Премьер-министры Украины и Республики Молдова Владимир Гройсман и Павел Филип подписали в Кишиневе соглашение об открытии совместных контрольно-пропускных пунктов на границе, в том числе на приднестровском участке. На совместной пресс-конференции Павел Филип напомнил, что Молдова и Украина в июле этого года уже открыли первый КПП «Первомайск-Кучурган». В ходе встречи обсуждались также вопросы взаимного признания собственности, завершение процедуры демаркации границы и обеспечение функционирования гидроэнергетического узла в Новоднестровске. Итоги визита подводит программный директор Института публичных политик Оазу Нантой.
Свободная Европа: Как вы оцениваете молдавско-украинское сотрудничество в условиях, когда на уровне президентских институтов диалог, в принципе, отсутствует, а на уровне правительств и Молдовы, и Украины наблюдается явное сближение позиций, есть решимость с обеих сторон продолжать сотрудничество по выполнению соглашений об ассоциации с ЕС – одновременно отдаляясь от кремлевской политики? Какое определение дали бы вы отношениям между Кишиневом и Киевом?
Оазу Нантой: Не только у ЛГБТ-сообщества в Молдове нет президента, его нет и у нас, остальных граждан. Следовательно, не стоит удивляться тому, что г-на Додона, который ведет себя как агент влияния Российской Федерации, не жалуют ни в Бухаресте, ни в Киеве.
До тех пор, пока Украина является крайне важным политическим игроком, есть основания полагать, что Кишинев сможет противостоять вызовам
А в остальном надо открыто сказать, что за годы независимости Украина пережила несколько этапов в своих отношениях с восточным регионом Республики Молдова – с Приднестровьем, и с Республикой Молдова в целом. Но после агрессии России против Украины, после аннексии Крыма оказалось, что и Украина, как и Республика Молдова, сталкивается с аналогичными угрозами. Не говоря уже о том, что оба государства подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Следовательно, абсолютно естественным образом возникло партнерство, которое уже материализовалось, например, в КПП «Первомайск-Кучурган», что очень не понравилось Российской Федерации – о тираспольской администрации и говорить нечего. Кроме того, украинское правительство приняло решение о введении совместных постов вдоль всей границы, поэтому совершенно очевидно, что Украина – та страна, которая даст возможность Республике Молдова выжить как государству в условиях, когда Российская Федерация проводит агрессивную и экспансионистскую политику.
Ясско-унгенский газопровод – всего лишь символ. Необходима более сложная – и более дорогостоящая программа
Свободная Европа: В Кишиневе премьеры двух стран подписали соглашение о введении совместных контрольно-пропускных пунктов на границе, включая приднестровский участок. Известно, об этом упомянули и вы, что летом Молдова и Украина уже открыли первый такой пункт. Вы действительно верите, что Кишинев и Киев смогут контролировать весь приднестровский участок молдавско-украинской границы?
Оазу Нантой: В данном случае речь идет исключительно о политической воле Кишинева и Киева, но, как говорят математики, введение такого контроля необходимо, однако этого недостаточно, если иметь в виду приднестровский конфликт, военное присутствие России и демонтаж антиконституционных структур этого режима.
Тем не менее, я настроен оптимистично. До тех пор, пока Украина является крайне важным политическим игроком, который пользуется поддержкой со стороны США и ЕС, а также учитывая, что обе страны подписали соглашения об ассоциации с ЕС, есть основания полагать, что Кишинев сможет противостоять вызовам.
Свободная Европа: Премьер-министры согласовали Дорожную карту молдавско-украинского сотрудничества на 2018 год, среди приоритетов числится взаимоподключение энергетических систем Украины и Молдовы с европейской системой, а также обеспечение альтернативных источников поставок природного газа. Как вы считаете, по этим направлениям все ограничится лишь заявлениями, или же возможны какие-то практические шаги - несмотря на то, что, естественно, для этого понадобятся огромные финансовые ресурсы?
Я не эксперт в отношениях между Плахотнюком и Порошенко. Я вижу интересы двух государств
Оазу Нантой: Республика Молдова провозгласила свою независимость 27 августа 1991 года, и на протяжение всего этого времени практически ничего не было сделано для обеспечения энергонезависимости и энергетической безопасности страны – хотя бы в части того, что касается взаимоподключения с энергетической системой Румынии.
Ясско-унгенский газопровод – всего лишь символ, по крайней мере, на данный момент. Необходима более сложная – и более дорогостоящая программа. Должен сказать со всей ответственностью, что сложившееся положение дел стало результатом коррумпированности молдавской элиты, не в интересах которой было поддерживать в энергетической области прозрачные отношения с энергетическим рынком ЕС.
Сегодня и Украина сталкивается с аналогичными проблемами. Российская Федерация из кожи вон лезет, чтобы построить новый газопровод «Северный поток-2», чтобы проходящий через Украину газопровод остался невостребованным. В этих условиях Республика Молдова подвергается огромному риску, и необходимо в срочном порядке осуществить это взаимоподключение с энергетическим рынком ЕС через соседнюю Румынию.
Я надеюсь, что молдавское правительство осознало всю сложность ситуации, потому что зимой 2008-2009 гг., когда возникла «газовая война» между Украиной и Россией, мы стали заложниками, как, кстати, и четвертая часть Европы. И только благодаря поддержке со стороны Украины мы не замерзли той зимой. Этому шантажу пора положить конец, тем более, что с точки зрения логистики вопрос решается очень просто. Нужна лишь политическая воля и определенные ресурсы.
Что бы ни говорили наши экологи, Днестр умирает. Это очевидно, река деградирует и умирает
Свободная Европа: Г-н Нантой, как вы считаете, на данный момент молдавско-украинскому сотрудничеству способствуют и хорошие отношения между Петром Порошенко и Владом Плахотнюком?
Оазу Нантой: Это большая ошибка, это абсолютно ненормальная ситуация – пытаться интерпретировать национальные интересы Украины и Республики Молдова, в том числе отношения на уровне государственных структур, сквозь призму межличностных отношений. А если завтра они рассорятся?..
Свободная Европа: Мой вопрос звучал немного иначе: на данный момент сотрудничество является плодотворным, в том числе, и благодаря хорошим отношениям между ними?
Оазу Нантой: Нет, нет… Я не эксперт в отношениях между Плахотнюком и Порошенко. Я вижу интересы двух государств – Украины и Республики Молдова. Сейчас есть объективные условия для того, чтобы это партнерство было взаимовыгодным. Точка.
Свободная Европа: Молдова и Украина намерены обеспечить выполнение положений Соглашения о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна Днестра, а также завершить переговоры по взаимному признанию имущественных прав, согласовать условия эксплуатации Днестровского гидроузла. Остановимся немного на этом – обеспечение работы Днестровского гидроузла. Ваше мнение на этот счет? Известно, что в отношении этого проекта есть много критических оценок…
Оазу Нантой: Как человек, который летает на самолете АН-2 над населенным пунктом Вадул-луй-Водэ и видит Днестр с высоты, могу сказать: что бы ни говорили наши экологи, Днестр умирает. Это очевидно, река деградирует и умирает.
И я не думаю, что страну с населением около 50 млн человек, индустриализированную страну, какой является Украина, спасут энергетические ресурсы Днестра. Не говоря о том, что Днестр – источник водоснабжения Кишинева.
Поэтому руководство Молдовы должно занять более решительную позицию в решении вопросов, связанных с Днестром, а также всех тех проблем, которые длятся уже около трех десятилетий – демаркация границы, признание прав собственности Молдовы на ряд объектов, расположенных на территории Украины и т.д. Эти старые проблемы являются своеобразным тестом на искренность заявлений политиков перед телекамерами.