24 мая 2024 года исполнилось два года с тех пор, как Додона впервые задержали прокуроры и офицеры Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК). Тогда правоохранители сообщили, что расследуют одновременно дело о пассивной коррупции, измене родине, незаконном обогащении и финансировании Партии социалистов преступной организацией Владимира Плахотнюка.
Уже в сентябре 2022 года прокуроры передали в суд так называемое дело «о кульке», которое строится вокруг видеозаписи тайных переговоров Додона с Плахотнюком летом 2019 года. По версии прокуроров, олигарх передал Додону от 600 тыс. до 1 млн долларов. Додон вину не признает и называет все дела сфабрикованными.
В апреле 2024 года Антикоррупционная прокуратура сообщила Europa Liberă, что продолжает расследовать остальные эпизоды, но не ответила на вопросы, когда их передадут в суд и сколько человек в них фигурирует. Также там сообщили, что продолжают расследовать дело о незаконном финансировании Партии социалистов.
«Случаев, когда уголовное преследование в отношении Игоря Додона прекратили, не было», — уточнили в ведомстве.
Что рассказали свидетели обвинения на заседаниях суда по делу «о кульке»
За последний год в деле «о кульке» наметился значительный прогресс. Прокуроры показали в Высшей судебной палате (ВСП) все видеозаписи из материалов дела и приступили к допросу свидетелей обвинения.
С 15 декабря 2023 года до 16 мая 2024 года в суде выступили бывшие депутаты от блока ACUM: Юрий Реницэ, Александр Слусарь, Оазу Нантой и Октавиан Цыку, а также бывшие члены Демпартии: Дмитрий Дьяков, Павел Филип и Владимир Чеботарь. Большинство из них сказали, что не знают подробностей о переговорах Плахотнюка с Додоном и содержании пакета, который олигарх пытался передать президенту.
Экс-министр юстиции Чеботарь сказал, что знает от коллег из ДПМ, что социалисты «вымогали от них деньги» и именно Додон якобы давил на Плахотнюка, требуя взятку. Бывший глава Агентства публичной собственности и кум Додона Игорь Григорьев считает, что Плахотнюк дал денег Додону, чтобы тот вышел из Партии коммунистов, а затем финансировал ПСРМ. Однако точных деталей и сумм свидетель не назвал.
Бывший председатель фракции «Платформы Достоинство и Правда» Александр Слусарь заявил, что ничего не слышал о том, что Додон вел переговоры с Плахотнюком, чтобы отвлечь внимание от формирования коалиции ПСРМ-ACUM. На такой версии настаивал сам Додон, объясняя зачем встречался с Плахотнюком.
Экспертиза через год и суды без подсудимого
Защита Додона добилась того, чтобы видеозаписи из материалов дела отправили на экспертизу. В центре экспертизы ответили, что смогут начать проверку в марте 2025 года, а ее проведение обойдется в 90 тыс. леев. Экс-президент сказал прессе, что считает сумму внушительной, но готов ее оплатить. Проведение экспертизы пока не влияет на рассмотрение дела в суде: адвокаты сразу предложили, чтобы заседания продолжались, пока видео проверяют эксперты.
25 апреля Додон попросил судей разрешить ему не присутствовать на заседаниях, пока идет допрос свидетелей. Он заявил, «что доверяет суду» и готов прийти по первому требованию. Свою просьбу он объяснил тем, что у него плотный график в связи с предвыборным периодом. Судьи, однако разрешили ему пропустить только одно заседание и отметили, что по поводу присутствия на других заседаниях будут высказываться отдельно.
Экс-президент не пришел на заседание суда 16 мая. Прокурор Петру Ярмалюк потребовал, чтобы судьи вызвали его на заседание. Судьи с ним согласились и через некоторое время Додон пришел в зал суда. Додон отметил, что накануне Ярмалюк сказал его адвокатам, что сомневается в том, что ему удастся вызвать свидетелей и поэтому, он решил, что может не приходить. Хотя свидетели не пришли в суд и заседание не состоялось, прокурор продолжил настаивать, что Додон должен был быть на нем с самого начала.
Также 16 мая Ярмалюк сообщил судьям, что показания должны дать еще трое свидетелей обвинения. Это бывший спикер парламента Андриан Канду, бывший глава PR-отдела Демпартии Адриан Раду и бывший лидер «Платформы Достоинство и Правда» Андрей Нэстасе. Раду и Канду находятся за границей и сообщили, что смогут дать показания после 13 июня.
Помимо них, в суде должны выступить около 200 свидетелей защиты. Прокурор Петру Ярмалюк утверждает, что все свидетели, которые уже выступили в суде «подтверждают обвинение». Додон же говорит, что свидетели ничего конкретного не сообщили, а ему «стыдно» на каком уровне работает прокуратура.
Дело «Energocom» объединили с делом «о справке»
Весной 2023 года в суд Буюкан передали третье уголовное дело Додона. Его вместе с женой Галиной обвиняют в том, что они использовали поддельную медицинскую справку о здоровье ребенка, чтобы получить разрешение правоохранителей уехать на одну неделю в Румынию. В этом же деле фигурирует и врач, которая выписывала документ. Все трое утверждают, что ничего не нарушали.
Адвокаты предложили объединить дело «о справке» с делом «Energocom», которое с октября 2022 года рассматривает суд Буюкан. По этому делу Додона обвиняют в том, что, будучи министром экономики в 2008 году, он способствовал тому, чтобы «Energocom» закупал электроэнергию не только из Украины, но и у венгерской компании-посредника, которая продавала Молдове энергию по завышенной цене. Судьи согласились с доводами защиты и объединили их.
Последнее заседание по делу «справка-Energocom» состоялось 15 мая. На нем судьи должны были начать опрашивать первых свидетелей защиты. Всего в этом списке 11 человек. Однако адвокаты Додона сообщили, что им не удалось вызвать свидетелей. Один из них находится за рубежом, а второй — бывший глава Агентства Публичной Собственности Тудор Копач проходит обвиняемым по делу о концессии аэропорта и не смог прийти на заседание по делу Додона, потому что оно совпало с тем, по которому он проходит обвиняемым.
Жалоба в ЕСПЧ
В марте 2023 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) задал правительству Молдовы вопросы в связи с жалобой бывшего президента. Додон обратился в ЕСПЧ из-за того, что ему долгое время был запрещен выезд из страны, а также на то, что решения по этим вопросам принимали судьи, которых временно перевели на работу в Высшую судебную палату (Совет магистратуры перевел судей из первых инстанций в ВСП после того, как 20 из 25 судей этой инстанции ушли в отставку).
По мнению заявителя, такие судейские коллегии созданы незаконно и не являются беспристрастными. Также он отметил в жалобе, что считает свое уголовное дело «политическим».
ЕСПЧ попросил правительство Молдовы объяснить, законно ли судей нижестоящих инстанций перевели в ВСП, насколько обоснованы решения о продлении судебного контроля и была ли возможность у экс-президента их обжаловать. Правительство должно ответить на эти вопросы, а затем судьи ЕСПЧ решат, будут ли задавать сторонам дополнительные вопросы или приступят к рассмотрению жалобы.