Linkuri accesibilitate

«Надоело бояться!» Ресторатор Сергей Миронов — о вымогательстве московских полицейских


Пост бизнесмена набрал в соцсетях более 12 тыс. лайков

Владелец московской сети ресторанов "Мясо&Рыба" Сергей Миронов, рассказавший 12 января о вымогательстве скидочных карт "для важных людей" со стороны сотрудников полиции, обратился в Следственный комитет и Генпрокуратуру. Об этом он сообщил в интервью Радио Свобода.

Пост, в котором Миронов описал проведенную в ресторане проверку, многочасовое задержание сотрудников ресторана и последовавшее за этим вымогательство, набрал в Фейсбуке свыше 12 тысяч лайков. По словам владельца "Мяса&Рыбы", в выходные люди специально приезжали в его ресторан, чтобы пожать ему руку и выразить свою поддержку. Официальной реакции на рассказ о вымогательстве со стороны полицейских пока нет.

О том, что происходит в ресторане "Мясо&Рыба" после того, как эта история была предана гласности, Сергей Миронов рассказал Радио Свобода:

– Пока никто из государственных органов с нами не связывался. Пока мы не имеем никакой информации. Что происходит? У меня сотрудники пытаются написать заявление и уйти, потому что они боятся. Других движений у нас нет.

– ​Вам удалось выяснить, кто инициировал проверку, после которой у вас начали вымогать скидочные карты "для важных людей"?

– Это самое интересное. Кто проверял – мы, конечно, знаем, кто требовал – мы тоже знаем, но вот кто заказал – для этого и существуют следственные органы, прокуратура, чтобы нам рассказали, кто именно заказал эти скидочные карты, кому эти люди "не смогли отказать".

– ​Касимов Наиль Салимзянович, человек, который, по вашим словам, вымогал у вас карты, не выходит на связь с вами?

У меня нет конфликта с УВД, мне нечего регулировать

– Нет, со мной никто на связь не выходит. Со мной издалека пару человек связывались через Фейсбук с предложением урегулировать мой конфликт с УВД. У меня нет конфликта с УВД, мне нечего регулировать.

– ​А вы уже обратились в Службу собственной безопасности МВД? Заявление написали?

– В данный момент наш юрист направляется в Следственный комитет, потом в Генпрокуратуру. Заявление написано, он их развозит лично.

– ​Каковы последствия этой проверки для вашего ресторана? Как это все отразилось на вашей деятельности, на вашей работе, на ваших доходах?

Мы понесли репутационные потери. Очень много людей плевались, ругались

– Мы потеряли какое-то количество денег из-за проверки, потому что мы были вынуждены отпускать столы. Но это не так важно. Более важно то, что мы понесли репутационные потери. Потому что гостям нельзя было объяснить, что у нас полиция забрала кого-то из сотрудников. Как это забрала? Не нарушайте закон, и у вас никого не заберут. Конечно, очень много людей плевались, ругались, что они в обеденный перерыв прибежали к нам быстро поесть, а мы их лишили обеда, испортили день. Где они должны поесть теперь? Конечно, это ужасно! Мы очень переживаем за наших гостей и ресторан. "Мясо&Рыба" – это сетевой ресторан. И нам репутация очень важна.

– ​До этого случая у вас были проблемы с полицейскими?

– У меня среди них не очень хорошая репутация. Я обычно не молчу, а всегда разбираюсь. Когда люди хотят что-то вымогать, они сначала разбираются, к кому идут. Здесь, скорее всего, был экспромт. Кому-то нужны были срочно карты, и они просто не поняли, к кому они зашли.

– ​Сергей, вы в своем сообщении обращаетесь к коллегам-рестораторам и спрашиваете, часто ли такое происходит, как они на это реагируют. Что вам пишут в комментариях? Что они рассказывают о своем опыте?

Хотели пожать руку, хотели сказать "спасибо"

– Очень много людей пишут слова благодарности. Потому что все говорят, что, конечно, страшно так поступать, страшно, что потом придут другие работники органов или их друзья из смежных структур. Но на самом деле больше всего меня поразило то, что я в субботу и воскресенье приезжал на работу, оба дня специально люди приезжали в ресторан, оставались и спрашивали: "Случайно Миронов не приедет?" Хотели пожать руку, хотели сказать "спасибо". В основном это бизнесмены из нашего района, владельцы магазинов, ресторанов, кафе.

– ​Почему вы решили предать эту историю огласке? Почему вы не испугались, как на вашем месте, наверное, поступило бы большинство ваших коллег?

– Надоело это все. Надоело бояться. Мне кажется, что уже настало время все эти поборы, весь этот беспредел остановить, – рассказывает ресторатор Сергей Миронов.

Радио Свобода попыталось обсудить историю с вымогательством с одним из ее предполагаемых участников – майором Наилем Касимовым. В ОВД по району Кунцево нам сказали, что сегодня у него выходной. Мы также не смогли получить комментарии от начальника полиции ОВД Кунцево Владимира Орешина.

Заместитель генерального директора российского отделения центра антикоррупционных исследований Transparency International Илья Шуманов полагает, что поступок ресторатора Сергея Миронова, публично рассказавшего о полицейском вымогательстве, заслуживает уважения – обычно российские предприниматели предпочитают не ссориться с представителями власти и сами делают им небольшие, но приятные подарки:

Есть много примеров, когда должностные лица были осуждены за подобные преступления

– Часто сами владельцы или менеджеры ресторанов предлагают VIP-клиентам некие формы бонусов, некие формы скидочных карт. Возможно, это стало неким общим местом, традицией для сотрудников правоохранительных органов. Я не исключаю, что такое могло быть, что люди почувствовали, что в ряде ресторанов, в ряде кафе у них есть скидочные карты, а в каком-то новом ресторане на их территории у них эти карты отсутствуют. Достаточно большое количество примеров, когда должностные лица разных органов власти, связанные не только с полицией, были осуждены за подобные преступления. К примеру, в Калининградской области предыдущий руководитель Управления ФМС регулярно захаживал в один и тот же ресторан. У него там был свой счет открыт. И хозяин заведения, как я понимаю, вел статистику – сколько еды и когда отпускалось по этому счету. В конце концов набежала гигантская сумма – несколько миллионов рублей. Счет был предъявлен. После этого было уголовное разбирательство по этой истории. Так что таких примеров много.

Илья Шуманов
Илья Шуманов

– ​Как вы относитесь к поступку Сергея Миронова?

Это отчаянный и смелый человек

– Это отчаянный и смелый человек. Потому что у сотрудников правоохранительных органов большое количество формальных и неформальных способов повлиять на деятельность любого предприятия общественного питания, начиная с того, что они могут участвовать в проведении проверок, и кончая тем, что они могут оказывать влияние на процесс лицензирования. Поэтому, на мой взгляд, достаточно полезно и эффективно иметь инструмент публичного разоблачения таких ситуаций. Я думаю, что в следующий раз, когда сотрудники полиции или другие проверяющие пойдут в какое-то из заведений и будут что-то обсуждать с руководителем, они будут понимать, что это может быть предметом публичного разоблачения.

– ​А если говорить о полицейской коррупции в целом, возможно ли подсчитать ее объемы в России?

Мы видим только вершину айсберга

– Невозможно, естественно. Мы можем понимать какие-то общие рамки, наверное, только приблизительные оценки. Вспомним ту же историю с полковником Захарченко, у которого дома были обнаружены миллиарды. Мы видим только вершину айсберга, потому что коррупция не является каким-то обыденным явлением. Это незаконная практика, которая не является предметом оценки публичного измерения. В любом случае люди не будут признаваться в совершении коррупционных преступлений, понимая, что за это предусмотрена существующая законом ответственность. В этой истории надо выделить еще одну очень важную вещь: здесь существует нарушение со стороны сотрудников, которые работают с предприятиями общественного питания. И если рестораторы, владельцы любых предприятий и организаций трепетно подходят к ситуации оценки рисков, то они могут такие ситуации каким-то образом прогнозировать и закрывать. Понятно, что руководитель предприятия общественного питания не может знать о фальшивой регистрации работников, но такие подводные камни могут стать предметом разбирательства. На мой взгляд, сотрудники правоохранительных органов формально могут найти слабое место и бить в него. Поэтому самый простой вариант – это, наверное, попытаться избежать подобных правонарушений даже со стороны сотрудников ресторана, – полагает заместитель генерального директора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

XS
SM
MD
LG