Linkuri accesibilitate

Игорь Волницкий: «Ставки очень велики — в столице живет около 25% избирателей»


Мэрия Кишинева
Мэрия Кишинева

Политический аналитик — о будущих выборах в Кишиневе и Бельцах

Досрочные выборы в Кишиневе и Бельцах пройдут за полгода до парламентских. Кто и какие надежды с ними связывает, и насколько важны их результаты для парламентской кампании? Журналист и политический аналитик Игорь Волницкий комментирует решение Центризбиркома о назначении выборов на 20 мая.

Свободная Европа: Мы говорим о досрочных выборах и о мандате на неполный срок – всего на год. Тем не менее, поскольку речь идет о выборах, предваряющих парламентскую кампанию, их значение велико. Об этом свидетельствует и процедура о принятии решения – назначать или нет выборы на 20 мая. Мы все видели, что были и громкие заявления, и накаленная атмосфера – и даже полиция у офиса ЦИК. Даже члены комиссии задавались вопросом: почему такую нерешительность проявила глава Центризбиркома, не ожидала ли она какого-либо политического сигнала? Вы разделяете мнение о том, что решение было принято не в ЦИК, а где-то в другом месте?

Игорь Волницкий: Да, эта точка зрения, во всяком случае, имеет право на жизнь, потому что Центризбирком в последнее время довольно часто попадал под подозрения, комиссию неоднократно обвиняли в связях с политическим фактором – и ни разу со стороны комиссии не было соразмерной реакции, она не приводила никаких солидных контраргументов. Это проблема ЦИК, которую, я думаю, комиссия должна понять. 2018-й –год выборов, и это год, когда давление на ЦИК будет неуклонно возрастать, когда репутация Центризбиркома будет в центре внимания, и не исключены разного рода сюрпризы.

Свободная Европа: Г-н Волницкий, но согласитесь, что разноголосицу внутри ЦИК можно считать как раз проявлением демократии. Ведь прежде как было? Все решения ЦИК принимались дружно, без всяких неожиданных всплесков, а сейчас вот начали раздаваться и другие голоса, которые выбиваются из общего хора. Это ли не свидетельство того, что ЦИК независима?

Игорь Волницкий: Это свидетельство того, что отдельные члены ЦИК менее зависимы или совершенно не зависимы от политического фактора. Вспомним, как были назначены некоторые из членов комиссии.

Когда на кону собственные политические интересы, власть не очень волнует критика со стороны внешних партнеров

И все же, члены ЦИК по-прежнему назначаются по представлению политических партий или президента страны, и отдельные члены Центризбиркома были выдвинуты политическими силами, которые уже не входят во власть.

Свободная Европа: А в данном конкретном случае, г-н Волницкий, как возникла мысль, что с вынесением решения немного затянули?

Игорь Волницкий: Я вообще считаю, что решение ЦИК ничего не значит с политической точки зрения. Я раскрою скобки: например, я не уверен, что даже если и была установлена дата выборов, то эти выборы состоятся. И я не уверен также, что даже если и удастся найти деньги, которые, как говорят, парламенту и правительству еще предстоит изыскать, то результаты этих выборов будут признаны действительными.

Свободная Европа: На заседании ЦИК в очередной раз прозвучали подобные намеки со стороны некоторых членов комиссии – что, мол, несмотря на дату, проведение выборов под вопросом из-за финансовых проблем. Чем объясняются эти сомнения?

Игорь Волницкий: Тем, что ставки этих выборов, и особенно в Кишиневе, крайне велики. В столице пройдут затем и парламентские выборы, а здесь проживает примерно четверть избирателей, которые, как предполагается, примут участие в голосовании. В столице создано 11 одномандатных избирательных округов, и с этой точки зрения борьба за мандат мэра приобретает еще большую остроту. Ну, а сомнения появляются, поскольку есть же определенные прецеденты. Вспомним, например, референдум, назначенный президентом Додоном на 24 сентября 2017 года.

Власть сделает все возможное для того, чтобы продвигать врио мэра Сильвию Раду

ЦИК назначила тогда дату референдума, отправила соответствующий запрос в компетентные государственные органы, однако на правительственном уровне не удалось найти деньги. Да, впоследствии было принято соответствующее постановление Конституционного суда, но, так или иначе, присутствовал и момент, связанный с финансами.

Свободная Европа: Г-н Волницкий, я вас правильно поняла – вы даете понять, что если власть не будет уверена в своей победе, то она может и не начать этот процесс?

Игорь Волницкий: Да, именно так. Или начнет, но по ходу будет вносить различные изменения политического порядка. Вот лишь два сценария будущих выборов, согласно моим прогнозам: первый сценарий – возможно, выборы вообще не состоятся либо под финансовым предлогом, либо на фоне вмешательства Конституционного суда или судебной инстанции, если кто-то туда обратится. Второй сценарий – выборы состоятся, но если их результаты кого-то не устроят, последуют обращения в компетентные органы государства, и результаты выборов признают недействительными…

Свободная Европа: Г-н Волницкий, я понимаю, это все уловки. Но неужели даже сейчас, когда Евросоюз глаз не сводит с кишиневской администрации, ответственный политик позволит себе прибегнуть к таким явным ухищрениям, рискуя навлечь на себя всеобщее порицание и даже осуждение?

Игорь Волницкий: Упреки со стороны внешних партнеров были и будут, в том числе и сейчас: в марте, если не ошибаюсь, мы ждем вердикта Венецианской комиссии, затем последует и косвенный финансовый «вердикт» Брюсселя, – но власть сохраняет полнейшую невозмутимость. Когда на кону собственные политические интересы, ее не очень волнует критика со стороны внешних партнеров.

Свободная Европа: Какими инструментами располагает оппозиция, которая уже заявила о намерении участвовать в выборах? Какие рычаги имеются в распоряжении оппозиции, с помощью которых можно заставить власть провести честные и демократические выборы?

Игорь Волницкий: Думаю, прежде всего надо понять, что побудило власть дать зеленый свет этим выборам, а потом уже говорить о рычагах, которыми располагает оппозиция. Власти было очень важно начать разговор о выборах, начать первый этап предвыборной кампании, потому что именно на этом этапе высвечивается позиция отдельных политических игроков – и, как мы уже видели, растет напряжение в отношениях между оппозиционными партиями. Им подбросили сюжет, который часто побуждает тех, кто представляет оппозицию, сцепиться между собой, пойти на обострение отношений. А в тот самый момент, когда напряжение достигнет апогея (или просто «ожидаемого уровня»), можно будет вмешаться, расставить политические акценты определенным образом...

Свободная Европа: Допустим, выборы состоятся. Вы считаете, их ставка очень велика. Эксперты говорят, что такие выборы симптоматичны с точки зрения и результатов на национальном уровне.

Как только кандидат социалистов пройдет во второй тур, они могут считать задачу-минимум выполненной

Игорь Волницкий: Разумеется, тот, кто выиграет борьбу за столицу, стартует с более выгодной позиции на осенних выборах парламента. Здесь речь идет как о моральном, мобилизующем факторе, так и о доступе к достаточно солидным админресурсам, которые предполагает должность мэра столицы.

И я думаю, что с этой точки зрения власть сделает все возможное для того, чтобы продвигать врио мэра Сильвию Раду на пост градоначальника. Этот даст им возможность заранее застолбить за собой определенное поле для маневров на парламентских выборах: «Нам удалось добиться победы в Кишиневе, мы пользуется поддержкой…», и т.д., и т.п.

Свободная Европа: Но г-н Плахотнюк заявил о намерении поддержать кандидата правых сил – если вдруг произойдет чудо, и правое крыло объединится вокруг единого кандидата.

Игорь Волницкий: Ну, мы через это уже проходили – поддержка единого кандидата на президентских выборах. И что получилось в итоге? Как минимум, те, кто представляют правоцентристскую проевропейскую оппозицию, отклонили предложение г-на Плахотнюка. Более того, последовали определенные обвинения в адрес Демпартии. Думаю, и на этот раз мы станем свидетелями аналогичного сценария.

Свободная Европа: Иными словами, СМИ Плахотнюка будут говорить одно – и делать другое?

Игорь Волницкий: Думаю, это не исключено. Но возможно и другое. Даже если Плахотнюк и попытается быть искренним, попытается поддержать единого кандидата проевропейских правоцентристских сил, обратная связь даст сбой.

Фаворитами станут кандидат социалистов, возможный единый кандидат правоцентристских партий – и Сильвия Раду

Свободная Европа: А социалисты? Они словно отошли на второй план. Сумеют ли они мобилизоваться?

Игорь Волницкий: Социалисты оказались в крайне любопытной ситуации. Они сейчас вынуждены противостоять серьезному вызову. Определиться со своим кандидатом, направить отблески популярности партии на этого кандидата, потому что это и есть основной элемент в кампании социалистов. При наличии солидного электората в столице сейчас они должны мобилизоваться и сосредоточиться на своем кандидате. И обеспечить ему выход во второй тур.

Как только кандидат социалистов пройдет во второй тур, они могут считать задачу-минимум выполненной, потому что каждый раз при таком раскладе минимальная цель им обеспечена – укрепление собственного электората в столице.

Свободная Европа: И последний вопрос: если исходить из того, что выборы состоятся – хотя вы настроены скептически, то между кем развернется, по вашему мнению, основная борьба?

Игорь Волницкий: Я допускаю, что выборы состоятся, но если их итоги не устроят кого-то, или же если на последней стометровке кампании замаячит не совсем удобный для власти результат, то повторяю: последуют определенные действия, будут как-то иначе проставлены политические акценты и т. д.

Но в этой кампании у нас обязательно будут фавориты, и фаворитами станут – по крайней мере, я сейчас так вижу – кандидат социалистов, возможный единый или самый репрезентативный кандидат правоцентристских партий и сил – и, разумеется, Сильвия Раду, которая будет пользоваться негласной, но мощной поддержкой власти.

Свободная Европа: Но баллотироваться она будет как независимый кандидат?

Игорь Волницкий: Да, так оно и случится.

XS
SM
MD
LG