Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Додон — хороший шахматист, но есть же и другой шахматист, гораздо более умелый»


Проевропейская оппозиция провела акцию протеста против смешанной системы выборов, в которой приняли участие, по оценкам организаторов, несколько тысяч человек. Демонстранты приняли резолюцию, в которой призвали Евросоюз и США поддержать демократизацию Республики Молдова и ввести санкции в отношении депутатов, проголосовавших за смешанную избирательную систему – вопреки рекомендациям Венецианской комиссии.

Свободная Европа: Г-н Боцан, логически напрашивается следующий вопрос: действительно ли Игорь Додон снова вернулся по одну сторону баррикады со своими соратниками по протестному движению – Усатым и другими, которые ставят перед собой одну цель – свержение действующего парламентского большинства?

Игорь Боцан: Г-ну Додону действительно нужен протест, но не реальный, а мнимый. Проблема в том, что г-н Додон вступил в очень тесную связь с партией власти – Демпартией, несмотря на то, что в ходе предвыборной кампании призывал контркандидатов подписать обязательство не сотрудничать ни под каким видом с демократами.

Сейчас, если внимательно присмотреться, абсолютно все – и здесь, в Молдове, и за рубежом, идет ли речь о Евросоюзе или о Российской Федерации, – все говорят кто о тандеме Плахотнюк-Додон, кто о картеле Плахотнюк-Додон, кто о биноме Плахотнюк-Додон. Обоснованность таких разговоров неоднократно подтверждалась: и когда распределялись должности послов, и когда перераспределялись посты на важнейших госпредприятиях, в частности, в Moldova-Gaz, и когда принимался закон о смешанной системе выборов.

Додон никак не отреагировал на решения от 4 марта, когда те же судьи КС с румынским гражданством открыли ему дорогу к прямым выборам президента

В стратегии, которую разворачивают г-н Додон и г-н Плахотнюк, главная идея – поляризация. Они, будучи в тандеме, картеле или биноме, не могут создать биполярную систему на политической сцене Молдовы, поэтому им важно показать, что они дистанцируются друг от друга. И здесь идея протеста под эгидой президентуры, думаю, может стать спасательным кругом для биполярной системы, которую г-н Додон вместе с г-ном Плахотнюком выстраивают здесь, в Республике Молдова.

Свободная Европа: А оппозиция, которая добивается отмены закона о выборах по смешанной системе, согласится видеть рядом Додона?

Игорь Боцан: Нет, потому что у них разные повестки дня. Набирающая силы проевропейская оппозиция выступает за отмену смешанной избирательной системы, тогда как г-н Додон собирается протестовать в связи с тем, что Конституционный суд запретил проводить референдум. Этот референдум тоже надуман, а обвинения, которые приводит г-н Додон в адрес Конституционного суда, просто несерьезны.

Потому что г-н Додон никак не отреагировал на принятие решения от 4 марта, в котором те же судьи КС с румынским гражданством открыли ему дорогу к прямым выборам президента и запретили – сохранив возрастной ценз для кандидатов – участвовать в выборах, например, тому же Усатому, Дорину Киртоакэ и другим возможным претендентам.

Свободная Европа: Иными словами, то решение было исключительно в пользу Додона?

Игорь Боцан: Разумеется, и тогда г-н Додон никак не проявил своего недовольства, несмотря на то, что…

Свободная Европа: Но его последнее негодование связано с тем, что сорвался визит Рогозина, что власть открыто объявила войну Рогозину и Кремлю, а он, Додон, призван в данном случае представлять интересы Рогозина. Для этого он хочет протрубить сбор и созвать людей на площадь Великого национального собрания?

Скорее всего, кто-то ему подсказал, что это большой промах – ехать в Приднестровье и участвовать в праздничных мероприятиях

Игорь Боцан: Наверное, в том числе и для этого. Мы видели его яростную реакцию, возмущение социалистов в связи с решением Конституционного суда, которое они считают политизированным. Повторяю, об этом он не подумал тогда, когда КС открыл ему дорогу в президенты.

Свободная Европа: Но протесты как оружие борьбы с противниками – насколько демократичной является «диктатура улицы», если говорить языком бухарестских политиков? Что касается г-на Додона, то ведь он прекрасно чувствует себя во власти, и как-то странно ему грозить протестами…

Игорь Боцан: Если протест г-на Додона и социалистов состоится, это будет демонстрацией факта отмежевания от власти. И не более того.

Свободная Европа: На самом деле? Они действительно решили отделиться?

Игорь Боцан: О реальном дистанцировании не может быть и речи, потому что они продвигают общую стратегию, которая устраивает эти две партии в равной степени. И демократам, и социалистам на руку это отмежевание, этот, якобы, протест, который намеревается организовать г-н Додон.

Почти все зарубежные визиты г-на Додона какие-то странные. В результате этих визитов абсолютно ничего не решается

Свободная Европа: Похоже на то, что устроила Демпартия в день голосования по смешанной системе?

Игорь Боцан: Похоже, да. Но только действия Демпартии были направлены против тех, кто на самом деле готовил протесты против принятия этого закона. Но есть и другие вопиющие моменты.

Г-н Додон, нравится нам это или нет, является президентом, и он обязан, в отличие от нас, простых смертных, безоговорочно соблюдать законодательство и постановления Конституционного суда. Если 2 мая Конституционный суд признал Приднестровье оккупированной территорией, то как может г-н Додон в качестве главы государства приглашать г-на Рогозина принять участие в праздничных мероприятиях, организованных на оккупированной территории, и выражать благодарность России за ее миротворческую миссию?

Свободная Европа: В конечном счете, Додон так и не поехал в Тирасполь. Интересно, почему?

Игорь Боцан: Скорее всего, кто-то ему подсказал, что это большой промах – ехать в Приднестровье и участвовать в праздничных мероприятиях, учитывая решение Конституционного суда от 2 мая об оккупированной территории.

Думаю, у г-на Додона много сторонников. Но дело в том, что придется согласовывать с Демпартией, сколько примерно людей надо вывести на улицу

Свободная Европа: Зато он во всеуслышание заявил о поездке в Иран… Как можно расценивать этот жест президента?

Игорь Боцан: Для этого г-н Додон придумал себе оправдание – сначала он поедет на Афонскую гору, а оттуда, в отблесках православной ауры, направится в теократическое мусульманское государство, каковым является Иран, на переговоры с Рогозиным. Иными словами, эти переговоры, наверное, в некотором роде дозволены исламом; так надо понимать ситуацию, по моему мнению.

Свободная Европа: Но, как глава государства, он волен совершать любые поездки, не так ли?

Игорь Боцан: Это так, но почти все зарубежные визиты г-на Додона какие-то странные. В результате этих визитов абсолютно ничего не решается. И если оглянуться на предвыборную программу г-на Додона и на достижения, которые он обещал за первые 100 дней своего мандата, то можно заметить, что ситуация по соответствующим направлениям не то что не улучшается, но и явно ухудшается.

Свободная Европа: Рискну спросить: действительно за Игорем Додона так много сторонников?

Игорь Боцан: Думаю, у г-на Додона много сторонников. Но дело в том, что придется согласовывать с Демпартией, сколько примерно людей надо вывести на улицу, чтобы все поверили, что социалисты на самом деле дистанцируются от демократов, но при этом не произвести слишком сильное впечатление на Демпартию, ее сторонников и на вешних партнеров. Иными словами, придется договариваться, сколько людей примерно должны выйти на эти мнимые протесты.

Г-н Додон – игрок. Пока успешный и искусный, но все его трюки становятся явными, и ими невозможно будет пользоваться до бесконечности

Свободная Европа: Вы все-таки продолжаете верить, что они созваниваются, поддерживают тесные связи, чтобы не перещеголять друг друга?

Игорь Боцан: Да, я не могу избавиться от этой мысли, что существует тандем, картель или бином, называйте как хотите, о чем свидетельствуют факты. И в свете стратегии биполярного спектра, которую они развивают в Республике Молдова, заявленный г-ном Додоном протест просто необходим, в противном случае…

Свободная Европа: Но г-н Додон это отрицает и даже топнул ногой на власть, то есть на Плахотнюка. Это для вас неубедительно?

Игорь Боцан: Неубедительно, потому что г-н Додон два-три месяца назад говорил, что смешанное голосование – неудачная формула для Республики Молдова, но затем в одночасье, без ведома членов партии, пересмотрел свои взгляды и сказал, что этот вариант самый выгодный для Партии социалистов. И это не единственный пример.

Была поддержка Альянса за европейскую интеграцию, когда Партия коммунистов уже готовилась взять власть, если бы г-н Додон не поддержал г-на Тимофти… Есть очень много примеров, которые говорят о том, что г-н Додон – игрок. Пока успешный и искусный, но все эти его трюки становятся явными, и ими невозможно будет пользоваться до бесконечности.

Свободная Европа: Значит, он хороший шахматист? А противник у него достойный?

Игорь Боцан: Да, он хороший шахматист, но его ходы практически одни и те же, и их нетрудно будет научиться предугадывать тем, кто внимательно наблюдает за событиями в нашей стране.

Свободная Европа: Значит, пока идет дебютная фаза?

Игорь Боцан: Дебютная. Но есть же и другой шахматист, гораздо более умелый, который и выстраивает партию в этой стране. Пока, во всяком случае, ясно одно: не этот человек «в тени», так называемый «координатор власти», идет на уступки, а г-н Додон помогает ему продвигать свои идеи и решать проблемы так, как это ему выгодно.

XS
SM
MD
LG