Linkuri accesibilitate

Полина Синовец: «Это ситуация, близкая к карибскому кризису»


Система противоракет Aegis Ashore Missile Defense System на базе в Девеселу, Румыния, май 2016 года
Система противоракет Aegis Ashore Missile Defense System на базе в Девеселу, Румыния, май 2016 года

Эксклюзивное интервью Свободной Европе руководителя Одесского центра нераспространения ядерного оружия Полины Синовец.

Свободная Европа: США объявили о приостановке участия в Договоре о ракетах средней и меньшей дальности. Что это означает? Недавно вы отмечали в одной из своих статей, что подписание договора в 1987 году вывело мир из холодной войны. Что это значит сейчас?

Полина Синовец: Сейчас это значит еще большее скатывание к возможной гонке вооружений – в принципе, она уже началась, но и к тому, что мы называли отходом от холодной войны, от разрядки, от оттепели. И нарастание опасности гонки вооружений!

Полина Синовец
Полина Синовец

Договор о РСМД – во-первых, это символ ухода от холодной войны, а во-вторых, сегодня на этом договоре еще держится в какой-то степени договор СНВ-3 –о стратегических наступательных вооружениях между Россией и США. Конкретно говорят о том, что если РСМД не удержится, то СНВ-3 – московский договор или новый СНВ, как его еще называют, тоже не удержится, и его никто не будет соблюдать.

Таким образом, получается, что Москва и Вашингтон вернутся к эпохе, собственно, до первого договора ОСВ, когда ни один из договоров по наступательным вооружениям не будет их сдерживать, не будет, прежде всего, соблюдать прозрачность и предсказуемость в их отношениях.

А в случае ядерного оружия прозрачность и предсказуемость – это самое главное, потому что бережет мир от кризисов, от каких-то неверных интерпретаций действий друг друга, от каких-то ложных шагов и, соответственно, бережет его от ядерный войны, в какой-то степени.

Поэтому крах РСМД означает потенциальный развал СНВ-3, а потенциальный развал СНВ-3 означает погружение в мир до эпохи контроля над вооружениями. Это ситуация, близкая к карибскому кризису.

Это для России очень болезненно, и тем более яростно она будет сражаться за свои интересы, отстаивать неприсоединение Молдовы и Украины ни к каким блокам

Свободная Европа: Кто виноват в этой ситуации? Москва обвиняет США в том, что именно американская сторона не соблюдает соглашение, ссылается на системы ПРО, включая те, что установлены в Румынии…

Полина Синовец: На самом деле, это очень натянутый аргумент Москвы насчет системы ПРО. Чисто теоретически, в блок СНВ-3 при определенной работе над этим блоком в пусковую установку можно поместить ракету «Томагавк» наземного базирования – при том, что у США крылатой ракеты «Томагавк» наземного базирования нет, она была уничтожена вместе с договором РСМД. Остались только крылатые ракеты «Томагавк» морского базирования, которые тоже сейчас будут заменяться новыми крылатыми ракетами. То есть, какой смысл это делать – вопрос, на который до сих пор даже Москва не придумала ответ. Это абсолютно натянутый аргумент, просто совершенно натянутый, который буквально притянут для того, чтобы что-то возразить и показать, насколько безобразно себя ведут США, к чему всегда стремится Россия.

Все остальное тоже очень условно можно посчитать за нарушения, при том, что аргументы, которые приводят США в плане развертывания ракет, – это очевидные факты, они уже трубят о российской ракете в течении пяти лет: пока ее испытывали, пока ее развертывали… И тут ничего не надо, собственно говоря, натягивать, все очевидно.

Поэтому понятно, что Россия хотела бы обвинить США во всех грехах, как это всегда происходит, и выглядеть защитником миропорядка, но на самом деле это не так.

Свободная Европа: Эксперты говорят о том, что мы входим в новую эпоху, скажем так. Что это значит для Европы?

Полина Синовец: Для Европы это означает потенциальную возможность развертывания на ее территории ракет средней и меньшей дальности, прежде всего американских ракет, что очень и очень чревато проблемами в рядах НАТО, потому что не все страны НАТО, очевидно, согласятся на это. С другой стороны, конечно, нацеливание на ряд других стран российских ракет средней и меньшей дальности тоже не улучшит ситуацию.

За ценой Россия не постоит, соответственно, Украина должна быть готова к потрясениям

То есть, в Европе будет нагнетаться напряженность, в Европе начнется хаос в плане контроля над вооружением, страны будут вынуждены принять на себя ответственность в плане размещения американских ракет, тем самым в какой-то степени защитить себя от возможных посягательств России.

Но для России это будет еще один сигнал к усилению военного давления на Европу, бряцанью оружием, и так далее. То есть, это все очень сильно усилит напряженность, политическую и военную напряженность в Европе.

Свободная Европа: И, наверное, заметно возрастет и роль систем ПРО, которые сейчас стоят в Румынии и Польше…

Полина Синовец: К сожалению, пока что системы ПРО в принципе не рассчитаны против крылатых ракет, то есть, их возможности на сегодняшний день ограничены, потому что строились они совсем с другой целью.

Но совершенно очевидно, что теперь наверняка все американские центры, которые занимаются разработкой ракет, напрягутся и будут работать именно на то, чтобы эти ракеты действовали, во-первых, против России – то есть, в российском направлении, а во- вторых, могли перехватывать более сложные и многообразные цели типа ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет и так далее.

Свободная Европа: Давайте еще сузим немного зону, скажем так, анализа. То, что происходит сейчас, чем может обернуться для нашего региона? Я имею в виду и Украину, и Молдову. Они так и останутся буферной зоной, которая будет разделять Россию и цивилизованный мир?

Как раз Молдова может быть передовым рубежом в плане размещения российских ракет, чтобы Европа вздрогнула и испугалась

Полина Синовец: Для России хорошо было бы, чтобы это осталось буферной зоной. Но проблема в том, что Украина провозгласила одной из своих целей интеграцию в евроатлантические структуры, и, соответственно, потенциальный уход Украины становится еще более болезненным для России, и цена, которой можно будет удержать Украину, становится неподъемной. Но, видимо, за ценой Россия не постоит, соответственно, Украина должна быть готова к всевозможным потрясениям.

Кроме того, еще один важный момент: Украина тоже правопреемница РСМД, и чисто теоретически мы можем принять решение производить соответствующие ракеты. То есть, договор закончился, можем как бы пренебречь – и начать производить соответствующие ракеты для себя и для продажи в регион – это тоже, конечно, дестабилизирует ситуацию. Потому что распространение такого рода технологий в регионе, конечно, сделает ситуацию еще более опасной.

Что касается Молдовы – ну, да, наверное, для нее тоже усилится конфронтация в том плане, чтобы она осталась буферной зоной, и ничьи ракеты не стояли на ее территории. Потому что, естественно, это в любом случае приближение к территории Российской Федерации, и это будет для России очень болезненно. Чем ближе, тем более яростно она будет сражаться за свои интересы, отстаивать неприсоединение Молдовы и Украины ни к каким блокам, в частности, к НАТО.

Свободная Европа: У России на территории Республики Молдова есть военная база, правда, у нее сейчас нет доступа к ней, потому что база как бы окружена Украиной и Молдовой. Как вы считаете, это может – допустим, по сценарию постКрыма – Одесса, юг Украины, Приднестровье – как-то выстрелить в плане каких-то новых намерений России?

ДРСМД сегодня не устраивает ни Россию, ни США. И Китай, и весь Ближний Восток, собственно говоря, вне договора

Полина Синовец: Вполне возможно, во-первых, как дальнейшее продвижение России к этой территории, а во-вторых, в плане размещения ракет на этой территории – это, конечно, самый крайний случай, почти фантастический, но, тем не менее, можно себе представить, что как раз Молдова может быть передовым рубежом, в частности Приднестровье, в плане размещения российских ракет – для того, чтобы Европа действительно вздрогнула и испугалась перспектив конфронтации с Россией.

Свободная Европа: Скажите, какова роль Крыма в этой новой ситуации? Можно там развернуть новые ракеты? Или их предостаточно?

Полина Синовец: Да, там достаточно всего, идет развертывание базы ракет морского базирования, которые делают всю Европу мишенью для российских ракет, для российского ядерного оружия. Дополнительно Россия могла бы развернуть какие-то ракеты средней и меньшей дальности, чтобы хотя бы держать на мушке те же системы ПРО в Румынии и Польше. Ну, допустим, Польша в другом месте, далеко, но Румыния вполне годится для этой роли.

Свободная Европа: Возможны какие-то позитивные перспективы выхода из этой ситуации?

Полина Синовец: Возможны, если Соединенные Штаты как-то официально инициируют вообще продолжение переговоров по ДРСМД. Потому что ситуация такая, что ДРСМД сегодня не устраивает ни Россию, ни США, потому что только они вдвоем находятся в рамках этого договора. И Китай, и весь Ближний Восток, собственно говоря, вне договора, по сути, у всех ракеты есть, кроме России и США.

Поэтому нам представляется, что может быть такой случай, что договор просто рухнет с тем, чтобы начать переговоры по новому ДРСМД, чтобы включить туда большее количество стран, прежде всего – Китай и другие передовые страны, которые занимаются ракетными технологиям. Тогда это будет более соответствующий договор, если удастся вообще реально найти компромисс и его подписать. То есть, такая версия развития событий возможна. Это лучший вариант, оптимистический.

XS
SM
MD
LG