Linkuri accesibilitate

Сумки с миллионами и еда на вынос. Что рассказали свидетели по делу Таубер за последний год


Марина Таубер и ее сторонники перед судом Буюкан.
Марина Таубер и ее сторонники перед судом Буюкан.

19 июня исполнился год с тех пор, как дело депутата Марины Таубер и партии «Шор» передали в суд. За это время саму партию ликвидировали, а в суде начали давать показания свидетели, которые развозили по районам страны миллионы леев наличными. Деньги шли на организацию протестов.

В июне прошлого года прокуроры передали в суд дело, по которому Таубер обвиняют в том, что в 2021 году, будучи кандидатом на пост мэра Бельц, она приняла 9,7 млн леев от преступной группы Илана Шора. В финансовом отчете партии депутат указала, что получила 750 тыс. леев на предвыборную кампанию от 104 человек, которые на самом деле этих денег не давали.

Также Таубер обвиняют в том, что, будучи вице-председателем партии, она позволила чтобы формирование получило от группы Шора 195 млн леев. Депутат вину не признает и называет его сфабрикованным. Прокуроры утверждают, что у них достаточно доказательств того, что партия получала незаконное финансирование.

Сумки с миллионами леев наличными и работа «от кумэтру»

Передавая дело в суд, прокуроры сообщили, что проследили за тем, как членам партии «Шор» передавали около 8,5 млн леев. На заседаниях суда Буюкан выступили несколько свидетелей, которые выполняли роль курьеров. Первый из них рассказал, что его «кумэтру» и «хороший друг Илана Шора» предложил ему подработать. В течение двух-трех месяцев мужчина получал сумки, в которых было по 2–3 миллиона леев наличными, и развозил их в районные организации партии на севере страны.

Марина Таубер разговаривает с одним из своих адвокатов Сергеем Морару перед заседанием суда.
Марина Таубер разговаривает с одним из своих адвокатов Сергеем Морару перед заседанием суда.

По словам свидетеля, деньги шли на оплату гонораров протестующих. На следующем заседании показания давала возлюбленная этого свидетеля. Женщина пришла в суд в солнечных очках и куртке с капюшоном отметив, что ее беспокоит присутствие прессы в зале. Свидетельница также рассказала, что получала сумки с миллионами леев наличными, которые развозила по районам страны. По словам обоих свидетелей, в каждом районе они передавали разные суммы денег, в зависимости от того, сколько человек принимали участие в протестах.

В ночь с 19 на 20 октября 2023 года курьеры должны были получить самый крупный транш — 10–12 млн леев. Однако, им передали только половину суммы. Мужчина остался в квартире ожидая остальных денег, а женщина отправилась развозить наличные по районам. В тот же день их обоих задержали правоохранители.

Адвокаты Таубер были против того, чтобы свидетелей допускали до участия в процессе. Защита настаивала, что свидетели не могут давать показания потому, что сами проходили обвиняемыми по делу о незаконном финансировании партии «Шор». Прокуроры же заявили, что освободили обоих от уголовной ответственности и переквалифицировали их поступки в правонарушения.

Организация протестов: списки, фотографии и по 400 леев за смену

На одном из заседаний суда давала показания бывшая секретарь партии «Шор», которая была ответственной за пригороды Кишинева. Несколько месяцев она была вице-председателем территориальной организации Рышкановки. Девушка рассказала, что в 2022 году в ее обязанности входило составлять списки людей, которые приезжали на антиправительственные протесты. Также она фотографировала их группами по 10–20 человек, а все данные отправляла руководству. Через неделю, протестующим платили гонорары: сначала по 200 леев за один день протеста, потом — по 400 леев.

Марина Таубер смотрит на пикет своих сторонников.
Марина Таубер смотрит на пикет своих сторонников.

Девушка рассказала, что вместе с коллегой получала сумки, в которых было до одного миллиона леев. Потом наличные раздавали каждому из участников протеста. Свидетель также сообщила, что однажды их с коллегой ограбили, после того как они получили сумку, в которой было около 500 тыс. леев.

На заседаниях выступили и несколько человек, которые подтвердили, что получали по 400 леев за участие в протестах. Также им обещали по 100 долларов, если они согласятся провести ночь в палатках, которые тогда стояли перед парламентом. Информацию подтвердили и двое журналистов издания Ziarul de Gardă, которые для своего расследования притворились протестующими и получили по 400 леев, которые потом отдали в Наццентр борьбы с коррупцией (НЦБК).

Только одна свидетельница, которой 74 года, рассказала, что принимала участие в протестах добровольно и изредка могла получить на еду 50 леев. Женщина сообщила, что на одном из протестов она с сыном хотела купить продукты питания для сторонников партии. Часть денег она дала по своей инициативе, еще часть добавил кто-то из руководства партии. В тот же день женщину задержали сотрудники НЦБК, обнаружив у нее 2,8 тыс. леев. Свидетельница не помнит, какие показания давала на следствии. «Не помню, милые. Меня и сына задержали за то, что мы дали какие-то деньги на булочку и целый день меня там продержали. И что я плохого сделала?», - сказала она.

Сторонники Таубер с базы отдыха «Dumbrava Albă»

В суде рассмотрели и эпизод, из-за которого Таубер сняли с выборов в 2021 году. Тогда правоохранители выяснили, что партия «Шор» арендовала в Бельцах туристическую базу «Dumbrava Albă, где месяц жили волонтеры и активисты. По подсчетам правоохранителей, партия «Шор» потратила на еду для волонтеров 152 тыс. леев, которые не указала в финансовых отчетах. Таким образом траты на избирательную кампанию Таубер превысили допустимый максимум на 9 тыс. леев.

Депутат Марина Таубер с адвокатами Вадимом Банару и Сергеем Морару на одном из предварительных заседаний суда.
Депутат Марина Таубер с адвокатами Вадимом Банару и Сергеем Морару на одном из предварительных заседаний суда.

В 2024 году в суде Буюкан выступил сотрудник бельцкой полиции, который рассказал, что, проверяя случаи порчи электоральной рекламы одного из кандидатов в мэры, обнаружил, что на базе отдыха живут сторонники Таубер. По его словам, они отказывались общаться с полицией. Информацию о происшествии полиция передала НЦБК для дальнейшей проверки.

Свидетельские показания в суде дал и директор турбазы. Он рассказал, что партия «Шор» заплатила ему около 30 тыс. леев за аренду здания с 64 кроватями. Еще около 30 тыс. заплатил один из членов партии за оплату коммунальных услуг. Директор сказал, что полицейские предложили ему выгнать постояльцев, но он отказался это сделать потому, что потерял бы деньги.

В суд также вызвали директора, администратора и бухгалтера кейтеринговой компании, которая поставляла еду на базу отдыха. Ни один из свидетелей не смог назвать точное количество людей, которые жили на базе отдыха. По подсчетам полиции, там могло жить 50–60 человек, но цифра была примерной, а официального обыска там не проводили. Сотрудники кейтеринговой компании рассказали, что могли поставлять и по 30, и по 60 порций для одного приема пищи. О том, что это еда для сторонников партии «Шор» они не знали.

Как судят ликвидированную партию

Помимо депутата, в деле фигурировала сама партия «Шор», как юридическое лицо. Однако, 19 июня 2023 года Конституционный суд (КС) признал ее неконституционной, а в январе 2024 года партию окончательно ликвидировали.

Изначально, формирование в суде представлял Сергей Бургуджи, а ее адвокатом был Вадим Банару. Однако, после того как партию ликвидировали, Бургуджи и Банару перестали приходить на судебные заседания, отметив, что у них нет полномочий представлять партию, которой больше не существует.

Госадвокат Валентин Каисын (справа), адвокат Сергей Морару и Марина Таубер ждут начала судебного заседания.
Госадвокат Валентин Каисын (справа), адвокат Сергей Морару и Марина Таубер ждут начала судебного заседания.

Адвокаты Таубер заявляли, что процесс против ликвидированного формирования нужно прекратить, а их подзащитную — оправдать. Прокурор Геннадий Епуре заявлял, что рассмотрение дела должно продолжиться. 13 февраля суд назначил ликвидированной партии «Шор» государственного адвоката Валентина Каисына, который теперь приходит на каждое заседание суда.

24 марта Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) задал вопросы правительству Молдовы в связи с ликвидацией партии «Шор». В частности, суд попросил объяснить не нарушает ли решение КС право на свободу собраний и свободу выражения участников партии.

Новое дело: угрозы судьям

В марте 2024 года стало известно, что против Марины Таубер завели новое уголовное дело. На этот раз ее обвинили во «вмешательстве в осуществление правосудия». Прокуроры начали уголовное дело после того, как Таубер возглавила протест перед зданием Апелляционной палаты Кишинева, где судьи должны были вынести приговор по делу Илана Шора. Депутат зашла в зал суда с мегафоном, назвала судей и прокуроров «коррумпированными» и потребовала их отставки. Также она заявила судьям, что перед зданием АП собрались 3 тыс. людей, которые требуют правосудия и готовы «заблокировать все процессы».

Прокуроры Роман Порубин (слева) и Геннадий Епуре (справа).
Прокуроры Роман Порубин (слева) и Геннадий Епуре (справа).

17 мая рассмотрение дела о незаконном финансировании партии «Шор» и «вмешательстве в осуществление правосудия» объединили. Прокуроры были против, отметив, что объединение дел может привести к затягиванию их рассмотрения. Адвокаты настаивали, что дела надо объединить, чтобы заседания не пересекались. Судья Ольга Беженарь, которая рассматривает первое дело, и Виталий Будечь, который рассматривал второе дело, решили, что причины для объединения есть. Теперь судья Беженарь рассматривает оба дела Марины Таубер.

  • 16x9 Image

    Nadejda Coptu

    La Europa Liberă Moldova scriu despre justiție. Urmăresc ședințele de judecată din dosarele de rezonanță, relatez despre ilegalități și încălcarea drepturilor omului. De fiecare dată, când scriu, sper ca munca mea să schimbe lucrurile în bine. Anterior, am scris despre aceleași probleme și pentru site-ul newsmaker.md. Am început să lucrez în presă în 2016, când eram studentă la Facultatea de Jurnalism și reporteră pentru site-ul publika.md.

XS
SM
MD
LG