Свободная Европа: Г-н Боцан, есть ли у социалистов иммунитет, скажем завуалированно, к политической миграции? А если говорить открытым текстом, то к подкупу депутатов? Ведь именно подобную терминологию использовали во время недавних парламентских дебатов, когда осуждалась политическая миграция...
Игорь Боцан: В Республике Молдова политическая миграция депутатов, мэров, советников – явление широко распространенное. И нет никаких признаков того, что эта практика исчезнет.
Свободная Европа: Но почему именно с социалистами в этот период ничего не произошло? Поговаривали же о возможных уходах и из фракции социалистов.
Игорь Боцан: У социалистов сегодня самый высокий рейтинг, они представляют партию с самыми высокими шансами на то, чтобы оказаться к руля власти в Молдове. Поэтому Партия социалистов пока не подвержена подобным рискам. Но когда парламент принял эту декларацию, и г-на Игоря Додона, неформального лидера ПСРМ, и г-жу Зинаиду Гречаную обвинили в том, что они точно так же извлекают выгоду из политической миграции. И этот момент еще даст о себе знать в будущем.
Те, кто практикуют политический бизнес, действуют осторожно и следов не оставляют
Более того, в подготовке той декларации принимали участие и представители Демократической партии. И тут можно наблюдать чрезвычайно интересную вещь: на конгрессе, прошедшем в декабре 2016 года, Демократическая партия утвердила Кодекс о неподкупности, в котором прописано, что ДПМ признает возможность того, что ее члены могут сменить, по меньшей мере, три политических партии. И этот Кодекс, касающийся этики и неподкупности, был принят спустя год после того как ДПМ поглотила почти две трети Партии коммунистов и четыре пятых фракции либеральных демократов. Так что было забавно наблюдать, как демократы осуждают это явление, руководствуясь подобным этическим кодексом.
Стало быть, можно говорить о двух случаях смены партии: например, со стороны г-жи Виолетты Иванов (или других депутатов). Хотя это полностью соответствует положениям этического кодекса Демпартии, членами которой были и [депутат Владимир] Витюк, и г-жа Виолетта Иванов.
Свободная Европа: Кстати, поскольку речь зашла о Виолетте Иванов, почему она вместе со всеми не перешла в Pro Moldova [к Андриану Канду], а попала к Шору, став тем самым конкуренткой Марины Таубер?
Игорь Боцан: Можно лишь гадать о том, почему это случилось. Думаю, на этот вопрос ответила г-жа Елена Боднаренко еще три года назад, когда, между прочим, Партия коммунистов в прошлом парламентском созыве три раза выступала с предложением осудить политическую миграцию. Ни демократы, ни социалисты тогда не выказали готовность к принятию такой декларации.
Но, поскольку вы спросили меня об иммунитете социалистов к этому явлению, я бы ответил так: иммунитета нет ни у кого. Более того, Конституция Республики Молдова настаивает на представительном мандате депутатов. Мы видели, какова была реакция Игоря Додона, когда его упрекнули в том, что он сам действовал аналогичным образом в 2011 году. Он ответил: «Да, я поступил так, но впоследствии оказалось, что это было правильным решением, и те, кто покинул Партию коммунистов, прошли во власть и фактически пришли на смену ПКРМ, сумев привлечь на свою сторону электорат Молдовы с пророссийскими взглядами».
Свободная Европа: Г-н Боцан, во время дебатов по этой декларации депутаты пытались юлить: ссылались на разного рода предательства, на то, что партия предает депутата, как об этом говорил Андриан Канду... Но что у нас на практике – переход из одной партии в другую происходит за деньги, или нет? Г-н Филип привел цифры. Разумеется, если политики говорят «а», они должны сказать и «б», и «в». То есть, привлекать к ответственности надо тех, кто дает и берет взятки, или еще и тех, кто принимает подкупленных депутатов, как это было предложено в самом конце Александру Слусарем?.. Почему действие, политически зафиксированное в парламенте, не влечет за собой юридических последствий?
Игорь Боцан: Я склоняюсь к тому, чтобы согласиться с Павлом Филипом. Он знает намного больше, как и г-н Дьяков, о том, как проходили подобного рода транзакции. Я уже упоминал г-жу Елену Боднаренко, которая была депутатом от Партии коммунистов. Ее вызывали в Национальный центр по борьбе с коррупцией для дачи показаний…
Свободная Европа: Однако она не смогла ничего доказать.
Игорь Боцан: Да, она не смогла ничего доказать, и это самое главное. Все всё знают, но для того, чтобы процедура была безупречной, нужны доказательства. Однако, те, кто практикуют подобный политический бизнес, разумеется, действуют осторожно и следов не оставляют.
Вот еще одна интересная проблема, которая хорошо проиллюстрирует и этические принципы, и неподкупность ДПМ
Свободная Европа: А если какой-нибудь депутат, который еще вчера ездил на «Жигулях», вдруг покупает себе машину класса люкс, строит дом или покупает квартиру – разве это не доказательства?
Игорь Боцан: Бесспорно, однако же у нас существует специализированное учреждение, которое, якобы, развивается в Молдове еще с 2012 года... Государство на самом деле тратит значительные средства, чтобы эта структура росла и занималась тем, что предусматривает законодательство.
Свободная Европа: Вы имеете в виду Агентство по неподкупности?
Игорь Боцан: Да, Агентство по неподкупности, которые и должно заниматься такими вещами, выявлять случаи, а после прокуратура и компетентные органы должны расследовать проблемы.
Кроме того, есть и еще один очень важный вопрос. Не следует забывать о гражданах. Демократическая партия инициировала консультативный референдум, который прошел вместе с парламентскими выборами 24 февраля. Референдум получил поддержку граждан, там затрагивался вопрос о недопустимости политической миграции. Вот об этом сейчас не говорят ни Демократическая партия, ни Партия социалистов. Я имею в виду, в первую очередь, г-на Игоря Додона, который с легкостью отнесся к тогдашней инициативе демократов и допустил проведение референдума.
Итак, мы наблюдаем очень странное отношение, нечто вроде двойственности политиков – когда им выгодно, они пользуются политической миграцией, а когда не выгодно, они ее начинают осуждать.
Свободная Европа: Мы начали наш разговор с социалистов. Чем все-таки объяснить их иммунитет? Они на самом деле, как бетон, нерушимо держатся вокруг их столпа, вокруг президента Республики Молдова?
Игорь Боцан: В этом кроются большие проблемы для Партии социалистов. Как вы его назвали?.. Столп, вокруг которого ПСРМ выстраивает свое настоящее и будущее...
Свободная Европа: Так ведь Игорь Додон говорит об этом открытым текстом. В начале своего мандата он еще как-то пытался быть президентом для всех, а сейчас отказался от этого тезиса и совершенно четко говорит только от имени партии, загоняя в тень остальных лидеров. Вы этого не замечаете?
Игорь Боцан: Разумеется, я согласен с таким наблюдением. Более того, у социалистов есть и проблемы. Я видел, что местные советники переходят в партию «Шор». И получаетяс, что тот центр притяжения, каковым является Игорь Додон, уже не настолько силен. Доказательством тому стала и законодательная инициатива социалистов, которые хотят изменить Кодекс о выборах и позволить главе государства вновь быть лидером партии.
Играющего тренера должны обуздать остальные госинституты: Конституционный суд, ЦИК…
Тут и для Игоря Додона, и для Демпартии скрывается еще одна проблема. Последние 15 лет, начиная с 2005 года, – после знаменитого голосования в поддержку второго мандата Владимира Воронина, когда Демократическая партия настояла и выдвинула г-ну Воронину условие отказаться от мандата руководителя партии и выйти из ее состава – итак, все это время Демпартия была главным сторонником идеи о том, что глава государства не может быть членом партии и партийным лидером.
Сегодня Партия социалистов выступает с этой инициативой и надеется, что Демпартия поможет позволить г-ну Игорю Додону вновь стать членом партии – наверняка, чтобы выступить осенью кандидатом в президенты в качестве члена ПСРМ и получить поддержку этого политформирования. Вот еще одна очень интересная проблема, которая хорошо проиллюстрирует и этические принципы, и неподкупность ДПМ.
Свободная Европа: Г-н Боцан, а если бы вы были советником Додона, что бы вы ему порекомендовали – стать стопроцентным социалистом или по-прежнему рассчитывать на ядро партии, а также на разочаровавшихся в рядах других партий, конкурентов?
Игорь Боцан: Вот уж не могу представить себя в качестве советника г-на Додона!..
Свободная Европа: Я лишь попытался это вообразить…
Игорь Боцан: Я могу рассказать вам то, чем я занимаюсь уже давно. Любому президенту страны я бы порекомендовал принимать во внимание решения Конституционного суда, не вмешиваться в жизнь политических партий, стать посредником между ветвями государственной власти. Несмотря на их разделение, они должны сотрудничать.
Свободная Европа: Что же делать президенту с наклонностями «играющего тренера»?
Игорь Боцан: Да, но такого играющего тренера должны обуздать остальные госинституты: Конституционный суд, Центральная избирательная комиссия…
Свободная Европа: А если избирателям нравятся такие политики как Лукашенко, Путин или кто-либо еще?
Игорь Боцан: Ну, избирателям много чего нравится! Я видел, как полтора года назад избиратели проголосовали за то, чтобы депутаты не меняли свою политическую окраску. Однако депутаты игнорируют этот выбор граждан. Электорат дает политическому классу, в том числе г-ну Игорю Додону, знать, что с его согласия в этой стране можно делать все, что угодно. А это достойно осуждения.