государствам, в частности, к Великобритании, с просьбой помочь отследить транзакции и найти виновных.
У политического класса Молдовы явно нет желания внедрять без задержек весь европейский законодательный пакет
Был подготовлен отчет, который, однако, молдавская власть держала в секрете. ЕС и Еврокомиссия должны потребовать от официального Кишинева публикации этого доклада, что позволит вернуть веру граждан в политическую систему Республики Молдова.
Свободная Европа: Европарламент неоднократно призывал официальный Кишинев прислушаться к рекомендациям Венецианской комиссии относительно изменения системы выборов. Молдавская власть невозмутима, а парламентские выборы все ближе. Как, по вашему мнению, повлияет новая избирательная система на результаты предстоящих выборов?
Гельмут Шульц: Мы и сейчас критикуем пренебрежение рекомендациями ВК и требуем их незамедлительного выполнения. Проблема в том, что даже в ходе встреч на правительственном уровне нам так и не объяснили, почему власть предпочла именно эту формулу выборов, и почему такие перемены – в интересах граждан? Мы все еще требуем – и надеемся, что рекомендации будут учтены до парламентских выборов.
Свободная Европа: Вы считаете, что на это есть надежда?
Гельмут Шульц: Надеяться надо. Мы ждем и верим, но этого должны требовать и молдавские граждане...
Свободная Европа: А до тех пор деньги в Молдову не поступят? Ваши коллеги-либералы, напротив, обнадежили…
Гельмут Шульц: Нет, деньги не придут, потому что Европарламент обусловил их предоставление выполнением рекомендаций ВК. И если мы поступили так с Украиной, то я не понимаю, почему мы не можем то же самое сделать и в отношении Молдовы? Украина лишилась третьего транша макрофинансовой помощи... Речь идет о деньгах европейских налогоплательщиков, и тратить их надо осмотрительно. Мы хотим, чтобы эти средства послужили социальному, политическому и правовому развитию ассоциированных государств.
Надо посмотреть, в чем интересы совпадают, в чем расходятся, и найти вариант компромиссного решения для Молдовы, Приднестровья и РФ
Знаю, многие молдаване надеются на то, что их страна как можно быстрее станет членом ЕС. Однако это пустая мечта – до тех самых пор, пока страна и общество не перестроятся кардинальным образом. Еврокомиссия, Евросовет и Европарламент должны предельно четко об этом сказать, особенно если учитывать, что у политического класса Молдовы явно нет желания внедрять без задержек весь европейский законодательный пакет.
Свободная Европа: Но Молдова же страна маленькая, и она может, в принципе, интегрироваться довольно быстро. Но «быстро» – это сколько: пять, десять, двадцать лет?
Гельмут Шульц: Трудно сказать. Внедрить в национальное законодательство 23 тыс. регламентов и директив – это довольно амбициозное дело. Но ведь речь идет про общество, которое должно подключиться, адаптироваться к европейским реалиям. Иными словами, членство в ЕС предполагает не только права, но и обязательства. Это значит – стать частью пространства с определенными ценностями и обязательствами. И если взять, к примеру, Венгрию, Польшу или Словакию, то видно, что определенные элементы этого пакета правил находятся под вопросом. И это не в интересах Евросоюза!
Свободная Европа: Есть какая-то надежда на урегулирование приднестровского конфликта?
Гельмут Шульц: Я надеюсь, что ЕС найдет способ поддержать нормальные отношения с Республикой Молдова, в том числе поможет найти решение для приднестровского конфликта. Г-н Додон говорил о возможном трехстороннем участии в разрешении конфликта (Молдова, Российская Федерация и Приднестровье при поддержке ЕС) – надо посмотреть, в чем интересы совпадают, в чем расходятся, и найти вариант компромиссного решения для Молдовы, Приднестровья и РФ.
Свободная Европа: Что произойдет с переговорным форматом «5+2»?
Гельмут Шульц: Он будет применяться и впредь, но необходимо более активное общение.
Свободная Европа: Об урегулировании говорят уже 20 лет – и все безрезультатно. Можно ли принимать всерьез нынешние заявления?
Гельмут Шульц: Надо не только слушать, но и действовать – на выборах! Я имею в виду молдавских граждан: нужно проголосовать за тех, кто активно выступает за нахождение решения приднестровского конфликта в формате «5+2».