Его жена потребовала его оправдать, а жена одного из высланных турецких учителей потребовала вернуть дело на пересмотр в первую инстанцию.
15 декабря в АП прошло заседание по делу Ботнаря, которого в 2020 году суд признал виновным злоупотреблении служебным положением в связи с высылкой семерых сотрудников сети лицеев Orizont в 2018 году. Судья Андрей Никулча назначил ему штраф в 88 тыс. леев. Также Ботнарь заплатил компенсации: €125 тыс. Минфину (за проигрыш Молдовы в ЕСПЧ) и 348 тыс. леев СИБу (за аренду чартерного рейса, на котором учителей оправили в Турцию).
Жена одного из высланных учителей Галина Тюфекчи и ее адвокат Вадим Виеру требуют вернуть дело на пересмотр. Они считают, что Галину Тюфекчи незаконно исключили из списка потерпевших. Вадим Виеру подчеркнул, что после того, как летом 2022 года дело Ботнаря рассекретили, он выявил множество процессуальных ошибок. «Единственная возможность исправить ошибки — позволить Галине Тюфекчи участвовать в судебном процессе», — подчеркнул адвокат.
Подала апелляционную жалобу и жена Василия Ботнаря, Наталья. Он потребовала, чтобы ее супруга оправдали. Наталья Ботнарь считает, что ее права пострадали, так как Ботнарь выплатил штраф и компенсации из семейного бюджета. «После того, как дело рассекретили, Василий объяснил мне, за что приговорили. Считаю, приговор незаконным», — подчеркнула она.
Кроме того, апелляционную жалобу подал житель Криулянского района Николай Вакаренко. Все участники судебного процесса отметили, что не знают кто он такой. Вакаренко обратился в АП в октябре 2022 года и потребовал оправдать Ботнаря. Он считает, что после осуждения Ботнаря «ни один сотрудник СИБ не посмеет проявить инициативу, и чтобы обеспечить адекватную безопасность страны». Перед заседанием 15 декабря Вакаренко отозвал жалобу.
«Они бездумно выполняли его указ»
Чтобы понять, возвращать ли дело на пересмотр, судьи решили выслушать не только адвокатов, но и всех участников заседания.
Мне приставили пистолет к голове. Детей лишили отца...
Галина Тюфекчи рассказала, что в 2018 году сотрудники СИБа ворвались в ее дом и не объясняя ничего увели ее мужа. «Мне приставили пистолет к голове. Детей лишили отца», — рассказала она. После того, как его отправили в Турцию, она получила уведомление Бюро миграции и убежища, что ее мужу отказали в предоставлении убежища.
Галина Тюфекчи рассказала, что представляет интересы мужа по доверенности. В 2018 году она подала жалобы в прокуратуру и суд из-за того, что ее права нарушили. Галина Тюфекчи не знает как ее жалобы объединили с делом Ботнаря. Прокурор Виктор Плугару вызвал ее давать показания, но ничего не сообщил о ходе расследования. Адвокат Ботнаря Василий Никоарэ устроил ей подробный «допрос». Он неоднократно подчеркивал, что «задает вопросы с уважением». Однако, даже судьи отметили, что некоторые вопросы он повторяет, хотя понятно, что Галина Тюфекчи не знает ответа. Никоарэ интересовался, известны ли ей детали того, как ее исключили из списка потерпевших. Также он спросил, знала ли она, что, вынося решение по делу турецких учителей, ЕСПЧ отметил в том, числе, несовершенное законодательство. Этого Галина Тюфекчи не знала.
Поинтересовался Никоарэ и тем, знает ли она, что было в материалах дел, которые вел СИБ о турецких учителях. Именно на основании информации из этих дел, которые до сих пор покрыты гостайной, Ботнарь принял решение о выдворении. Никоарэ подчеркнул, что у него есть доступ к гостайне, поэтому он знает о чем идет речь. Галина Тюфекчи отметила, что это не подтверждает того, что в деле были доказательства, что ее муж что-то нарушил. «Изучив материалы дела я понимаю, что они [сотрудники СИБа] бездумно выполняли его [Ботнаря] указ», — подчеркнула она.
Выйдя к трибуне, Наталья Ботнарь повторила те же аргументы, которые сообщила в начале заседания. На вопрос Вадима Виеру, почему она не обжаловала приговор летом 2020 года, а дождалась осени 2022 года, она ответила, что в тот момент у нее с Ботнарем «были не очень хорошие отношения». По ее словам, о деталях дела, она узнала после того, как его рассекретили.
Дети пятый год растут без отца. И это не только мои, но и другие семьи пострадали...
Галина Тюфекчи отметила, что ее жалобу «нечего сравнивать» с жалобой Натальи Ботнарь. «Мне было бы стыдно прийти в суд и что-то говорить. Дети пятый год растут без отца. И это не только мои, но и другие семьи пострадали. Я бы [на ее месте] провалилась под землю, не то, что пришла в суд», — подчеркнула она.
«Признал вину, потому что было политическое и общественное давление»
Василий Ботнарь заявил, что апелляционную жалобу Галины Тюфекчи необходимо отклонить, как недопустимую. «Иначе надо принять и апелляционную жалобу моей жены», — подчеркнул он. «Вы как будто ставите условия?», — отметила председатель судейской коллегии Оксана Робу. Ботнарь ответил, что обе жалобы необходимо отклонить. Он рассказал, что СИБ наблюдал за работой сети лицеев Orizont c самого их открытия в 1997 году. Тогда же в СИБе завели уголовные дела, информация из которых и стала поводом для выдворения учителей в 2018 году. Эти дела до сих пор засекречены, поэтому он не может раскрыть деталей.
Признал вину, потому что было политическое и общественное давление...
Ботнарь рассказал, что обычно, Бюро миграции уведомляло СИБ, что отказало кому-то в предоставлении убежища и после этого у спецслужбы было 24 часа, чтобы выдворить человека. Он подчеркнул, что на суде в 2020 году признал именно то, что действовал, не имея документа от Бюро. «Но скажу честно, что признал вину, потому что было политическое и общественное давление», — сказал он.
Говоря о причинах пересмотра дела, Вадим Виеру отметил, что «выражаясь дипломатическим языком прокуратура действовала со злым умыслом» по отношению к Галине Тюфекчи. «Ей даже не объяснили по какому поводу допросили, и что ее исключили из списка потерпевших», -сказал он. Адвокат считает, что, если бы этого не произошло, у Галины Тюфекчи была бы возможность заявить отвод и прокурору Плугару и судье Никулче. Он подчеркнул, что Комитет министров Совета Европы внимательно следит за тем, как Молдова выполняет рекомендации из решения ЕСПЧ по делу турецких учителей. В том числе, Комитет, просил разъяснения по поводу приговора Ботнарю. Вадим Виеру подчеркнул, что хотя нормы Уголовно-процессуального кодекса очень строгие, в деле речь идет о нарушении Европейской конвенции по правам человека.
Прокурор Владислав Харти также отметил, что апелляционную жалобу Галины Тюфекчи нужно принять к рассмотрению. По его мнению, после того как дело рассекретили, он выявил множество процессуальных нарушений, которые допустил судья Никулча. В частности: судья рассматривал дело в закрытом режиме, хотя не вынес постановление о том, что дело будет закрытым.
Дольше всех выступал адвокат Никоарэ. Повышая голос, адвокат отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает возможности для пересмотра. Он обвинил прокурора и Вадима Виеру в том, что они «жонглируют основаниями» для признания допустимости жалобы. «Представьте ситуацию, когда кто угодно может прийти и обжаловать решение, сказав: смотрите, было же дело Ботнаря», — сказал адвокат. Никоарэ подчеркнул, что Ботнарь — «единственный чиновник в Молдове, который возместил ущерб по решению ЕСПЧ». Кроме того, адвокат возмутился, что Ботнарь вынужден был признать вину «под общественным и политическим давлением». Адвокат настаивал, что нельзя «добиться правосудия, поступая несправедливо по отношению к другому».
Затем судьи попросили стороны рассказать, какие материалы дела необходимо перепроверить перед тем, как вынести решение. Вадим Виеру отметил, что нужно пересмотреть жалобы Галины Тюфекчи и постановление об ее исключении. А прокурор Харти отметил, что ему нужно дополнительное время, чтобы изучить материалы. Поэтому, следующее заседание перенесли на 17 января.