Профсоюзам поручено выпустить пар из-под пенсионной крышки. Они устроят контролируемые протестные акции. Так полагают "Ведомости". Какие еще "реформы" случатся под шумок ЧМ-18? В студии журналисты Глеб Черкасов и Семен Новопрудский.
Елена Рыковцева: Событий несколько разных. Во-первых, все упало у Путина, у Медведева, упало доверие из-за пенсионных штучек, которые они устроили прямо во время чемпионата мира по футболу. И Кремль с помощью профсоюзов решил заготовить протесты против себя самого. Мы также поговорим о новых назначениях, которые я бы обозначила заголовком "Отцы и дети". С нами Семен Новопрудский, экономический обозреватель, Глеб Черкасов, политический журналист, заместитель главного редактора газеты "Коммерсант". Давайте посмотрим, что за новые люди пришли на какие-то посты, что за указы вышли сегодня. Валентин Юмашев, сегодня назначен советником президента Российской Федерации на общественных началах. Когда я попросила Валентина рассказать нам, в чем же состоят его новые общественные функции, Валентин Юмашев сказал, что он уже 18 лет занимается этой работой, он советует президенту уже 18 лет. Я уточнила, всем ли он президентам советует, то есть и Путину, и Медведеву? Он сказал – всем. Правильно я понимаю, что это каждый раз указ, приходит новый старый Путин и каждый раз указ о том, что советник на общественных началах – это Валентин Юмашев?
Полная видеоверсия программы
Семен Новопрудский: Указами обычно советники назначаются. Некоторых людей сняли с постов советников, некоторых назначили. Другое дело, что аппарат советников, как они реально советуют, что они говорят и как их слушают – это остается тайной для россиян.
Елена Рыковцева: Это остается тайной и для нас с вами. Потому что когда я попросила Валентина рассказать, в чем функции советника состояли все эти 18 лет, он очень любезно отклонил это предложение рассказать о его функциях. Глеб, конечно же, знает, чем занимался Валентин в Кремле 18 лет и будет еще 6 советовать.
Глеб Черкасов: Во-первых, у меня нет уверенности в том, что многие советники часто видят президента, возможно, они его по телевизору видят. Это же разные опции – помощник и советник. В свое время Илларионов, который тоже был советником Путина, очень хотел перейти в помощники, потому что это другой документооборот, другие полномочия, другие функции. Чем занимается советник? Это такая либо синекура, либо это человек, за которым закреплен какой-то сегмент в каких-то вопросах, которые он может при необходимости решать. Нельзя же советника назначить на два месяца, поэтому они числятся все время. Может быть, что-то такое делал Юмашев, у него же большая общественная и деловая нагрузка.
Елена Рыковцева: Шесть указов должно было по человеку выйти, значит, он ценен как советник. У вас, Семен, нет версий, что он советует?
Семен Новопрудский: Во-первых, он не единственный человек, кто очень много лет так или иначе сохраняется в обойме. Есть большое количество людей, которые прекрасно живут в обойме, некоторые меняют должности, некоторые восстают из административного пепла, как вице-премьер Гордеев, который какое-то время был успешным министром сельского хозяйства, потом, казалось по кремлевской логике, был сослан в губернаторы, довольно долго работал губернатором и вдруг стал вице-премьером по сельскому хозяйству. Я уж не говорю, что в широком смысле слова понятие Семья никуда не исчезло, оно, может быть, расширилось. Путин ценит очевидным образом такого рода отношения, он их понимает. Он не нарушал каких-то договоренностей, которые, видимо, были негласные в отношении буквальной семьи Бориса Николаевича Ельцина. Кроме всего прочего, держать сейчас людей в том числе из прошлой Семьи близко – это еще и выгодно, в случае чего они тоже могут попасть под санкции, это все круговая порука.
Елена Рыковцева: Вот это очень интересно, то, что вы сказали, потому что я сегодня позвонила политологу, который называется кремлевский и не хотел говорить об этом публично. И я сказала, как бы вы прокомментировали анонимно указ о назначении, а я этот указ восприняла как свежий, что Валентин Юмашев стал советником. "Что-то у ельцинских есть на Путина, чем-то они его держат. Чем, я не знаю, у меня нет ни одной догадки, но как-то они его зацепили и держат", – он ответил.
Семен Новопрудский: Это конспирология, которая возникает от недостатка информации. Но то, что так или иначе людей близкого круга в широком смысле или двора, как некоторые называют, держать лучше на более-менее близком расстоянии, для таких режимов, которые долго существуют, которые достаточно герметичны от публики, которые делят людей на своих и чужих отнюдь не по деловым качествам, это вполне естественное назначение.
Елена Рыковцева: Мы продолжим перечислять этот двор. Секретарем Совета безопасности снова назначен Николай Патрушев. Все его прекрасно помнят, его представлять не нужно. Человек не публичный, вечно в погонах, вечно за спиной у кого-то. Что самое смешное в сегодняшнем дне, что в новостях подряд шли отцы и дети. Сначала сообщение о Патрушеве папе, а потом сообщение о том, что Медведев проводит совещание с сыном Дмитрием Патрушевым, который стал новым министром сельского хозяйства. Давайте посмотрим, как он похож на своего папу.
Елена Рыковцева: Что самое интересное, в этих же новостях встык пошел еще один сюжет с другим ребенком. Сначала папу покажем на фотографии – это
известный всем Михаил Фрадков, который был премьер-министром Российской Федерации, потом был председателем внешней разведки, а потом он возглавил Институт стратегических инициатив, который американцы обвинили во вмешательстве в свои выборы. Сейчас он невыездной в Америку, он под санкциями. Посмотрите сегодняшний сюжет блока "Вестей" про его ребенка, про Петра Фрадкова.
Елена Рыковцева: Вы, наверное, объясните, что за банк он сейчас возглавляет, Промсвязьбанк, чем он сейчас занимается.
Семен Новопрудский: Промсвязьбанк довольно любопытный банк в том смысле, что он, во-первых, прошел процедуру санации экстренной со стороны Банка России, но не остался, в отличие от других крупных санируемых банков, подконтрольным Банка России, а перешел под контроль пока Росимущества. Этот банк создан ровно для того в нынешнем виде, чтобы работать с оборонным заказом, с оборонными предприятиями, для того чтобы работать с госконтрактами. Опорный банк по оборонным заказам и госконтрактам, пока так заявлен основной бизнес этого банка.
Елена Рыковцева: Отцы и дети – это уже не считается признаком дурного тона, конфликтом интересов?
Глеб Черкасов: Нет, конечно, это совершенно не считается зазорным. Более того, этим начинают гордиться, начинают продвигать. Как я понимаю, происходит начало процесса передачи страны по наследству. Те, кто не проявит себя, займутся чем-то более спокойным, а те, кто проявит, составят костяк той элиты, которая появится в 2024 году. Так, по крайней мере, это сейчас выглядит. Может быть, есть какая-то другая идея, может быть, это надежда на то, что хотя бы дети не подведут. Столько намаялись с этими эффективными менеджерами, столько хлебанули, то почему бы детей не выдвинуть. Надежды на то, что дети сделают что-то больше, пока не очень, пока нет.
Семен Новопрудский: Плюс к этому это фиксация положения и влияния. Потому что российская власть при всей ее большой уверенности в себе, конечно, совершенно не уверена стратегически в своем будущем. Конечно, понимает, что залогом существования хорошего является не просто количество денег, а власть и влияние детей. В России довольно сложно передать крупную собственность по наследству, если не передать власть.
Елена Рыковцева: Сергей из Рязани, здравствуйте.
Слушатель: У меня ощущение, что Путин вообще не уважает народ. Потому что он перед выборами в январе ничего не говорил про пенсионную реформу, а ведь она замышлялась давно, только это было под строжайшим секретом. А после выборов сразу Медведева назначил и 14 июня объявил. Народ отвлекается сейчас на чемпионат мира по футболу и на каникулах, в отпусках, думают, что никто не будет митинговать.
Елена Рыковцева: Сегодня пришли новости о том, что власть сама себе готовит протестное движение для того, чтобы его возглавить, крышечку приподнять, чтобы пар выпустился. Все это она делает сама с помощью профсоюзов. Давайте посмотрим, что люди думают, почему власть именно сейчас во время чемпионата объявила об этих переменах.
Опрос на улицах Москвы
Глеб Черкасов: Я считаю, что все разговоры о пенсионной реформе – это обманка. Потому что никакой линии больше трех лет у нас по поводу пенсии не было. Голикова отменяет меру, введенную в 2015 году. Там был прекрасный вариант, когда внесли в Думу балльную систему, ни один депутат не мог объяснить, в чем ее суть. Мне кажется, что куда более важная штука, которая живет на обочине этих пенсионных разговоров, – это 2% НДС. Это очень серьезное подорожание, это очень серьезно увеличивает налоговую нагрузку. Они сыграли в ту же игру два месяца назад. Выкатывается законопроект силами депутатов не очень, может быть, исповедующих в законотворческой деятельности о том, что запрещается огромный перечень товаров. Конечно, все реагируют: не будет лекарств, как с этим жить. Выясняется, что какой-то закон аналогичный уже действует и что это все можно было свести до вопроса об установлении правительством этого перечня, который мы узнаем в момент того, когда что-то исчезнет, а попутно принимались поправки об уголовной ответственности за настаивании на санкциях. Соответственно, получается, что сейчас важнее НДС, но говорим мы о пенсиях. Говорим о том, что государство проведет хоть какую-то внятную линию до 2024 года. Кто-нибудь верит по этому вопросу? Я не верю.
Семен Новопрудский: Мне кажется, они совершенно правильно это сделали, что объявили не просто во время чемпионата мира, а в день открытия. На мой взгляд, российская власть очень любит всякие эффекты. Им было лучше, когда Медведев, который не очень популярен, про это говорит или Силуанов, которого мало знают, а президент в это время корчит рожицы принцу Саудовской Аравии, показывая ему, как мы забиваем очередной гол. То есть картинка была хорошая. Очень важно понимать, что вообще повышение пенсионного возраста и пенсионная реформа – это не одно и то же. Более того, повышение пенсионного возраста, заявленное пока, и повышение НДС – это не две реформы, а одна общая реформа, это общая фискальная реформа. Это попытка государства найти дополнительные деньги для исполнения майского указа президента, эти 8 триллионов, которых не хватает, по версии самого правительства. Люди, которые говорят о повышении пенсионного возраста, вообще не думают о том, какие конкретно пенсии будут получать женщины в 2028 году и мужчины в 2034-м, они думают, как найти в ближайшие два-три года за счет того, что примерно пять миллионов человек удастся не отправить на пенсию. Они сэкономят на пенсионерах примерно полтора-два триллиона и они еще какую-то сумму, которая до конца непонятна, собираются получить от повышения НДС. Поэтому они собираются разогнать инфляцию немножечко, может быть, сделать это стимулом для экономического роста, но это фискальная реформа, это реформа, которая в принципе пока не касается будущего пенсионеров. Мы не знаем, какая будет пенсионная система в России, потому что повышение пенсионного возраста – это еще не пенсионная система, это всего лишь один из фрагментов ее. Вся пенсионная реформа неизвестна. Действительно российское государство не только в сфере пенсионной системы, но и вообще ни в каких своих действиях, ни в реформе госаппарата, которая затевалась в свое время. Была в начале первого путинского срока грандиозная реформа, что мы будем финансировать министерства и ведомства, создавалась комиссия по реформе госуправления, министрам запрещали иметь более двух заместителей. Никакая реформа в России заявленная не доводилась до конца в том виде, в каком она была объявлена. Все органы власти от этой реформы либо отказывались, либо ее трансформировали, либо замалчивали, либо спускали на тормозах, никакого механизма контроля за реформой нет. Понятно, что никто из россиян не будет выходить на митинги: вы же обещали повысить пенсионный возраст, почему вы не повысили? То есть государство в этом смысле оставляет себе возможность как угодно это менять.
Елена Рыковцева: В итоге получается, что то самое одобрение Путина и Медведева, как сегодня сообщили все издания, падает. Рейтинг доверия Путина снизился с 80 до 70%, рейтинг доверия Медведева снизился с 41 до 38%. Соответственно, выросло недоверие к Путину с 14 до 18,4, а к Медведеву с 39,8 до 44%. Впервые, как подчеркивают социологи ВЦИОМ, а это организация вполне провластная, лояльная, впервые рейтинг недоверия к Медведеву превысил рейтинг доверия к нему. Как вы считаете, как эта тенденция дальше – заморозится, затормозится или будет падать и падать, пока Путин не отступит и не передумает?
Глеб Черкасов: Я думаю, что это откат после избирательной кампании для Путина. Цифры чуть-чуть вернулись к значениям прошлого года. 70% – это такой рейтинг, которому может позавидовать кто угодно в любой стране, это очень много. Я думаю, что то, что он слегка снизился, представляете теперь, как люди, которые отвечают за рейтинг, будут его повышать. Это же закон бюрократической природы. А что касается Медведева, совершенно неважно, сколько людей ему доверяет или не доверяет. В случае с Медведевым ему важно отношение одного человека – это отношение Путина. В этом смысле, что Медведев берет на себя с удовольствием пенсионную реформу – это его шанс на продолжение работы очень сильно повышает. Путин очень давно работает в состоянии того, что рядом с ним есть, условно говоря, информационно-пропагандистский донор. Таким был Фрадков, таким очень долго был Зубков, потом эту опцию начал исполнять и до сих пор исполняет Медведев. Рядом с сильным президентом есть человек, которого считают слабым. Я не очень уверен в том, что Медведев по-настоящему слабый политик, но считается он слабым. Чем дальше, тем больше можно за счет него выглядеть недурно. Правительство начинает важнейшую фискальную реформу, из Кремля говорят: а мы не знаем, что там делают. Так совершенно точно не бывает. Президент дистанцируется, дает возможность Медведеву проявить себя, чуть-чуть погасить свой рейтинг – это тоже хорошо для управляющих.
Елена Рыковцева: Давайте вспомним протесты пенсионеров против отмены льгот, которые происходили в 2005 году.
(Видео смотрите в видеоверсии эфира)
Сегодня "Ведомости" сообщают, что протест профсоюзов против реформы готовится сейчас, и он согласован с Кремлем. Выступления лояльных к власти профсоюзов против повышения пенсионного возраста изначально были предусмотрены "сценарием реализации" реформы, пишут "Ведомости" со ссылкой на близкие к Кремлю и администрации президента источники. Интересно, что у главы ФНПР Михаила Шмакова хорошие отношения с секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым, отмечает один из близких к Кремлю собеседников "Ведомостей".
Как раз о нашем с вами сегодняшнем персонаже идет речь, который назначен начальником Совета безопасности еще раз и будет осуществлять, видимо, такую негласную связь по организации протестных митингов. То есть сам же будет защищать государство от этих протестов, и сам же организовывать вместе со своим другом Михаилом Шмаковым.
ПРОГРАММУ ЦЕЛИКОМ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО И СЛУШАЙТЕ В ЗВУКЕ