Linkuri accesibilitate

Раду Карп: «Проблема румынского языка в Молдове не имеет никакого отношения к политике Румынии»


От сотрудничества между Социал-демократической партией Румынии и Демократической партией Молдовы должны выиграть граждане, но многие из совместных проектов затягиваются. Такую точку зрения высказал доктор политических наук Раду Карп в интервью Свободной Европе.

Свободная Европа: Как вы оцениваете отношения между Кишиневом и Бухарестом, как бы вы их определили?

Раду Карп: Это немного парадоксально, потому что, по идее, можно было ожидать, что по политической линии правительства наших стран сблизились бы еще больше: в Кишиневе у власти находится партия, у которой хорошие отношения с Социал-демократической партией, правящей в Румынии. Но, увы, помимо визита г-на Тудосе в Кишинев в этом году, да еще те элементы, которые вписываются в постоянную финансовую помощь Румынии, ничего особо примечательного не произошло.

В мире полно примеров строительства 100-километровых автострад за полгода. Мы же с 2010-го не можем построить газопровод

Например, совместное заседание правительств двух стран, намеченное на 28 ноября в Яссах, отложено. Несмотря на то, что официальной позиции правительства Румынии по этому вопросу нет, вероятно, это объясняется последними событиями в Румынии, когда любое появление лидеров СДП и премьер-министра даже с натяжкой удачным не назовешь. Наверное, они подумали, что в Яссах, а мэр Ясс не скрывает своего диссидентского отношения к партийной линии, есть какие-то свои проблемы.

А у председателя уездного совета, который представляет СДП, какие-то проблемы с правосудием, так что, возможно, они подумали, что лучше бы заседание отложить.

Российская Федерация располагает мощным инструментом давления на Республику Молдова

Свободная Европа: Какие проблемы должны фигурировать в повестке правительств двух стран в качестве приоритетных?

Раду Карп: Повестка более чем плотная. Прежде всего, необходимо предельно четко определить, каковы стратегические проекты Румынии в Республике Молдова, и как эти две страны оценивают свое европейское будущее на фоне последних событий. Мы все видели, например, намерение компании Transgaz приобрести часть акций молдавского оператора – и я так понимаю, что имеется в виду создание акционерного общества в Республике Молдова…

Свободная Европа: Это касается работы газопровода Яссы-Кишинев...

Раду Карп: Совершенно верно. Этот проект долго не сдвигается с места по вине обеих сторон – и это непозволительно долго, когда в мире полно примеров строительства 100-километровых автострад за полгода. Мы же с 2010-го так и не можем построить газопровод протяженностью несколько сот метров! Так что нерешенных проблем в наших отношениях очень много.

Свободная Европа: Много разговоров было об энергетических проектах, которые позволили бы Республике Молдова диверсифицировать свои энергетические ресурсы и снизить зависимость от Российской Федерации.

Раду Карп: Российская Федерация располагает мощным инструментом давления на Республику Молдова, чего нет в Румынии, где выработка и использование энергии несравненно более диверсифицированы. Следовательно, с этой точки зрения Бухарест отлично понимает проблемы Кишинева, но еще не удалось прийти к единому мнению относительно того, каким образом Румыния может способствовать снижению этой зависимости.

Страны Балтии и Польша очень рассчитывают на сжиженный газ из США, но и там есть проблемы. И в зоне Персидского залива ситуация непростая, наоборот, обстановка становится все более накаленной. Сжиженный газ планировалось поставлять по этому маршруту, но налицо конфликт между Ираном и Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом.

Президент Додон своими заявлениями показал, что не видит в Румынии друга и партнера

Все это, естественно, не может не влиять на ситуацию в нашем регионе. В этих условиях, думаю, очень важно, чтобы Республика Молдова приняла стратегическое решение, определила план действий на долгосрочную перспективу, решила, насколько она желает снизить зависимость – на столько-то процентов за столько-то лет... Думаю, по этому направлению нужны конкретные действия.

Свободная Европа: Насколько целесообразно для Румынии инвестировать в Молдову?

Раду Карп: Для Румынии это большая проблема и большая дилемма, потому что существуют инвестиции, которые были заблокированы из-за отсутствия воли и даже из-за коррупции, а это сказывается на потенциальных инвесторах.

Где-то с месяц назад я услышал о сделке с ритейл-сетью Dedeman, это – стопроцентно румынские инвестиции, и сделка обернулась бы неплохими преимуществами для Республики Молдова. Почему? Потому что Dedeman работает на местном материале. Так поступает компания в Румынии, так хотела бы работать и в Молдове. Dedeman не перепродает китайские товары. Это важно для инвесторов.

Недавно стало известно о намерении Трансильванского банка приобрести определенный пакет акций Victoriabank. Так что румынские инвесторы готовы вкладывать в Молдову. Единственное, чего они хотят…

Свободная Европа: Дружественной среды?

Раду Карп: Вот именно, дружественной среды и, по возможности, меньше бюрократических препон при оформлении своего выхода на молдавский рынок. И ничего более.

Свободная Европа: С тех пор, как Республика Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, румынский рынок ассимилировал значительную часть молдавского экспорта. Официальный Кишинев при каждом удобном случае говорит, что румынский рынок поглощает львиную долю молдавских товаров.

Раду Карп: Это так, и все, что происходит в экономическом плане, подтверждает постоянные заявления Бухареста о том, что европейская интеграция Республики Молдова лежит через Румынию. И это действительно так, потому что первым рынком сбыта для молдавской продукции, приоритетным рынком является Румыния.

Президент Йоханнис не является лидером унионистской фракции в Румынии, он – президент всех румын

Румынские потребители больше привыкли к молдавским брендам, которые у нас более известны, чем в других странах. В некотором роде можно говорить о своеобразном культурном менталитете, и это способствует продвижению товаров на румынском рынке.

Свободная Европа: Если по правительственной линии дела обстоят, в принципе, неплохо, то как бы вы оценили отношения между главами двух государств? Недавно президент Молдовы Игорь Додон пригласил своего румынского визави Клауса Йоханниса в гости в Кишинев. Как вы считаете, Йоханнис примет это приглашение и посетит Кишинев?

Раду Карп: Нет. Президент Йоханнис ясно дал понять, что такая встреча в его планы не входит. Сейчас это действительно проблема, суть которой нужно понять. Президент Додон своими заявлениями, озвученными, кстати, не только в период своего президентства, но и задолго до этого, показал, что не видит в Румынии друга и партнера.

Для того, чтобы визит состоялся, г-ну Додону следовало бы пересмотреть свои взгляды, довольно агрессивные по отношению к Румынии. И только после этого можно будет начинать разговор с президентом Румынии о возможной встрече – и о контексте переговоров. Как бы выразиться получше… Ну, например, почему королева Великобритании Елизавета II перестала принимать президента Мугабе? По той же причине: нельзя дома высказываться против англичан, называть их колонистами, которые обкрадывают Зимбабве, – а после отправляться с официальным визитом в Лондон. Существуют элементарные правила… И если этим правилам следовать, уверен, двери будут открыты. Но я не вижу пока никаких признаков по этому направлению.

Языковая проблема в Республике Молдова давно решена самими носителями языка

Свободная Европа: Игорь Додон неоднократно заявлял, что выступает за хорошие отношения между Республикой Молдова и Румынией, но уточнял при этом, что не приемлет унионистское движение…

Раду Карп: Президент Йоханнис не является лидером унионистской фракции в Румынии, он – президент всех румын, не только тех, кто мечтает объединиться с Республикой Молдова, но и тех, кто, скорее, поддерживают европейский курс Молдовы. И я не думаю, что президент Йоханнис хоть раз давал повод заподозрить его в каких-то скрытых намерениях в отношении Молдовы.

Свободная Европа: Почему в повестке президента Йоханниса отношениям с Республикой Молдова не отведено одно из приоритетных мест?

Раду Карп: Первый визит президента Йоханниса был в Кишинев. Кстати, это стало традицией – первый визит президент Румынии, кто бы он ни был, совершает именно в Кишинев. Но тогда контекст был другой, кишиневские лидеры не позволяли себе нецивилизованных заявлений по отношению к Румынии. В той ситуации визит в Кишинев стал возможным уже через несколько дней после начала его мандата.

А сейчас обстановка другая. Конечно, это очень христианский жест – подставлять вторую щеку, но когда пощечины следуют одна за другой… Разумеется, речь не идет о том, чтобы проявлять агрессию, но дело чести сохранить какой-то нейтралитет по отношению к обидчику, повторяю, к конкретному лицу, а не ко всей Республике Молдова.

Свободная Европа: В парламенте Молдовы сейчас находится на рассмотрении законодательная инициатива о пересмотре ст. 13 Конституции, а недавно г-н Додон заявил о намерении собрать достаточное количество голосов депутатов и сорвать эту инициативу. Речь идет о статье, которая устанавливает официальный статус молдавского языка…

Раду Карп: Проблема румынского языка в Республике Молдова не имеет никакого отношения к Румынии, к политике Румынии. Румыния никогда не указывала, какой язык должен использоваться в Республике Молдова на государственном уровне. Языковая проблема в Республике Молдова давно решена самими носителями этого языка, которые считают своим родным языком румынский.

Неформальные связи и неформальные группы нередко оказываются более влиятельными, чем любые официальные инициативы

Конституционный суд, когда провозгласил румынский язык официальным в Республике Молдова, просто констатировал сложившуюся реальность. Поэтому инициатива по пересмотру Конституции стопроцентно оправдана, она направлена на то, чтобы привести Основной закон в соответствие с решением Конституционного суда. Этот шаг не стоит никоим образом политизировать ни в ту, ни в другую сторону.

Инициаторы не должны приписывать себе эту заслугу. Нет, это заслуга Конституционного суда, который, насколько мне известно, уже высказался и по инициативе, которая находится сейчас в парламенте. Но и тем, кто по политическим причинам – только политическим, потому что причин научного порядка просто нет – выступают против решения КС, думаю, самое время взять тайм-аут и перестать мусолить эту тему.

Если это вопрос совести, и кто-то не хочет голосовать, пусть воздержится или проголосует против, но это не значит, что проблему следует опять политизировать, потому что с научной точки зрения вопрос давно решен. Конечно, в других странах есть еще отголоски этой проблемы, в которой так и не была поставлена точка. В Украине, например, румынам Буджака рекомендуют считать себя молдаванами, потому что там этот вопрос связывают с сохранением самосознания, идентичности, но, в конечном счете, и украинские румыны, носители румынского языка в Южной Бессарабии и на Буковине признают тот факт, что они говорят на румынском.

И уж тем более в Республике Молдова не следует этот вопрос политизировать и разжигать политические страсти.

Свободная Европа: Чего могут ожидать граждане двух берегов Прута? Я имею в виду в плане развития молдавско-румынского сотрудничества, особенно – в свете обещания Бухареста быть адвокатом Республики Молдова на ее евроинтеграционном пути? Сегодня мы находимся в преддверии саммита Восточного партнерства… Какие у этой программы есть перспективы?

Граждане Молдовы полагают, что проблема коррупции является фундаментальной, что воровство приняло угрожающие масштабы

Раду Карп: Румыния сформировала в Брюсселе группу друзей Республики Молдова. Думаю, эту инициативу должна каким-то образом подхватить и румынская дипломатия, потому что, по сути, эти неформальные связи, эти неформальные группы нередко оказываются более влиятельными, чем любые официальные инициативы, чем любой саммит, в рамках которого лидеры говорят только официальным языком.

Много примеров, когда Румыния может донести до Евросоюза ситуацию в Республике Молдова. Разумеется, ситуация такова, что Румыния не может быть адвокатом идеальной Республики Молдова. Когда мы говорим «адвокат», это значит, что Румыния может рассказать о фактах нарушения прав человека в Приднестровье, скажем, права на образование на румынском языке, которое ограничено; о фактах невыполнения отдельных решений ЕСПЧ, и т. д. Иными словами, и это входит в обязанности Румынии, как адвоката Республики Молдова. Это значит, что она сигнализирует о наличии тех или иных проблем, которые необходимо решать…

Свободная Европа: Какие проблемы можно отнести к наиболее острым для Республики Молдова, помимо урегулирования приднестровского конфликта?

Раду Карп: Я пытаюсь анализировать, что отвечали граждане Республики Молдова в последних опросах. Подавляющее большинство считает, что страна идет в неправильном направлении – в том смысле, что политический класс коррумпирован и неспособен обеспечить развитие.

Граждане Молдовы также полагают, что проблема коррупции является фундаментальной, что воровство приняло угрожающие масштабы, и что эти вопросы нужно как-то решать. Это реальные проблемы. В той мере, в которой той или иной партии, которая находится или придет к власти, удастся найти ответы, отношения между гражданами и политическим классом будут восстановлены, и Республика Молдова сможет двигаться дальше.

Хорошо бы Молдове оставить в стороне геополитику и сосредоточиться на других проблемах

Как вам сказать… Почему в других странах граждане считают, что дела идут в верном направлении? Почему в Дании 90% граждан уверены, что страна взяла правильный курс? Потому что власть сумела обеспечить ту политику, в которой нуждаются граждане.

Свободная Европа: Говорят, в Республике Молдова геополитика – корень всех проблем…

Раду Карп: Действительно, очень много говорилось о геополитической дилемме Республики Молдова, но, по моему мнению, нужно разорвать этот замкнутый круг. Потому что, допустим, если бы Российская Федерация, которая претендует на роль туза в регионе, на самом серьезе захотела бы вмешаться и разрубить этот узел геополитических страстей, она бы его разрубила в два счета.

Мы в курсе последних разоблачений – через различные подставные фигуры Россия владеет акциями в Facebook, в Twitter, иными словами, уровень ее проникновения максимальный. И при таком уровне проникновения по малейшему знаку Кремля Республика Молдова превратилась бы в полностью захваченное государство. Но этого не происходит.

Почему? Потому что существует более изощренная стратегия, при которой нам говорят: «Выкручивайтесь сами. А если не сможете сами выкрутиться, позовите на помощь нас». И это уже не имеет ничего общего с геополитикой, это относится к тому, куда и как Республика Молдова хочет двигаться дальше.

Хорошо бы Молдове оставить в стороне геополитику и сосредоточиться на других проблемах, например – как наращивать экспорт молдавских товаров в ЕС, как укрепить банковский сектор, чтобы не допустить повторения известных событий, как соблюдать правила корпоративного управления в банковской системе, как формировать инвестиционную среду, и так далее… Вот те вопросы, на которые нужно искать и находить ответы.

XS
SM
MD
LG