Linkuri accesibilitate

«Шпион прибыл на территорию Молдовы». Как в парламенте обсудили поправки к Уголовному кодексу


Председатель юридической комиссии парламента и депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате сообщила, что уже получила заключения правительства и Наццентра борьбы с коррупцией на проект поправок.
Председатель юридической комиссии парламента и депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате сообщила, что уже получила заключения правительства и Наццентра борьбы с коррупцией на проект поправок.

В парламенте прошли слушания по поводу поправок в Уголовный кодекс, которые, среди прочего предполагают наказание за сепаратизм. Участники поддержали проект, но отметили, что многие формулировки необходимо уточнить. Представитель службы Службы информации и безопасности (СИБ) Раду Фрижа предложил скорее принять поправки во втором чтении.

26 января в парламенте прошли слушания по поводу поправок в Уголовный кодекс (УК), которые направлены на то, чтобы укрепить безопасность страны. В конце декабря прошлого года эти поправки в первом чтении принял парламент. Они предполагают введение в УК новых определений, таких как: «сепаратизм», «незаконный сбор информации», «заговор против Молдовы».

Председатель юридической комиссии парламента и депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Олеся Стамате сообщила, что уже получила заключения правительства и Наццентра борьбы с коррупцией на проект поправок. Представитель СИБа Раду Фрижа заявил, что спецслужба поддерживает идею проекта и предлагает принять его во втором чтении как можно скорее. Все же, Фрижа отметил, что проект нуждается и в уточнениях формулировок, и концептуальных изменениях.

Он предложил внести дополнения в новые статьи, если преступления совершили должностные лица, это будет считаться отягчающим обстоятельством. Фрижа считает, что в статье, которая предусматривает наказание за сговор против Молдовы, есть упущение. По его словам, нынешняя редакция проекта предполагает, что поддержка связи с иностранной разведывательной службой будет наказана, а то же действие, совершенное в интересах «неконституционного субъекта», не будет наказано. Он предложил это упущение исправить.

Говоря о самой статье, которая предполагает наказания за «сепаратизм» (от 7 до 12 лет за призыв к «сепаратизму») Фрижа отметил, что в одном и том же тексте шла речь о преступлениях разной степени тяжести. Он предложил в разных абзацах обговорить, наказание за сепаратизм, а в других — за сопутствующие действия, например подстрекательство. Также представитель СИБ сообщил, что спецслужба рекомендует уполномочить Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью и особым делам расследовать новые составы преступлений. Эту же идею, поддержали и другие участники слушаний.

Представитель минюста Виктор Страту и представитель генпрокуратуры Александр Морков также сообщили, что проекту нужны уточнения и дополнения. Они сообщили, что их ведомства уже отправили свои заключения парламенту.

«Уголовный закон должен быть ясным»

Представитель Генинспектората полиции Ион Талмазан также рассказал, что проекту нужны уточнения. «Уголовный закон должен быть ясным», — подчеркнул он. Талмазан пояснил, что создание «незаконной информационной структуры» и вербовку в такую структуру необходимо четко разграничить. (Согласно проекту, принятому в первом чтении парламентом, за создание такой структуры предусмотрено наказание от 7 до 10 лет лишения свободы)

Раду Фрижа с ним не согласился. Он отметил, что эта статья предусматривает наказание за создание резидентуры в Молдове. «Это та же социальная опасность. Не важно, если шпион прибыл на территорию Молдовы и смог реализовать один шаг или все», — сказал Фрижа. Представитель СИБ пояснил, что легче раскрыть человека, который прибыл в Молдову и начал «устанавливать контакты», чем преступление после того, как он передал информацию иностранным спецслужбам.

Cтамате же предложила собравшимся обсудить статью, которая предусматривает наказание за «серьезную угрозу безопасности Республики Молдова». Депутат пояснила, что в первоначальном проекте, такой статьи не было. В действующем УК предусмотрены наказания за шпионаж и предательстве родины. Она подчеркнула, что в первом случае привлечь к ответственности можно только иностранных граждан, а во втором — граждан Молдовы. «Сложно включить деятельности „антиконституционного субъекта“ в одну из этих категорий», — cказала Стамате. Она подчеркнула, что, если граждане Молдовы сформировали «антиконституционный субъект» и занимаются шпионажем, их нельзя будет включить в категории «шпионаж».

Фрижа отметил, что проект направлен на то, чтобы исправить ошибку, что не было предусмотрено наказание за «незаконную деятельность в пользу антиконституционного субъекта». «Передача секретной информации им, когда мы не знаем, или не можем доказать, что за ними стоит иностранное государство, не наказуемо. Это — проблема», — сказал Фрижа. Он отметил, что, если статьи не ясны, возможно их нужно дополнить.

Представитель минюста отметил, что независимо от статьи, в которой укажут эти преступления, «главное, чтобы можно было пресечь эту деятельность».

Единственным представителем оппозиции на слушаниях оказался и независимый депутат Гаик Вартанян (в конце 2022 года он вышел из Блока социалистов и коммунистов и сообщил, что намерен присоединиться к партии мэра Кишинева «Движение национальной альтернативы»).

Вартанян предположил, что закон больше направлен «режим Тирасполя» и уточнил у присутствующих, попадают ли под статью о «сепаратизме» организации, которые выступают за объединение Молдовы с Румынией. Ему ответил депутат от PAS Василий Грэдинару, который отметил, что поддержка идеи унионизма не имеет отношение к поправкам. Он подчеркнул, что в проекте речь идет о преступлениях, а не о политических взглядах.

  • 16x9 Image

    Nadejda Coptu

    La Europa Liberă Moldova scriu despre justiție. Urmăresc ședințele de judecată din dosarele de rezonanță, relatez despre ilegalități și încălcarea drepturilor omului. De fiecare dată, când scriu, sper ca munca mea să schimbe lucrurile în bine. Anterior, am scris despre aceleași probleme și pentru site-ul newsmaker.md. Am început să lucrez în presă în 2016, când eram studentă la Facultatea de Jurnalism și reporteră pentru site-ul publika.md.

XS
SM
MD
LG