Linkuri accesibilitate

Нику Попеску: «Заявления, что Россия не страдает от санкций, безосновательны. Это пропаганда»


Интервью эксперта Европейского института исследований в области безопасности (Франция)

Эксперты Европейского института исследований в области безопасности проанализировали положение дел в российской военной промышленности за последние десять лет, прошедшие после российско-грузинского конфликта, и оценили институциональную реформу и резкий рост расходов на оборону. В интервью Свободной Европе один из авторов исследования Нику Попеску представил главные выводы, к которым пришли эксперты.

Нику Попеску: В последнее время, и это не секрет, Запад сильно озабочен российской политикой, очень агрессивной – как по отношению к ее соседям на постсоветском пространстве, так и на Ближнем Востоке. За последнее десятилетие, после войны в Грузии, Россия развернула широкую реформу, направленную на модернизацию своей армии. Прежде всего, институциональную и организационную модернизацию, в рамках которой структура российской армии была значительно усовершенствована.

Россия учла уроки, полученные в 2008 году в контексте известных событий в Грузии, – а уроки были, несмотря на то, что Россия, естественно, выиграла войну на своей границе против очень маленького противника. В ходе кампании выяснился ряд неработающих факторов в организационной системе российской армии, в том числе, проблемы в области связи. Потому что на определенном этапе российские военнослужащие не могли опираться на свою систему спутниковой навигации GLONASS и использовали американскую GPS. А это теоретически позволяло американцам перехватывать и глушить сигналы, что могло обернуться потерями для российской армии, например, в горах.

Запад чувствует дискомфорт, и у России есть определенное чувство незащищенности. Это зеркальное отражение неуверенности обеих сторон

Российская сторона выявила эти упущения в ходе своей кампании в Грузии и приступила к модернизации военного потенциала, существенно увеличив расходы. Естественно, это не могло не отразиться на всей картине европейской безопасности. Известно, что сейчас большинство стран НАТО выделяют на оборону и безопасность до 2% ВВП, тогда как Россия направляет на эти цели 5% ВВП. В таких условиях, разумеется, в Европе и США возникли серьезные опасения в связи с возможным военным дисбалансом в Восточной Европе. И именно с этой целью и было опубликовано наше исследование – для информирования европейской и североамериканской аудитории.

Свободная Европа: Это первое настолько масштабное исследование хода модернизации вооруженных сил РФ, или же были и другие разработки?

Нику Попеску: Нет, оно не первое. Проводились и другие исследования в области военных реформ, но этот анализ посвящен, в основном, модернизации оборонной сферы, иными словами, не столько военным, сколько промышленным аспектам. И подобных исследований Запад практически не проводил.

В России есть внутренние исследования, есть специальные центры, которые изучают и анализируют динамику военно-промышленного комплекса, но на Западе и, в частности, в Европе это, по сути, первая разработка подобного рода.

Другое направление, которому мы уделили внимание, касается поставок российского оружия, точнее, того, каким образом эта составляющая стала важным элементом конкуренции для европейских экспортеров вооружений.

Свободная Европа: А что брали за основу вы и ваши коллеги – информацию из открытых источников? Или же использовались, в том числе, и конфиденциальные данные?

Нику Попеску: Нет, работа основывалась, прежде всего, на личном вкладе каждого из членов команды. Мы привлекли к анализу большую группу экспертов из Австралии, несколько американцев из Сингапура, были также француз, россиянин, австриец и немец. Так что можно сказать, что это глобальный взгляд на ситуацию в России и Китае.

В России спекулируют и преувеличивают уровень и интенсивность российско-китайского партнерства

У экспертов есть свои личные источники информации, но также существует достаточно возможностей и на государственном уровне – с точки зрения статистики и баз данных, и на уровне некоторых международных исследовательских организаций, например, SIPRI – Стокгольмского института исследования проблем мира, который предоставляет достоверную информацию, касающуюся экспорта оружия и расходов в области обороны. Эти данные становятся ориентиром всех подобных исследований. Иными словами, если хочешь узнать динамику российско-вьетнамской, например, или российско-китайской торговли в области военных систем, то, как правило, наиболее достоверным источником информации является SIPRI.

Свободная Европа: Каковы основные выводы экспертов?

Нику Попеску: Думаю, один из самых главных состоит в том, что, с одной стороны, Запад тоже чувствует определенный дискомфорт на фоне российских усилий по модернизации оборонной системы, с учетом этих поистине огромных инвестиций в последние семи-восьми лет, но, в то же время, и у России есть определенное чувство незащищенности перед Западом. Это зеркальное отражение неуверенности обеих сторон.

Например, в России налицо определенные опасения, связанные с тем, что в плане экспорта вооружения она отстает на 5-6 лет, и что Франция в скором времени может ее обогнать и занять по этому показателю второе место в мире. Иными словами, лидерство, как всегда, за США, но есть опасения, что вторая позиция достанется Франции, которая может обойти Россию.

Установлены любопытные факты, связанные с последствиями западных санкций против России в связи с ситуацией в Украине. Например, один из обнаруженных нюансов состоит в том, что после введения западных и украинских санкций в отношении российского военно-оборонного комплекса (после кризиса 2014 года) Россия была вынуждена заменить около 1500 видов запчастей, которые ранее импортировала для военных вертолетов, для своих систем обороны. Половина этой продукции, без которой российская оборонная промышленность не может работать на полную мощность, импортировалась из Украины.

Другой интересный момент состоит в том, что Россия практически лишена собственных возможностей для производства вертолетных двигателей, потому что эти поставки обеспечивал украинский завод «Мотор Сич», расположенный в Запорожье, который является монополистом в этой области. Разумеется, после войны 2014 года России пришлось как-то выкручиваться и осваивать производство.

С 1991 года, военные бюджеты стран НАТО неуклонно снижались. Эта динамика продолжалась до 2016-го

Интересные статистические данные получены, например, по российско-китайским отношениям. Масса спекуляций циркулирует вокруг мощного российско-китайского «альянса», в том числе против Запада, но на военном уровне об этом не говорится. Показательно, что элементарный анализ торговых и военно-промышленных обменов указывает на то, что российский экспорт вооружения во Вьетнам немного превышает аналогичные поставки Китаю. Ну, и российско-индийские отношения в области военной индустрии развиты куда более значительно, чем с Китаем.

Более того, в определенные годы Индия импортировала в три и даже в пять раз больше вооружения, чем Китай. Эти данные свидетельствуют о том, что в России сильно спекулируют и преувеличивают уровень и интенсивность российско-китайского партнерства, тогда как в действительности, если судить по статистике, эти государства не настолько взаимозависимы и не настолько близки в области военной промышленности, как хотят показать Западу.

Свободная Европа: Россия утверждает, что введение западных санкций оказалось для нее не слишком болезненным. А что говорят эксперты?

Нику Попеску: Выводы экспертов говорят о том, что из этих 1500 запчастей около 700 ранее поставляла Украина, а 800 с лишним обеспечивали страны-члены НАТО. В настоящий момент в рамках программ по импортозамещению России удается обеспечить производство запчастей и сервисное обслуживание вертолетов на уровне 50%.

По данным российской стороны, отрасль полностью перейдет на автономный режим обеспечения к 2025 году. Поэтому заявления, что Россия не страдает от санкций, в том числе в оборонной промышленности, безосновательны. Это пропаганда, и ее цель –культивировать у граждан чувство гордости за свою страну, которой, якобы, все нипочем, которая может прекрасно обойтись без Запада...

В действительности же большинство российских оборонных систем, в том числе экспортируемых, в значительной степени зависели от определенных комплектующих с Запада, особенно по части электроники, оптики, датчиков, без которых самый современный танк – не более чем груда металла, при том крайне уязвимая на поле боя.

Североатлантический альянс стал более серьезно относиться к вопросам безопасности, в том числе в Восточной Европе

Что происходит с российской оборонной промышленностью? Русские унаследовали очень много автохтонных военных платформ от бывшего СССР, но и эти платформы на поле боя могут функционировать лишь благодаря современным системам – это электроника, оптика, датчики, которые позволяют тем же танкам «видеть» ночью, перехватывать и обезвреживать противника. Все эти элементы российского вооружения, в том числе и того, что отправляется на экспорт, обеспечивались за счет западных комплектующих, которые более конкурентоспособны на международном рынке. И после введения санкций в 2014 году это стало особо заметно.

Свободная Европа: К чему должны прислушаться те, кто отвечает за баланс безопасности между Востоком и Западом?

Нику Попеску: Действия России в регионе и сами по себе уже вызывают достаточно обоснованные опасения. Очень показательна в этом плане статистика, которая отражает военные расходы стран НАТО. Так, начиная с 1991 года, военные бюджеты стран НАТО неуклонно снижались. Эта динамика продолжалась до 2016 года, и лишь в 2017-м, на фоне кризиса в Украине, страны НАТО вновь начали наращивать расходы на оборону. Такой подход, естественно, создает определенное давление для России, потому что если учитывать уровень благосостояния государств-членов НАТО, то для них увеличение расходов на оборону менее болезненно, чем обойдется России даже простое сохранение нынешнего уровня финансирования оборонного потенциала.

Следовательно, одно из последствий войны в Украине состоит в том, что Североатлантический альянс стал более серьезно относиться к вопросам безопасности, в том числе в Восточной Европе, начал реинвестировать в оборонную промышленность и модернизацию своих вооруженных сил

Это уравновешивает тот военный дисбаланс, который стал проявляться в странах Балтии или Черноморском бассейне. Постепенно баланс будет восстановлен, но, с другой стороны, Россия вынуждена продолжать и без того внушительные расходы на оборону – причем в ущерб расходам на социальные нужды. Если такая политика будет продолжаться еще пять, десять и более лет, то это чревато дестабилизацией всей политико-экономической системы России. Как, кстати, произошло и в 1980-е годы с Советским Союзом.

XS
SM
MD
LG