Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Траян Бэсеску относится к Игорю Додону даже не с иронией — с неприкрытым сарказмом»


Глава ADEPT — об участии экс-президента Румынии в молдавской политике

Игорь Боцан: В недавнем визите экс-президента Румынии, почетного председателя Партии национального единства (ПНЕ) Траяна Бэсеску есть много символизма, но и прагматизма там не меньше. Сам г-н Бэсеску относит себя к сословию прагматиков, но в Кишиневе эту оценку многие не разделяют.

Было два человека, развивших идею унионизма, – это светлой памяти Константин Тэнасе и профессор Дан Дунгачу. Г-н Тэнасе часто поднимал эту тему и говорил о существовании двух видов унионизма: унионизма сердца и унионизм разума. А Дан Дунгачу даже принимал участие в социологическом исследовании год назад, и он развил этот подход, введя новый элемент, связанный с социальным унионизмом, с дальнейшими перспективами Республики Молдова и восприятием людей.

Граждане хотят более высоких зарплат, более высоких пенсий, более качественной жизни – и очень, очень четких перспектив. Г-н Бэсеску здесь показал себя как политик, который ставит акцент на прагматизме.

Свободная Европа: Более активное включение г-на Бэсеску в молдавскую политику… Что оно принесет – укрепление взаимоотношений Кишинева с Бухарестом, или же, возможно, ухудшение сотрудничества между двумя государствами?

Игорь Боцан: Г-н Бэсеску ясно сказал, что его миссия здесь, в Кишиневе, не поверхностная и не сиюминутная, она долгосрочная и носит устойчивый характер. Вспомним, г-н Бэсеску говорил, что объединение Бессарабии с Румынией – это его «проект души». И здесь, в Кишиневе, он открыто признал, что его усилия направлены на сплочение унионистских сил в Республике Молдова, но затем уточнил, что его больше интересует электорат, его объединение, и меньше – политические силы.

Слишком уж легко обходит проблемные моменты г-н Бэсеску, который настаивает на прагматизме

И мы все видели его подход к Либеральной партии Михая Гимпу и Национал-либеральной партии Виталии Павличенко. Стало ясно, что все-таки сплочение электората…

Свободная Европа: И все же – как он подходит к этим двум партиям, – с некоторыми оговорками?

Игорь Боцан: Критически – и с некоторыми оговорками. Г-н Бэсеску дал понять, что если они не примут условия ПНЕ, то можно обойтись и без них, потому что значение имеет только объединение электората. Это очень важные моменты, учитывая, что г-н Бэсеску – личность очень харизматическая, и можно не сомневаться, что это движение, которое он инициирует сейчас вместе с ПНЕ, может рассчитывать на успех и на неплохой результат на предстоящих парламентских выборах.

Свободная Европа: В сторону г-на Бэсеску уже полетело много отравленных стрел, его раскритиковали, прежде всего, за то, что будучи президентом Румынии он поддержал г-на Воронина, который баллотировался на второй срок, а совсем недавно звучали голоса о том, что он подыгрывает координатору правящей коалиции Владу Плахотнюку. Как вы оцениваете подобные заявления?

Игорь Боцан: Действительно, такая критика звучала, но г-н Бэсеску объяснил, почему он так поступает. Он очень опытный политик, а в политике можно говорить одно, имея при этом в виду другое. Не зря г-н Бэсеску называет себя прагматичным политиком.

Все то, о чем вы сказали, важно, конечно, но есть и более важные моменты, о которых говорил г-н Бэсеску – и именно они заслуживают нашего внимания. Г-н Бэсеску выходит с идеей, что те, кто обещают Республике Молдова европейскую интеграцию, лгут, и это становится ясным, если пролистать политическую программу ПНЕ, в которой говорится, что эта партия поддерживает европейскую интеграцию Республики Молдова.

Если Демпартия предложит Партии национального единства союз, г-н Бэсеску, возможно, ответит согласием

Поддерживает, да, но, вместе с тем, ставит своей задачей развивать стремление к объединению двух стран. Иными словами, в программе партии акцент ставится на поддержку европейской интеграции, а унионистская идея – лишь на втором месте, тогда как здесь, в Молдове, г-н Бэсеску меняет приоритеты местами и говорит, что те, кто обещает европейскую интеграцию, лгут, и что на первом месте в политической жизни двух стран должно находиться объединение Республики Молдова – или Бессарабии – с Румынией.

И здесь возникает ряд интересных моментов. Когда г-ну Бэсеску напоминают о том, что Румыния – член НАТО, страна с четкими принципами и ясно установленными границами, он говорит: «Но Приднестровье никогда не было румынской землей». И это его утверждение идет вразрез с Декларацией о независимости Республики Молдова, в которой четко сказано, что Приднестровье является неотъемлемой частью территории нашего государства.

Таким образом, г-н Бэсеску с легкостью абстрагируется от этого положения Декларации о независимости, которая стала частью Конституции Республики Молдова. Или: Конституция гласит, что территория Молдовы неприкосновенна, а г-н Бэсеску заявляет: «Для проведения объединения надо избавиться от Приднестровья». Но насколько реален такой призыв – г-н Бэсеску не говорит, и является ли это «избавление от Приднестровья» более реальным, чем европейская интеграция – об этом г-н Бэсеску тоже не говорит.

Но самое любопытное состоит в том, что г-н Бэсеску говорит много интересного, например, что для решения приднестровского вопроса в смысле отказа от этой территории Республике Молдова надо начать переговоры с Россией и Украиной. С двумя враждующими между собой государствами г-н Бэсеску хочет начать переговоры по обмену Приднестровья на территории Южной Бессарабии и Буковины! Насколько реалистичен подход г-на Бэсеску – это большой вопрос.

Тем не менее, нужно было все-таки постараться получить у г-на Бэсеску ответ на вопрос о том, что более реально, с его точки зрения: двигаться вперед в рамках Соглашения об ассоциации и попытаться достичь европейской интеграции по этому варианту – или же начать переговоры с Россией? А кто знает, какие у России планы на этот счет? Устроит ли Россию такая сделка, согласится ли Украина вместе с Россией занять общую позицию в вопросе Приднестровья? Слишком уж легко обходит эти проблемные моменты г-н Бэсеску, который, как я уже говорил, настаивает на прагматизме.

Свободная Европа: Как вы считаете, позиция экс-президента Румынии и эти его заявления помогут ему набрать больше голосов, если бы парламентские выборы в Республике Молдова состоялись в ближайшее воскресенье?

Г-н Бэсеску, по сути, поддержал точку зрения Майи Санду и ее крайне осторожный подход к вопросу унионизма

Игорь Боцан: Когда мы говорим об унионизме сердца и унионизме разума, то если эти два вида унионизма объединить с социальным унионизмом – более высокие пенсии, достойная зарплата, перспективы для детей – то, думаю, его месседж может оказаться очень даже привлекательным для унионистского сегмента Республики Молдова. То есть, эти усилия могут привести к сплочению сторонников унионизма, уже – в пользу Партии национального единства.

Свободная Европа: А на сколько, по вашему мнению, мандатов могут рассчитывать унионисты в будущем парламенте?

Игорь Боцан: Если обратиться к статистике, то вспомним, что за 25 лет в восьми электоральных циклах за унионистские партии голосовали 15%, максимум 20% избирателей. Следовательно, в сложившихся сегодня условиях можно предположить, что это движение во главе с Траяном Бэсеску может набрать до… Возьмем средний показатель: 10% избирателей могут объединиться вокруг этой идеи.

Свободная Европа: Это игра на руку Демпартии, которая доминирует в правящей коалиции?

Игорь Боцан: Нельзя однозначно сказать, на пользу ли это Демпартии, но можно не сомневаться: если Демпартия предложит Партии национального единства союз, г-н Бэсеску, возможно, ответит согласием. Ведь он сам говорил: «За мою политическую карьеру я столько раз клялся не вступать в коалицию с тем-то или тем-то, но, в конечном счете, приходилось пересматривать свою позицию». Эти слова г-на Бэсеску можно рассматривать как завуалированное «да» на вопрос о возможной коалиции с Демпартией – если дело дойдет до этого, и если ради ориентации Республики Молдова на Запад, как говорил Траян Бэсеску, нужно будет так поступить…

Свободная Европа: Необходимо ли принимать в расчет и глубоко неприязненные отношения между Игорем Додоном и Траяном Бэсеску?

Игорь Боцан: Г-н Бэсеску прекрасно понимает, что эти отношения, которые вы называете «неприязненными», – политическая реальность. Мы все видели, что Траян Бэсеску относится к Игорю Додону даже не с иронией – с неприкрытым сарказмом, но такова политическая игра. Г-н Бэсеску понимает, что Игорь Додон может победить на следующих парламентских выборах, поэтому он говорит, что сторонники безотлагательного унионизма ошибаются – на подготовку сценария объединения потребуется время, необходимо пройти в парламент, а затем распространять свое влияние.

Даже если Румыния будет председательствовать в ЕС, это не приблизит европейских перспектив Молдовы

Помню, год назад г-н Бэсеску называл период в пять-шесть лет, которые могут понадобиться для этого; и в этом смысле г-н Бэсеску, по сути, отправил в нокаут членов Sfatul Țării-2, которые планировали и выработали Дорожную карту, согласно которой, объединение должно было состояться в 2018 году. Кроме того, г-н Бэсеску нанес удар и по планам платформы «Действие-2012», которая ровно год назад провела в Бухаресте широкомасштабное мероприятие с принятием резолюции о том, что объединение необходимо осуществить решением парламентов двух стран – или на референдуме.

Да, это очень интересно, – г-н Бэсеску остается на принципах законности, то есть, объединение необходимо осуществить в результате референдума – либо по решению парламентов двух стран. И в этом его подход полностью совпадает с позицией Майи Санду; он, по сути, поддержал точку зрения Майи Санду и ее крайне осторожный подход к вопросу унионизма.

Свободная Европа: Знаете, на весах есть и еще один аргумент… К Румынии перейдет председательство в Евросоюзе, и Республика Молдова, как считают некоторые, сможет смело внести заявку на получение членства в ЕС. Вы что думаете об этом?

Игорь Боцан: Разумеется, мы все приветствуем переход к Румынии председательства в ЕС, но и по этому вопросу г-н Бэсеску настроен очень и очень критически. Даже если Румыния будет председательствовать в Евросоюзе, это не приблизит европейских перспектив Республики Молдова.

XS
SM
MD
LG