Ушедший год, по мнению правозащитников, оставил непростое наследие. Достаточно вспомнить дело Андрея Брагуцы, скончавшегося в следственном изоляторе. Чем запомнится 2017 год с точки зрения прав человека, и какие проблемы остались? Мнение национального координатора Управления ООН по правам человека в Молдове Вячеслава Балана.
Свободная Европа: «2017 год – год серьезных вызовов в области прав человека», «2017 год прошел под знаком дискурсов, разжигающих ненависть», «Республика Молдова отстает по разделу прав человека» – подобного рода заголовки мелькают в молдавских СМИ. Г-н Балан, как бы вы расценили 2017 год с точки зрения соблюдения прав человека?
Вячеслав Балан: 2017-й был годом важных достижений. В их числе мне хотелось бы назвать начало реформ в области деинституционализации лиц с ограниченными возможностями, пересмотр системы определения инвалидности, централизованное финансирование должности медиатора (посредника).
С другой стороны, в течение года отмечался и регресс, в частности, по разделу пыток и жестокого обращения, выступлений, разжигающих ненависть. Совет по обеспечению равенства принял в 2017 году ряд решений, в которых констатировал, что отдельные высокопоставленные чиновники позволили себе заявления, разжигающие ненависть. Естественно, такие дискурсы, озвученные с самых высоких трибун, могут вдохновлять и других на подобного рода заявления и действия.
Свободная Европа: По всем признакам, правовых механизмов наказания за дискурсы, разжигающие ненависть, или за преступления на почве ненависти пока не существует…
Вячеслав Балан: Это не совсем так. Именно высказывания, разжигающие ненависть, наказуемы, в том числе на основании решений Совета по обеспечению равенства, но они квалифицируются не как преступления. Что же касается преступлений на почве ненависти, то действительно, поправки, в соответствии с которыми деяния такого характера будут отнесены к преступлениям, еще парламентом не приняты. Надеемся, в самое ближайшее время они будут приняты, и подобные действия будут отнесены к категории уголовно наказуемых.
Свободная Европа: Если бы вас попросили привести примеры, которые лучше всего иллюстрирует состояние прав человека в Республике Молдова в 2017 году, что бы вы выделили прежде всего?
Молдова известна своими хорошими законами и инструкциями, которые, увы, не соблюдаются
Вячеслав Балан: Возможно, этот случай упоминается наиболее часто, но уж очень он показательный. Я имею в виду дело Андрея Брагуцы. Этот случай выявил очень много проблем, которые касаются лиц с ограниченными возможностями и с психическими расстройствами, и не только из числа тех, кто находится в государственных учреждениях или содержится под стражей, а в целом. Речь идет о предрассудках и стереотипах, которые заставили многих из тех, кто взаимодействовал с Андреем Брагуцей, проигнорировать меры или действия, необходимые для того, чтобы предотвратить его гибель.
Свободная Европа: Проведенное расследование по факту смерти молодого человека поможет предотвратить аналогичные ситуации в будущем?
Вячеслав Балан: Мы очень на это надеемся. Эти случаи, помимо того, что касаются смерти людей, поднимают и многие системные и структурные вопросы. Эти смерти, эти проблемы не были случайными, эпизодическими, они – результат разлада важных механизмов государства.
Мы рассматриваем эти случаи именно как проблемы системного характера, и мы надеемся, что государственные органы будут рассматривать эти проблемы как системные. Это значит, что необходимо менять политику, законы, ведомственные инструкции, необходимо обучить сотрудников и установить меры взыскания к тем, кто не соблюдает инструкции. Республика Молдова известна своими хорошими законами и инструкциями, которые, увы, не соблюдаются и не внедряются. Это и приводит, в конце концов, к подобным трагедиям.
Свободная Европа: Пять комитетов ООН провели проверки в Молдове на предмет обеспечения прав человека, завершен Национальный план в области прав человека с принятием ряда законов. Г-н Балан, насколько вы уверены в том, что все эти действия не останутся на бумаге, что рекомендации ООН будут приняты в расчет, а состояние дел действительно улучшится?
Вячеслав Балан: Должен сказать, что в 2017 году достигнут довольно заметный прогресс в плане выполнения международных рекомендаций. В принципе, Молдова и прежде подвергалась контролю со стороны комитетов ООН – такой мониторинг проходит не один десяток лет. Но именно 2017 год, по нашему мнению, показал явный прогресс по отдельным направлениям со стороны наших органов власти, которые запланировали конкретные и действительно содержательные меры по внедрению рекомендаций.
Например, это касается одной из самых актуальных составляющих прав человека – пыток и жестокого обращения, а также рекомендаций в отношении лиц с ограниченными возможностями. Это два направления, где, по всем признакам, международные рекомендации воплощаются в конкретные действия. Конечно, рано еще говорить, что рекомендации приносят плоды, они только-только начинают внедряться. Но, по крайней мере, предпринимаются попытки…
Вместе с тем, есть и другие сферы, где международные рекомендации пока не встретили активной поддержки со стороны органов власти. Это права этнолингвистических и религиозных меньшинств. Республика Молдова получила в 2017 году рекомендации со стороны специального докладчика ООН по меньшинствам, со стороны Комитета по ликвидации расовой дискриминации. По этому разделу, помимо принятия двух документов – стратегии по укреплению межэтнических отношений и плана действий по поддержке этноса ромов, никаких других действий не было, не затронут также вопрос о финансировании этих стратегий. Так что рекомендации рискуют остаться на бумаге.
Свободная Европа: Почему вы считаете, что именно в этих сферах ничего не меняется?
Необходимо укрепить Совет по обеспечению равенства и выбрать его новый состав
Вячеслав Балан: Честно говоря, мне не удалось побеседовать с представителями ответственных органов, чтобы выяснить причины стагнации. К сожалению, представители этих структур не участвовали в Национальном форуме в области прав человека, который прошел 20 декабря. Так что нам еще предстоит выяснить причины этого бездействия.
Свободная Европа: А какие приоритеты в области прав человека вы видите на 2018 год?
Вячеслав Балан: Исходя из тех основных проблем, о которых мы говорили выше, прежде всего, Республика Молдова должна внедрить все меры в области предотвращения пыток и жестокого обращения. Речь идет о реализации совместного Приказа по идентификации и отчетности о случаях пыток. Этот приказ существует с конца 2013 года, но о нем мало известно сотрудникам правоохранительных органов, работникам медучреждений и другому персоналу, работающему с потенциальными жертвами пыток. Это крайне важная задача.
Также следует активизировать национальный механизм по предотвращению пыток, который был создан в 2016 году, но так и не работает в полную силу. Кроме того, Республика Молдова должна довести до конца уголовные дела, возбужденные в рамках дела Андрея Брэгуцы. Это станет четким сигналом, что с подобными фактами никто больше мириться не будет, и что виновных ждет наказание.
Другая важная составляющая – Республика Молдова должна довести до конца начатые реформы в области прав лиц с ограниченными возможностями. Речь идет о деинституционализации лиц с ограниченными возможностями, полном пересмотре системы определения инвалидности, обеспечении доступности в публичном пространстве и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.
И третий момент, на который мне бы хотелось обратить внимание – необходимо укрепить Совет по обеспечению равенства и выбрать его новый состав. Мандат действующих членов истекает в 2018 году. Очень большие надежды мы возлагаем на новый состав, который по своему качеству не должен уступать нынешнему, не будет политизирован. В него войдут известные эксперты национального и международного уровня в области предупреждения и борьбы с дискриминацией.
Свободная Европа: Какими реальными инструментами располагает Управление ООН в Молдове для того, чтобы убедить правительство предпринять эти меры?
Вячеслав Балан: Есть целый спектр инструментов, которыми мы пользуемся. Проводим акции по информированию, мероприятия просветительского характера. Организуем рекламную работу, кампании, направленные на представительство и защиту прав и интересов определенных социальных групп.
Проводим двусторонние и многосторонние заседания с представителями органов, принимающих решения. При необходимости привлекаем коллег и экспертов из нашего офиса в Женеве и из других стран. Приглашаем представителей структур ООН в области прав человека, которые делятся международным опытом и практикой на самом высоком уровне.
Мы очень надеемся, что навыки защиты своих прав станут неотъемлемой чертой каждого рядового гражданина
К международным механизмам подключаем гражданское общество, чтобы оно стало сильнее и могло продвигать права человека на общенациональном уровне. Наша цель – не подменять национальные публичные структуры или гражданское общество Республики Молдова, наша цель – поддерживать, укреплять, помогать органам власти и обществу защищать и гарантировать права человека.
Свободная Европа: Что касается гражданина – сегодня он более активно отстаивает свои права, чем, скажем, несколько лет назад?
Вячеслав Балан: Да, однозначно. Я работаю в области прав человека в Республике Молдова более десяти лет и могу заверить, что в последние годы заметно повысился уровень активности граждан в том, что касается их защиты, инструментов и механизмов. Например, если раньше граждане Молдовы не обращались к правозащитным механизмам ООН, то в последние годы у нас есть довольно впечатляющее количество индивидуальных жалоб, которые нашли свое разрешение в комитетах ООН – и это наглядное достижение.
Вместе с тем, должен заметить, что у нас нет пока той активности, которая наблюдается в наиболее развитых странах Европы и мира. Не выработалась устойчивая привычка защищать свои права всеми доступными инструментами. Правозащитной деятельностью занимаются, в основном, представители гражданского общества и наиболее активные граждане. Мы очень надеемся, что в обозримой перспективе, в ближайшие два-три года или пять лет – навыки защиты своих прав станут неотъемлемой чертой каждого члена общества, каждого рядового гражданина.