Слова Додона об «осуждении российских ракетных обстрелов» распространили многие молдавские СМИ. За девять месяцев войны в Украине у него не было четкой позиции относительно происходящего, но после того, как Молдова пострадала от обстрелов энергетической инфраструктуры в Украине, Додон решил высказаться.
«Конечно, [осуждаю]. Мы остались без света. Что делать людям?», — сказал экс-президентНа фоне прежних высказываний Додона о том, что «с Россией следует дружить», цитата, осуждающая обстрелы вызвала у молдаван, настроенных к Додону скептически, вопрос: «Правда ли пророссийский президент изменил свою позицию»?
«Происходящее между Россией и Украиной – это их проблемы»
Europa Liberă: Господин Додон, вы осуждаете лишь обстрелы энергетической инфраструктуры или вторжение РФ в Украину в целом?
Игорь Додон: Я хочу, чтобы вы понимали одно: я всегда последователен, и не меняю своего мнения и позиции в зависимости от происходящего или от давления прессы.
Я никогда не осуждал чьей-либо агрессии. Я буду осуждать агрессию России, Украины, Румынии или США только в том случае, если они вторгнутся на нашу территорию. Однако то, что происходит между Россией и Украиной – это их проблемы. Это два абсолютно братских для нас народа, с которыми у нас должны быть хорошие отношения. Они между собой разберутся.
Очевидно, что ракетные обстрелы по Украине - большая проблема и для нас. Мы остались без света. Но вопрос в том, что надо сделать в срочном порядке, если в очередной раз появятся подобные проблемы. И это вопрос к тем, кто у власти уже более года. Почему вы не сделали ничего для энергетической независимости? Потому что, если не будет электроэнергии в Одессе, ее не станет и у нас.
«Россия – наш стратегический партнер»
Europa Liberă: У вас не было четкой позиции по войне России в Украине, и уж тем более, вы не осуждали Россию. До этого вы говорили, что с Россией стоит дружить. Эта позиция изменилась?
Игорь Додон: Она не может измениться. Для меня принципиально важно дружить со всеми. Как я и говорил раньше, Россия - наш стратегический партнер. Я остаюсь при этом мнении. То, что у них сейчас с Украиной – это горе для всех: и для Украины, и для России, и частично для нас. Но они пусть разбираются сами. Нам не надо сейчас занимать одну из двух сторон, чтобы что-то интерпретировать.
Europa Liberă: И по поводу дружбы: кто теперь главный друг России в Молдове? Вы, как почетный лидер партии социалистов и глава молдо-российского бизнес-сообщества или Илан Шор, лидер антиправительственных протестов, которому теперь переходят телеканалы, ранее подконтрольные социалистам? (СМИ писали о переходе беглому олигарху Илану Шору некоторых телеканалов, ранее приверженных позиции партии социалистов).
Игорь Додон: Я думаю, что другом России является народ Молдовы. И еще я думаю, что то, что «Газпром», имея повод, не отключает нам газ, это тоже с их стороны [России] жест по отношению к Молдове. Не надо пытаться быть хорошим для одних и плохим для других. Происходящее в Украине - трагедия для всех, там умирают тысячи человек каждый день. Кто-то пытается на этой трагедии сделать пиар, а я не хочу. Это проблема для всех, но они решат ее вместе, Россия и Украина. Пусть скорее садятся за стол переговоров и решают эту проблему.
«Человек осуждающий»
Политический аналитик Игорь Боцан объяснил Radio Europa Liberă, что позицию Додона необходимо рассматривать в контексте, а также учитывать тот факт, что его «застали врасплох».
«Господин Додон, к своему счастью, справился довольно не плохо, но отметил, что его осуждения относятся лишь к тому, что касается интересов Республики Молдова. То есть, ни он, ни его партия не осудили российскую агрессию, но, если она [агрессия] каким-то образом затрагивает Молдову, Додон решает стать человеком осуждающим», — говорит Боцан.