Linkuri accesibilitate

Работа для русских хакеров. США готовятся к сезону праймериз


Когда избирательная машина подводит. Бруклин, Нью-Йорк, 8 ноября 2016
Когда избирательная машина подводит. Бруклин, Нью-Йорк, 8 ноября 2016

В США начался сезон праймериз. В ноябре американцы будут переизбирать треть Сената, полный состав Палаты представителей и 36, или почти три четверти, губернаторов. Обычно президентская партия проигрывает промежуточные выборы, но на этот раз ситуация непредсказуема. Неопределенности добавляет угроза российского вмешательства: никто не может гарантировать, что избирательные системы штатов не подвергнутся кибератакам, а главное – что эти кибератаки удастся обнаружить и отразить.

Еще в июле прошлого года председатель избирательного комитета демократов нижней палаты Бен Рэй Лухан направил своему визави, республиканцу Стиву Стиверсу, письмо с предложением дать взаимное обещание: в ходе предстоящей избирательной кампании воздержаться от использования информации, полученной путем компьютерного взлома. Никакого ответа Лухан тогда не получил. Недавно журналистка Atlantic решила поинтересоваться реакцией республиканцев. Оказалось, Стиверс возмутился тем, что письмо попало в прессу. Через пресс-секретаря он заявил:

Мы решили, что они (демократы. – РС) смотрят на кибербезопасность и защиту от взломов как на пиар. Почему мы должны сотрудничать с кем-то, кто так относится к деликатному вопросу? Как мы можем верить им? И откровенно говоря, они с тех пор ничего не сделали для того, чтобы разубедить нас.

Итак, взаимных обязательств не существует. Хакеры могут подбрасывать кандидатам компромат на соперника. Воспользоваться ли им – вопрос исключительно доброй воли кандидата. В том, что Россия намерена вмешиваться в выборы этого года, разведсообщество США уверено. Еще в феврале директор национальной разведки Дэн Коатс предупреждал сенаторов:

Дэн Коатс: Не может быть никаких сомнений в том, что Россия оценивает свои прежние действия как успешные и рассматривает промежуточные выборы 2018 года как потенциальную цель российских операций влияния.

В марте сенатский комитет по делам разведки провел слушание о безопасности выборов. На нем шла речь о том, как защитить компьютерные системы регистрации избирателей и подсчета голосов. На вопросы законодателей отвечала, в частности, министр внутренней безопасности Кирстен Нильсен.

Кирстен Нильсен: В 2016 году, как мы знаем, агенты России атаковали избирательные системы штатов. У нас нет доказательств того, что в результате этих усилий результаты голосования были искажены. Тем не менее угроза вмешательства остается, и мы признаем, что промежуточные выборы 2018 года и последующие будут потенциальными целями российских хакеров.

В США каждый штат избирает президента отдельно. Федеральные власти не имеют полномочий вмешиваться в избирательный процесс. Они могут лишь рекомендовать избирательным комиссиям штатов принять те или иные меры предосторожности и по запросу штатов проверить их компьютерные системы на защищенность от взлома. Но здесь и кроется угроза. При нынешнем положении вещей взломщику нужно подбирать ключ к каждой системе отдельно. Если защита будет унифицирована, достаточно взломать ее один раз.

Согласно докладу сенатского комитета по разведке, обнародованному 8 мая, в 2016 году в 21 штате была отмечена хакерская активность, имевшая целью найти уязвимые места системы. Как минимум в шести были предприняты попытки взлома. В некоторых штатах (доклад не называет точное число) взлом удался и хакеры получили доступ к базам данных избирателей, что дало им возможность удалить или изменить их, но добраться до систем регистрации или подсчета голосов им не удалось.

Эти сведения поступили от самих штатов. Не исключено, что в других штатах действия хакеров остались просто незамеченными.

Сенатский комитет констатировал, что оборудование для голосования по всей Америке устарело, а число производителей машин, посредством которых голосуют избиратели, сократилось. В 30 штатах используются машины, регистрирующие голоса только на электронном носителе, что повышает их уязвимость по сравнению с бумажными бюллетенями или оптическими устройствами для сканирования бюллетеней. К настоящему моменту министерству внутренней безопасности, которое отвечает за этот вопрос на федеральном уровне, удалось провести проверку надежности систем только в 17 штатах. В марте Конгресс выделил штатам 380 миллионов долларов на укрепление безопасности избирательных систем, но удастся ли за оставшееся время с толком потратить эти деньги, непонятно.

В марте 2007 года профессор информатики Принстонского университета Эдвард Фелтен сильно удивил членов Конгресса, наглядно продемонстрировав им простейший способ фальсификации результатов голосования. Он заразил вирусом машину фирмы Diebold Election Systems – одну из самых распространенных в США – в итоге "выборы" выиграл кандидат, за которого никто не голосовал.

Впоследствии производитель этой машины, сменивший название на Premier Election Solutions, стал частью другой компании – Election Systems & Software. После этого слияния выяснилось, что одна и та же машина используется в 33 штатах, где живут 28 миллионов избирателей. Такое единообразие не понравилось Министерству юстиции, поскольку оно облегчает масштабную фальсификацию. Минюст вчинил компании иск за нарушение антимонопольного законодательства, и Election Systems & Software пришлось продать это производство.

2 июня прошлого года в Петербурге Владимир Путин требовал от звезды NBC News Мегин Келли предъявить ему доказательства вмешательства России в американские выборы.

Владимир Путин: В одной организации, в которой я раньше работал, говорили: "Адреса, явки, фамилии". Давайте, где это все?

В тот же самый день американское интернет-издание Intercept опубликовало 4 страницы (неясно, весь ли это документ или только его начало) из секретного доклада Агентства национальной безопасности, в котором раскрывается схема вторжения хакеров в компьютерные сети региональных избирательных комиссий. К моменту публикации виновник утечки был установлен, арестован и признал себя виновным. Это сотрудница фирмы-подрядчика АНБ 25-летняя Реалити Ли Виннер, которой теперь грозит до 10 лет лишения свободы. Теперь Intercept недоумевает: данные, которые Виннер предала огласке, вошли в сенатский доклад, а Виннер судят за утечку.

Но если принять как данность, что Россия будет вмешиваться и, видимо, уже вмешивается в американские выборы, то кому она будет подкручивать счетчик? Ведь Дональд Трамп и в целом республиканцы не оправдали радужных надежд. Неужто теперь кремлевские тролли и хакеры будут помогать демократам?

Кремль может играть против самых ненавистных ему фигур, и на этот счет существуют разнообразные конспирологические теории. Так, например, в Мэриленде в этом году переизбирается на новый шестилетний срок сенатор-демократ Бен Кардин – инициатор закона Магнитского, один из самых настойчивых критиков президента Путина. На праймериз конкуренцию ему составляет Челси Мэннинг, похитившая огромный массив американской дипломатической переписки и передавшая ее WikiLeaks.

Челси Мэннинг (предвыборный ролик): Мы живем в трудное время – страха, угнетения, ненависти. Нам не нужно больше вождей. Нам нужен тот, кто готов бороться. Мы должны перестать просить их вернуть нам наши права. Они не поддержат нас, не уступят. Хватит ждать от системы, что она сама себя переделает. Мы должны просто отобрать у них власть...

Она была приговорена к 35 годам лишения свободы, из которых отбыла около семи, после чего президент Обама помиловал ее. Многие в Америке видят в ней героя. Челси Мэннинг – креатура Кремля? В этом уверены некоторые политологи...

XS
SM
MD
LG