Linkuri accesibilitate

Воевавшие в Донбассе иностранцы требуют гражданства


Столкновения у Верховной рады 20 сентября 2018 года
Столкновения у Верховной рады 20 сентября 2018 года

Иностранные граждане, воевавшие за Украину в Донбассе, призывают власти выполнить свое обещание и предоставить им украинское гражданство.

Около трехсот активистов украинской ультраправой партии "Национальный корпус" 20 сентября вышли к зданию Верховной рады в поддержку иностранных добровольцев, участвовавших в боевых действиях на востоке Украины. Они потребовали от депутатов и главы государства принять законопроект №3433, предусматривающий упрощенную процедуру получения украинского гражданства для иностранных ветеранов АТО (Антитеррористическая операция действовала в Донбассе до 30 апреля этого года, сейчас – Операция объединенных сил ВС Украины. – РС), мораторий на их выдачу другим государствам (в частности России) и миграционную амнистию. Акция едва не привела к штурму Рады, во время столкновений пострадал один полицейский. Затем демонстранты направились к президентской администрации, и там пять белорусов, экс-бойцов батальона "Азов" приковали себя на некоторое время наручниками к забору.

Участники протеста, приковавшие себя наручниками
Участники протеста, приковавшие себя наручниками

Один из них – Денис Прохоров рассказал, что срок действия его белорусского паспорта истекает в 2020 году: "И что мне делать потом? Я буду нелегалом, без документов. Друзья с просроченными документами у меня уже есть, и существует опасность, что их могут депортировать из страны. Тем более что недавно уже был прецедент, когда Украина выдала России ее гражданина Тимура Тумгоева. Украинское гражданство позволило бы мне получить легальную работу и начать здесь нормальную жизнь, не опасаясь, что в любой момент меня могут выдворить из Украины".

Катализатором акции протеста под стенами парламента стала экстрадиция в Россию 12 сентября Тимура Тумгоева. ФСБ инкриминирует ему участие в боевых действиях в Сирии в составе одного из формирований группировки "Исламское государство", а ветераны вооруженного конфликта в Донбассе утверждают, что он воевал вместе с ними. "Если в результате расследования будет установлено, что Тумгоев защищал Украину в Донбассе, то тот, кто знал и скрыл этот факт во время экстрадиции, должен быть наказан", – заявил украинский генпрокурор Юрий Луценко. Его пресс-секретарь Лариса Сарган сообщила накануне об открытии соответствующего уголовного производства.

В военной операции на востоке Украины, по данным Генерального штаба национальных Вооруженных сил, участвовали не менее тысячи иностранных граждан. СМИ писали, что в рядах батальона "Азов" воевали граждане Скандинавии, Франции, Канады, Италии, Греции, Словакии, Польши, Грузии, Беларуси и России. Многие иностранцы не могут вернуться домой, поскольку в этом случае в их странах им грозят значительные тюремные сроки по уголовной статье "Наемничество". В первую очередь это касается россиян и белорусов.

Участник акции протеста с символом "Национального корпуса"
Участник акции протеста с символом "Национального корпуса"

Немало россиян есть среди иностранцев, которые воевали за Украину в Донбассе. Бывший боец "Азова", 34-летний Никита Макеев родом из Санкт-Петербурга, там у него была небольшая строительная фирма. О стрельбе по демонстрантам во время протестов на Евромайдане в 2014-м Никита узнал во время отпуска в Таиланде, а решение прилететь в Украину появилось позже, когда его друзья по военно-патриотическому клубу, в том числе действующие контрактники российских вооруженных сил, отправились воевать на восток Украины:

– Я узнал, что действующие российские военные контрактники, мои знакомые, находятся в Донецкой области, изображая ополченцев. Это серьезное российское спецподразделение, и я понял, что Россия не просто подогревает этот конфликт в Донбассе, а участвует в нем. Я тогда сказал себе, что если я ничего не сделаю, промолчу, то буду соучастником этого преступления. Я этого не хотел. Выходить на митинги в России? Не видел никакого смысла. Все там рукоплескали (после аннексии Россией Крыма. – РС), все радовались, но никто из обычных россиян не хотел думать о последствиях. Я решил подумать. Рано или поздно всем гражданам России придется покаяться за содеянное, и я не хочу быть среди них.

В "Азов" Макеев попал летом 2014 года, был разведчиком, участвовал в боях под Иловайском и Новоазовском, затем, получив контузию, помогал роте снабжения. На фронте находился восемь месяцев. Сейчас живет в Киеве. Как и многие другие иностранные добровольцы, Никита уже четырежды подавал документы на украинское гражданство и каждый раз получал отказы:

– Я подавал документы в президентскую администрацию, они под разными предлогами их мне возвращали, говорили, мол, запятая не там, у вас печать круглая, а нужна квадратная. То есть у них не было настроя принимать документы, и это очень неприятное ощущение, оно очень терзает. В Одессе чеченским киллерам дают украинские паспорта через две недели после подачи документов, сирийцам через суды делают гражданство за три тысячи долларов, а когда ты хочешь начать жизнь в Украине без взяток, честно, то ты здесь будешь спотыкаться на каждом углу и разбивать себе лоб. Грустно, что вся эта история с нашим мытарством относительно получения гражданства убивает в нас надежду. Во время "революции достоинства" нас всех, очевидно, привлек свет звезды, которую зажгли здесь, на Майдане. Я знаю, что на Майдане было не все так чисто и гладко, как пытаются преподнести, но в целом это был некий взрыв, который должен был привести к позитивным переменам в Украине. И мне кажется, что все это нивелируется нынешней ситуацией, когда государство от нас отвернулось, пытаясь сделать вид, что нас тут нет. Самое печальное, что произошло, – это убитая надежда.​

Иностранцев, которые воевали на стороне Украины на территории Донбасса, по словам Никиты Макеева, осталось не более 400–450 человек:

– За все время боевых действий на востоке Украины в них участвовало 800–1000 иностранных граждан. Часть из них умерли, часть – вернулись на родину, в частности, в Белоруссию и Россию, и сели там в тюрьму, а еще часть – отправились домой в европейские страны и там у них сейчас все, за редким исключением, в порядке. Кто-то погиб на войне, кто-то, от безвыходности, ушел в криминал здесь, в Украине. Я их не оправдываю, но это так. Осталось нас, иностранцев, максимум 450 человек. Из них человек 120 хотят точно получить гражданство. Остальные тоже хотят, но боятся, ведь есть разные ситуации. Некоторые незаконно попали в Украину и не потому, что они не могли въехать в страну, а потому что они не могли легально покинуть Россию и Белоруссию, где находились под следствием или их фамилии были занесены в так называемые стоп-листы. И что им делать? У них сейчас очень серьезные психологические проблемы вдобавок к полученным на войне посттравматическим расстройствам. Таких людей часто подбирает криминал, чтобы, пользуясь их военным опытом, зарабатывать деньги. Так происходит и с украинцами, и, к сожалению, таковы последствия любой войны. Такая ситуация происходила и в Америке, но просто там они с этим работают, купируют ее, а здесь, в Украине, все держится лишь на волонтерских плечах,констатирует россиянин Никита Макеев.

Председатель Верховной рады Андрей Парубий 20 сентября, когда акция протеста все еще продолжалась, встретился с делегацией иностранных добровольцев и пообещал им, что законопроект №3433 внесут как неотложный в повестку дня парламента 2 октября. В день голосования по этому законопроекту "Национальный корпус" планирует провести очередную акцию под Радой.

В дипмиссии РФ хорошо осведомлены, кто из граждан России участвовал в боевых действиях в Донбассе

Из более чем четырехсот иностранцев за последние годы украинское гражданство удалось получить только пятерым. В их числе Илья Богданов – бывший офицер ФСБ РФ, который летом 2014 года перешел на сторону Украины и защищал Донецкий аэропорт. В последний раз украинский паспорт вручали иностранцам – участникам боевых действий – осенью 2017 года. Гражданство тогда получила медик первого добровольческого мобильного госпиталя россиянка Ольга Симонова. Почему в Киеве отказывают иностранным ветеранам боевых действий в Донбассе в получении украинского гражданства? На этот вопрос отвечает руководитель общественной организации "Твой путь" Александр Ивашков:

Главная проблема – необходимость предоставить в Государственную миграционную службу Украины справку о несудимости. Ни в Белоруссии, ни в России, ни в других в странах на постсоветском пространстве такую справку, даже имея доверенность, получить невозможно. А без нее комиссия при президенте Украины, рассматривающая возможность предоставления гражданства иностранцам, не принимает документы. Добровольцы-россияне пробовали получить справку о несудимости через посольство России в Киеве, но им там также отказали, хотя обычным россиянам такие справки выдают без проблем. Очевидно, что в дипмиссии РФ хорошо осведомлены, кто из граждан России участвовал в боевых действиях в Донбассе на стороне украинской армии. И получается замкнутый круг. Наличие такой справки в пакете необходимых документов не прописано ни в одном из законодательных актов Украины, речь о ней идет лишь в некоем нормативном документе от 2001 года. Ольге Симоновой удалось получить справку при помощи родственников – о том, что она не привлекалась к ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления. Этот случай стал единственным исключением в России. После Ольги больше никому из иностранных добровольцев не удалось получить украинский паспорт.

Сейчас, когда в Украине разворачивается предвыборная президентская гонка, очевидно, что глава государства Петр Порошенко под давлением общественности вынужден будет решить эту проблему, тем более что в 2015 году он публично обещал урегулировать вопрос касательно предоставления гражданства всем ветеранам-иностранцам.

Можно согласиться, что с учетом приближающихся выборов и низкого рейтинга Порошенко ему необходимо что-то предпринимать. Предоставление гражданства добровольцам из России, Белоруссии и других стран может прибавить ему очков в ходе предвыборной кампании. И соответственно, вполне возможно, хотя я хорошо знаю, что президент этого очень не хочет, он пойдет на такой шаг и ребята, которые оказались фактически заложниками в нынешней ситуации, поскольку не могут вернуться на родину, где их ждут пытки и большие сроки заключения, все-таки получат украинские паспорта.

– А почему Петр Порошенко не очень хочет предоставлять гражданство добровольцам-иностранцам, которые сражались в Донбассе?

– Мне кажется, что у Петра Алексеевича остался неприятный осадок после подписания указа о предоставлении гражданства Украины бывшему офицеру российского ФСБ Илье Богданову. Вскоре после этого Илья написал в Фейсбуке эпохальный пост, где смешал Порошенко с грязью, а затем еще и очень резко раскритиковал его в интервью одному из украинских интернет-изданий. Президент обиделся и, как можно предположить, сказал своему окружению, что не намерен больше давать гражданство каждому бородатому мужику с автоматом. И после этого все – лавочка прикрылась.

XS
SM
MD
LG