Они считают, что война России в Украине изолировала регион и привела к его, и без того высокой, милитаризации.
Отчет, который представили члены Promo-LEX, говорит о том, что власти приднестровского региона продолжают игнорировать заключения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), преследовать местных жителей за выражение своего мнения, и при этом оставаться безнаказанными за совершенные преступления.
Авторы отчета считают, что в Приднестровье практически отсутствует свобода выражения мнений, а неудобных людей местные власти немедленно репрессируют.
В качестве примеров директор программ центра Promo-LEX Вадим Виеру привел дела осужденных незаконно активистов или простых жителей региона.
- Дело Вадима Погорлецки, жителя Тирасполя, который уже выиграл одно дело в ЕСПЧ. В нем он доказал, что приднестровские власти держали его под стражей в нечеловеческих условиях. Вадим продолжал публично и критически высказываться о ситуации в регионе, а 25 августа этого года его задержали и в тот же день посадили на 7 дней по статье «измена родине». До сих пор Погорлецки не вышел на свободу.
- Дело Николая Гармаша. В июне 2022 года, в рамках Международного дня в поддержку жертв пыток, Гармаш записал видео, в котором рассказал об условиях содержания в приднестровских тюрьмах и применении насилия со стороны представителей местной милиции. В августе Гармаша уже судили.
- Первый «уголовный процесс» длился более 20 месяцев. Тогда Николая «приговорили» к одному году и шести месяцам лишения свободы, но затем приговор отсрочили на два года. В ходе того же дела Гармашу сфабриковали еще два обвинения. Жалобы и запросы в конституционные органы власти Молдовы ни к чему не привели. В октябре его апелляцию отклонили, а Гармаш продолжает жить в Приднестровье, где риск лишить его свободы остается по-прежнему очень высоким.
- Дело Виктора Плешканова. Летом этого года в тюрьму в Тирасполе посадили местного жителя Виктора Плешканова на 3 года и 2 месяца за критику российской власти и выражение своей антивоенной позиции. В середине ноября Плешканов совершил в тюрьме попытку суицида. В Бюро реинтеграции Молдовы считают незаконным осуждение Плешканова. Там говорят, что призывы Бюро к Тирасполю его освободить «остаются без реакции».
Власти Молдовы бездействуют?
Правозащитники пришли к выводу, что позиция молдавского правительства в вопросе защиты прав человека на неподконтрольной территории недостаточно жесткая.
«У правительства нет видения, поэтому оно из года в год наступает на одни и те же грабли в этом вопросе, считает Вадим Виеру.
«Все нарушения прав человека, которые имеют место в приднестровском регионе „решаются“ правительством и парламентом на уровне реакций. То есть они реагируют на нарушения уже по факту, у властей нет стратегии как эти случаи предотвращать», — говорит Виеру.
Правительство Молдовы, к тому же, очень просто шантажировать подобными делами, считает Виеру. Он говорит, что власти ничего не делают с делами, по которым уже высказался ЕСПЧ, а власти левобережья «изредка к ним возвращаются, когда хотят получить какие-то выгоды или о чем-то договориться с Кишиневом».
«Правительство Молдовы на самом деле „финансирует“ эти нарушения в регионе. Оно должно усилить роль и функции Бюро реинтеграции в плане ответов на нарушения прав человека», — подытожил Вадим Виеру.
О том, что молдавские власти уделяют меньше внимания вопросу прав человека в регионе, говорит и последняя встреча переговорщиков от Кишинева и Тирасполя. В ходе переговорного процесса стороны обсуждали преимущественно энергетический вопрос. Историю Плешканова, который недавно совершил попытку суицида, отодвинули на второй план.
«Всегда есть возможности для улучшения»
Комментируя отчет и выводы Promo-LEX, в пресс-службе Бюро реинтеграции сказали Europa Liberă, что признают существование в регионе множества проблем в области защиты прав человека.
«[Мы признаем], государственные органы иногда не в состоянии быстро найти правильные решения этих проблем. Однако практически все, что было сделано до сих пор в этой области — от улучшения условий содержания некоторых заключенных до решения конкретных проблем, связанных с доступом детей в регионе к образованию на родном языке — было сделано исключительно и только благодаря вмешательству конституционных властей Молдовы и Миссии ОБСЕ в Республике Молдова», — говорят в Бюро.
Там добавили, что всегда есть возможности для улучшения, и гражданское общество вправе просить государство усилить внимание к подобным вопросам.