Комиссии «vetting» предстоит провести собеседования еще с 17 кандидатами в судьи ВСП. Из 35 кандидатов, которые записались на участие в конкурсе, трое отозвали свои кандидатуры, еще трое уже получили одобрение комиссии. Еще одному адвокату и двум прокурорам проверка не грозит, потому что они уже получили положительные заключения комиссии «pre-vetting».
Высшему совету магистратуры (ВСМ) предстоит решить, кого из тех, кто получил положительные заключения комиссий, назначат судьями. И.о. главы ВСМ Серджиу Караман заявил, что если комиссия «vetting» оценивает неподкупность кандидатов, то Совет будет обращать внимание на их профессионализм. “ВСП будет инстанцией, которая задаст тон юстиции нашей страны. Туда должны попасть самые лучшие”, - заявил он.
Всего, в ВСП будет 20 человек, среди которых 11 судей и 9 юристов.
Адвокат Михаил Львовский: бесплатное проживание в чужом доме
Комиссия «vetting» провела собеседование с адвокатом Михаилом Львовским 18 января. Интервью продлилось почти полтора часа: за это время комиссия обсудила с ним спорные моменты его карьеры и как он использовал 100 тыс. евро, заработанных в Румынии.
Первый блок вопросов касался того, что Львовский предоставлял юридические услуги группе компаний Mechel из Румынии. Согласно расследованиям румынских журналистов, металлокомбинаты, которыми управляла Mechel, намеренно обанкротили и уничтожали. Адвокат рассказал, что на работу в Румынию его пригласил друг с которыми они вместе учились в университете Клуж-Напоки. Львовский утверждает, что работал на компанию в период, когда у предприятий была значительная прибыль и даже не подозревал о том, что у нее могут начаться финансовые проблемы. На просьбу объяснить, как он оказывал юридические услуги в Румынии, не получив лицензию адвоката в этой стране, Львовский сказал, что только консультировал компании, а в судах их не представлял.
Еще один блок вопросов касался того, что Львовский заработал в Румынии около 100 тыс. евро, и вернулся в Молдову «с внушительной суммой денег». Члены комиссии сказали, что не понимают, как адвокат управлял наличными и открыл 26 банковских счетов. Львовский сказал, что видел информацию о счетах, переданную ему комиссией, но не помнит о них и не может объяснить, что это за транзакции. По его словам, часть денег он хранил наличными, а другую распределил по нескольким банковским счетам (он открыл в двух банках по два депозита в долларах и евро). «Кажется странным, я увидел [в документах] что положил на один счет 2,5 тыс. долларов и еще 42 доллара в тот же день», — сказал он.
Вернувшись в Молдову, Львовский начал работать независимым адвокатом, но его основным клиентом стала Национальная конфедерация профсоюзов. Так, члены комиссии посчитали, что с 2015 по 2022 год адвокат заработал около 1,6 млн. леев, из которых 28 тыс. леев – от других клиентов, а остальное – от конфедерации. Кандидат объяснил, что получает ежемесячные гонорары независимо от объема работы.
В 2021 году в парламенте создали специальную комиссию, которая расследовала обстоятельства продажи недвижимости, принадлежавшей Конфедерации профсоюзов. По данным депутатов и журналистских расследований, здания продали по цене, которая была в разы ниже рыночной. Комиссия выяснила, что Львовский участвовал в продаже недвижимости в Бельцах, Кишиневе, Кагуле и Украине. Кандидат ответил, что его работа сводилась к заверению некоторых документов у нотариуса. Львовский утверждает, что не знал ни о каких нарушениях и ему не ясно, как журналисты и депутаты пришли к выводу, что здания стоили намного дороже. По его словам, в пакетах документов были сертификаты об оценке стоимости от Агентства государственных услуг.
Также члены комиссии выяснили, что с 2019 года Львовский с семьей проживает в чужом доме. Кандидат сообщил, что живет там бесплатно, но оплачивает коммунальные услуги. По его словам, он должен был пожить в доме меньший срок, пока в его квартире не закончился ремонт, но тот затянулся из-за войны. Адвокат отказался назвать публично имя владелицы дома, но отметил, что она живет в Италии. Он подчеркнул, что у комиссии есть возможность узнать имя владелицы.
Светлана Балмуш: покупка квартиры и проигранное дело в ЕСПЧ
Собеседование со Светланой Балмуш состоялось 18 января и продлилось почти полтора часа. За это время члены комиссии обсудили с ней доходы ее семьи, обстоятельства покупки квартиры и одно дело, по которому она выносила решение будучи судьей, что привело к проигрышу Молдовы в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
Члены комиссии выяснили, что в 2021 году семья Балмуш купила квартиру, за которую заплатила 404 тыс. леев. Кандидат рассказала, что около 100 тыс. леев, потраченных на покупку квартиры, это сбережения с прошлых лет. Еще 268 тыс. леев – зарплата мужа. Балмуш утверждает, что у ее семьи были «минимальные траты», они ездят на старых авто, а на отдыхе не были с 2020 года.
У членов комиссии возникли вопросы и к работе адвокатского кабинета Светланы Балмуш, который она основала в 2019 году. Кандидат рассказала, что почти никто из ее клиентов не расплатился с ней потому, что по контракту они должны были выплатить ей гонорары после того, как она доведет дела до конца. В 2021 году ее назначили членом Высшего совета прокуроров и она приостановила лицензию адвоката.
В 2020 году Балмуш представляла интересы одного из родственников при разделе имущества. Родственник выслал ей 2 тыс. евро, которые она не задекларировала, отметив, что потратила их на судебные нужды. Кандидат заявила, что деньги пошли на оплату госпошлины, экспертизы и задолженности по выплате алиментов. Балмуш утверждает, что и в этом случае не получила денег за работу, потому что не довела дело до конца. Он рассказала членам комиссии, что, в связи с этим делом, 6–7 раз ездила в суд Дрокию, а родственники оплачивали только бензин.
Еще один блок вопросов касался банковского счета с оборотом в 30 тыс. евро. Балмуш заверила комиссию, что на самом деле речь идет о 10 тыс. евро, которые ее муж получил от своих родственников из Италии и положил для сохранности в банк. По ее словам, деньги нужны были на организацию свадьбы родственников. Она также предоставила комиссии подтверждение от банка, что на счету было всего 10 тыс. евро.
Также члены комиссии обсудили с кандидатом одно дело, по которому Молдова проиграла в ЕСПЧ. Речь идет о нескольких обвиняемых по делу связанному с коррупцией. Суд первой инстанции их оправдал, а судейская коллегия Апелляционной палаты (АП), в которую входила Светлана Балмуш, осудила. ЕСПЧ пришел к выводу, что в деле были нарушения, потому что судьи АП не вызвали на заседание свидетелей обвинения. Член комиссии Андрей Бивол подчеркнул, что за шесть лет до того, как АП вынесла решение, ЕСПЧ осудил Молдову по делу с похожими обстоятельствами.
Балмуш рассказала, что была докладчиком по этому делу и заверила комиссию, что старалась обратить внимание на все аргументы защиты. Экс-судья отметила, что вместе с коллегами старалась обеспечить рассмотрение дела в разумные сроки и выразила надежду, что другие судьи будут учитывать решение ЕСПЧ в похожих ситуациях.