Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Евросоюз сказал предельно ясно: каждая страна решает, с какой скоростью двигаться в сторону ЕС»


Брюссельский саммит Восточного партнерства, 24 ноября 2017 г.
Брюссельский саммит Восточного партнерства, 24 ноября 2017 г.

Свободная Европа: Премьер Филип с некоторым удивлением узнал, как передавал один из телеканалов, что в списке условий ЕС [о выделении финансовой поддержки] фигурирует и одно политическое. Как бы вы расценили реакцию премьера – недоумение, недовольство, смирение?

Игорь Боцан: Реакцию г-на Филипа можно понять, потому что до случая с Молдовой макрофинансовая помощь была чисто технической процедурой, которая согласовывалась с Международным валютным фондом и предназначалась странам, которые ЕС хотел поддержать. Павел Филип прекрасно знает, что политические условия появились только в случае с Молдовой.

Венецианской комиссии придется подробным образом рассказать, как были выполнены ее рекомендации

В Евросоюзе высокопоставленные чиновники отнюдь не радуются тому, что вынуждены выдвигать такие условия, но вина Республики Молдова состоит в том, что поведение страны стало прецедентом, когда в отношении государства применяются политические условия. Это отклонение, скажем так, от традиций, которых придерживался ЕС в процессе предоставления макрофиннасовой помощи, все еще обсуждается и в Европарламенте, и в Еврокомиссии. Возможно, это и стало причиной того, что премьер-министр выразил недоумение – почему именно Республика Молдова оказалась первым государством из числа стран, ассоциированных с ЕС, в отношении которого применяются подобные условия.

Свободная Европа: Любой мог бы его «просветить» и сказать, что все дело – в несоблюдении рекомендаций Венецианской комиссии, в законе о переходе на смешанную систему выборов. Зачем официальному Кишиневу проявить сейчас послушание, если прежде он игнорировал рекомендации европейцев?

Игорь Боцан: Действительно, Республика Молдова не может себе позволить пренебрегать условиями, учитывая прошлогодний опыт. Налицо явное несоответствие между заявлениями о том, что Кишинев выполнил взятые на себя обязательства, Дорожную карту, которую сам же и разработал для восстановления хороших отношений и доверия Евросоюза к себе, – и результатами работы. Прошел уже год…

Свободная Европа: Иными словами, расхождения между словами и делами?

Игорь Боцан: Да. И, кстати, на брюссельском саммите Восточного партнерства акцент делался именно на исполнении, потому что по разделу отчетности, в отношении принятия законов у нас есть достижения, а вот в плане исполнения полно проблем.

Я думаю, первый транш поступит не раньше февраля, до марта-апреля

В Брюсселе прекрасно понимают, что обязательства, которые взялась выполнить Республика Молдова в процессе совершенствования законодательства в таких направлениях как борьба с коррупцией, реформирование системы правосудия, свобода СМИ, финансирование партий – все эти обязательства не были выполнены должным образом.

Свободная Европа: Многие ждут, что лакмусовой бумажкой станет закон о выборах следующего парламента и смешанная система. Кишинев сдаст назад? И настаивает ли Евросоюз на пересмотре этого закона?

Игорь Боцан: Не думаю, я настроен скептически. Сейчас, когда закон уже принят, когда вторичные нормативы тоже утверждены – я имею в виду установление границ одномандатных округов, то Венецианской комиссии, вероятно, придется вмешаться и дать заключение для нас, граждан, а также для Евросоюза, Еврокомиссии…

Свободная Европа: Но Еврокомиссия наметила достаточно четкие рамки, которых необходимо придерживаться при принятии законодательства о выборах – соблюдать права человека. Этот закон, в той форме, в которой он принят и уже промульгирован, соответствует условиям ЕС?

Власть будет цепляться зубами и не уступит ни миллиметра

Игорь Боцан: Мы, граждане Республики Молдова, считаем, что нет. Но, опять же, после принятия закона и подзаконных актов Венецианской комиссии придется выдать еще одно заключение, которое станет главным для Европейской комиссии.

Дело в том, что европейские институты полностью доверяют и оперируют отчетами, рекомендациями специализированных международных институтов. В данном случае речь идет о Венецианской комиссии и ОБСЕ.

Венецианской комиссии придется подробным образом рассказать, как были выполнены ее рекомендации, которые власть сначала проигнорировала. Теперь, после принятия закона, после соответствующих дебатов, которые прошли здесь, в Молдове, и после определения границ одномандатных округов потребуется еще одно заключение ВК, которым комиссия поставит точку в этом вопросе.

Свободная Европа: Действительно ли это может помешать выделению первого транша макрофинансовой помощи?

Игорь Боцан: Я думаю, первый транш поступит не раньше февраля, до марта-апреля, а вот остальные два транша зависят от очень серьезных условий – их, как известно, всего 28... Мы знаем в общих чертах, с чем эти условия связаны: это борьба с коррупцией, независимое правосудие, независимые СМИ. Ни для кого не секрет, что предстоящие выборы – серьезный фактор, который присутствует во всей этой ситуации, но Евросоюз не хочет, чтобы меры, которые он принимает, и точки зрения, которые он выражает, каким-то образом подрывали, скажем так, политическую стабильность и европейский курс нашей страны.

Молдавская власть перенимает у Евросоюза самые высокие стандарты, оставляя при этом поле для маневров

Свободная Европа: Иными словами, мертвых с погоста не возвращают, прошу прощения за метафору?

Игорь Боцан: По моему мнению, власть будет цепляться зубами и не уступит ни миллиметра в том, что касается законодательства о выборах.

Свободная Европа: Маневр с референдумом не поможет власти избавиться от этого скандального закона, который связал ее с социалистами?

Игорь Боцан: Я считаю, что они не уступят ни миллиметра…

Свободная Европа: И не откажутся даже от идеи выборов в один тур?

Игорь Боцан: Думаю, что нет. Потому что это им на руку, а мы понимаем, какие стратегии они развивают, мы видим, как они себя ведут. Разумеется, они пересмотрели законодательство для того, чтобы обеспечить свое преимущество на выборах. Сейчас проблема, думаю, есть у Партии социалистов, которая дала себя заманить в эту ловушку, заверив нас и собственный электорат в том, что смешанная система – единственная, которая гарантирует победу Партии социалистов.

Свободная Европа: Как поняли вы выступление министра юстиции, который обещал в Бухаресте перенять румынский опыт? И какой именно опыт: Национального департамента по борьбе с коррупцией, опыт прокуроров, судей – или опыт парламентариев, их мастерство говорить о параллельном государстве, которое мешает процветанию Румынии?

Игорь Боцан: Молдавская власть перенимает у Евросоюза, у европейских стран самые высокие стандарты и вводит их в молдавское законодательство, оставляя при этом поле для маневров при применении этих усовершенствованных, европеизированных законов, и т.д.

Именно в этом ключе следует понимать и заявления, о которых вы говорите – мы примем хорошие законы, соответствующие европейским стандартам, но применять их будем так, как нам это выгодно, потому что – так уж случилось – институты подвержены политическому контролю.

Свободная Европа: Но Еврокомиссия говорит: мы будем проводить фактическую экспертизу…

Наше руководство прекрасно знает, что может предложить Евросоюз, какие перспективы может открыть Восточное партнерство

Игорь Боцан: Эта ремарка крайне важна – и она действительно проходила, с моей точки зрения, красной нитью на саммите Восточного партнерства в Брюсселе. Люди ясно поняли, что внедрение хороших законов, которые преподносятся как успех, необходимо контролировать – и я знаю, что сейчас разрабатываются критерии оценки имплементации норм и законов, соответствующих европейским принципам. И в этом, думаю, большая роль отводится гражданскому обществу, призванному тщательно следить за всем происходящим.

Свободная Европа: С риском того, что премьер Филипп поставит активистов на место?..

Игорь Боцан: Этот риск действительно есть, но ведь в итоговом заявлении саммита акцент делается на роли гражданского общества, и именно на контролирующей роли – каким образом претворяются в жизнь принятые нормы и законы. Так что я считаю, что вывод напрашивается лишь один: брюссельский саммит Восточного партнерства очень важен, хотя его результаты и не оправдали надежд участников.

Свободная Европа: А разве надежда получить европейские перспективы была реальной? Или же речь шла о необоснованных иллюзиях?

Игорь Боцан: Не думаю, что это были иллюзии, ведь наше руководство прекрасно знает, что может предложить Евросоюз, прекрасно знает, какие перспективы может открыть Восточное партнерство, а также политика соседства Евросоюза.

На саммите, по сути, было подтверждено то, что зафиксировано в соглашениях об ассоциации трех стран, их подписавших. Но, правда, надеялись, что речь пойдет и о чем-то гораздо более…

Евросоюз будет оценивать усилия по формуле «больше за большее»

Свободная Европа: О перспективах присоединения…

Игорь Боцан: Да, о перспективе присоединения. Но, так или иначе, надо признать, что брюссельский саммит – это несомненный успех, на мой взгляд, потому что получили дальнейшее развитие все те моменты, о которых шла речь на предыдущем, рижском саммите, а те 20 условий, которые необходимо выполнить к 2020 году, очень даже хорошо сформулированы и ставят предельно конкретные и четкие задачи перед каждым из участников Восточного партнерства в процессе сближения с Евросоюзом.

Свободная Европа: Это для истинных проевропейцев, но для европейцев-триумфаторов, которые любят бить себя кулаком в грудь и на каждом шагу заявлять о намерении подать заявку на вступление – для них итоги саммита не слишком утешительные?

Игорь Боцан: По крайней мере, есть о чем подумать, и есть над чем работать.

Свободная Европа: При желании?

Игорь Боцан: При желании. Потому что Евросоюз сказал предельно ясно: каждая страна решает, какой должен быть ее путь, с какой скоростью она хочет двигаться в сторону ЕС. Евросоюз будет оценивать усилия по формуле «больше за большее», предложит этим странам фонд развития с конкретным планом инвестиций, которые будут зависеть от КПД в каждом конкретном случае. Яснее и быть не может, остается лишь засучить рукава…

Свободная Европа: Мяч на стороне поля Молдовы?

Игорь Боцан: Да, Молдовы и остальных стран-участниц Восточного партнерства.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG