Linkuri accesibilitate

Алексей Тулбуре: «Политический класс занимается воровством»


Векторы внешней политики Кишинева: корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу беседует с политическим аналитиком Алексеем Тулбуре, экс-представителем Республики Молдова в ООН и Совете Европы.

Алексей Тулбуре: Да, у нас не самые стабильные отношения с Европейским союзом, с Западом, и с соседями у нас тоже не складываются отношения. Молдова в некоторой степени оказалась в международной изоляции. И в той же изоляции находится, скорее всего, президент Додон...

Свободная Европа: А есть какие-либо успехи в сфере молдавско-украинского сотрудничества?

Помимо, собственно, финансов, нам нужна интеллектуальная и экспертная поддержка

Алексей Тулбуре: По этому направлению в последнее время не было никакого развития, я его почти не вижу. Была надежда и какие-то намеки на хорошее начало летом 2019 года, потом осенью, когда начались контакты, когда премьер-министр [Майя Санду] побывала с визитом в Киеве. Тогда открылись множество направлений для сотрудничества.

А сейчас я в курсе всех тонкостей, не знаю, о чем говорят на уровне министерств иностранных дел, что там вообще происходит... Однако, на межгосударственном уровне, на уровне отношений между главами государств не происходит ничего! И еще отношения с Румынией довольно напряженные.

Свободная Европа: Какие последствия возможны из-за охлаждения молдавско-румынского диалога?

Алексей Тулбуре: Я бы не сказал, что отношения между Бухарестом и Кишиневом заблокированы целиком, мы же видим, что сотрудничество в борьбе с эпидемией есть. Но и Бухарест, и Брюссель говорят о необходимости продолжения реформ.

Мы получили первый транш, сейчас, быть может, получим и второй, а будет и третий транш макрофинансовой помощи. Но одновременно есть проблемы с принятием законов. А кроме того, отсутствие общения, отсутствие внятных приоритетов, касающихся международных отношений, несут за собой весьма негативные последствия.

Свободная Европа: Власти говорили о том, что у Молдовы масса стратегических партнеров: и Румыния, и Украина, и Россия, и Венгрия, и США!.. Но к чему сводятся эти стратегические партнерства?

Алексей Тулбуре: Если сидеть в болоте неопределенности, в том числе, и в международных отношениях, то они, партнерства, разумеется, точно так же останутся эфемерными, не принесут никакой пользы, не приведут к росту товарооборота, к активизации сотрудничества в сфере финансов и в области политики. Сейчас в общении Кишинева и Киева, Кишинева и Бухареста практически ничего не происходит...

Свободная Европа: А каковы отношения между Кишиневом и Москвой?

Алексей Тулбуре: Ничего не происходит и между Кишиневом и Москвой! Не знаю, станет ли возможным этот кредит в 200 млн евро, ведь и Москве тоже нужны деньги. Но это инвестиции не в экономику, не социальную сферу или в систему безопасности Республики Молдова, это – вложения в политику. Ситуация довольно неоднозначна, и, думаю, они не станут вкладываться!..

Помимо этого, в отношениях с Евросоюзом и Соединенными Штатами у нас тоже нет ничего, что позволило бы говорить о стратегическом партнерстве.

Были заявления – с 2009-2010 гг. и до 2019 года мы все время говорили, что наша стратегическая цель, наш приоритет – это европейская интеграция. С одной стороны, мы «останавливаем российские танки». А с другой, мы так «интегрируемся», что пыль стоит столбом, и все заявления весьма далеки от реальности.

В реальности же политический класс занимается воровством. Использует политику и проевропейскую терминологию для очень грязных дел. Ну, а говорить-то можно обо всем, что угодно: что у нас стратегическое партнерство с Румынией, с Украиной, еще с кем-то...

Свободная Европа: А к чему ж тогда сводится стратегическое партнерство, коль скоро на высшем уровне нет никакого диалога с партнерами, а кроме того, постоянно говорится, скорее, о заморозке отношений, нежели об успешном сотрудничестве!..

Алексей Тулбуре: Да просто принято так говорить, что мы поддерживаем стратегическое партнерство, ведь это ж наши соседи... Но в реальности мы видим, как постоянно совершаются ошибки, одна за другой.

Какие ценности идут с Запада? Борьба с коррупцией, правовое государство. А что идет из России? Олигархия и контролируемая юстиция

Свободная Европа: Молдова выжила бы без внешней помощи?

Алексей Тулбуре: Нет, конечно. Совсем немного стран способны справляться со своими проблемами без международной поддержки, и уж тем более – в ситуации тотального кризиса, который у нас и в медицине, и во всей экономике, во всех областях общественной и политической жизни. Нам нужна помощь, и, помимо, собственно, финансов, нам нужна интеллектуальная и экспертная поддержка. Так что, безусловно, Молдове необходимо международное сотрудничество.

Свободная Европа: Кто лучше всего понимает ситуацию в Республике Молдова, и кто помогает справляться с самыми серьезными нашими проблемами? Кого бы вы выделили среди внешних партнеров?

Алексей Тулбуре: Прежде всего, Европейский союз является нашим партнером №1. Мы должны ориентироваться на то, что происходит в ЕС, знать, что получаем мы, что получает от нас Евросоюз, как работают наши программы сотрудничества. Думаю, это наш выбор, и это – наш магистральный путь.

А европейцы наши проблемы знают хорошо: в составе ЕС есть же и Румыния, и Болгария, и страны Балтии, и у всех у них –масса проблем, тянущихся из общего социалистического прошлого. Думаю, в ЕС есть понимание ситуации, складывающейся в Молдове, понимание настроений, проблем, с которыми мы сталкиваемся, понимание того, почему мы такие, какие мы есть, в чем суть нашего менталитета...

Другое дело, что мы уже сами от себя устали. Мы обязаны быть более активными – и последовательными! – во всем, что мы делаем. Европейский союз, Соединенные Штаты, Россия – это очень крупные геополитические игроки. Мне геополитика и геополитический подход не нравятся, но игнорировать действительность просто невозможно.

Свободная Европа: В чем состоит помощь Молдове со стороны России?

Алексей Тулбуре: Не знаю! Полагаю, что есть намерения по открытию рынка, но они к этому сейчас не готовы. Экспорт, в основном, идет на Запад, в Евросоюз. А выгоды и плюсы кооперации в пространстве Таможенного союза, Евразийского союза не вполне понятны. И я не знаю, ждать ли нам в этом плане какой-то ясности.

Пока я не могу сказать, что мне видны хорошие перспективы для Республики Молдова, касающиеся ее более активной интеграции в евразийское пространство. И наоборот: в процессе интеграции в Евросоюз я четко вижу наши потенциальные преимущества и выгоды.

Страна, двигаясь в европейском направлении, меняется, и это – главный результат! Мы меняемся, учимся думать по-другому, действовать иначе, учимся управлять бизнесом, заниматься политикой... Может, мы сможем перенять и новую политическую культуру, и у нас укоренятся культура диалога и поиски компромиссов...

Свободная Европа: И все же, когда я общаюсь с рядовыми гражданами, многие говорят, что Молдове нужно научиться искать выгоды самой, а не ходить с протянутой рукой, выступая в роли попрошайки то на Востоке, то на Западе. Есть ли шансы на то, что страна с помощью политиков сможет сделать рывок в развитии, и что у политиков приоритетом будут наши национальные интересы?

Алексей Тулбуре: Это очень правильная формулировка: мы обязаны уметь справляться самостоятельно, а международная помощь нужна для развития страны, и, кроме того, это опора в трудную минуту... В том-то, на самом деле, и заключается философия международной помощи – компенсировать возможные потери.

Он собственными руками отпихнул и свои мечты, и свои обещания. Его самая большая политическая ошибка – уничтожение того кабмина

Свободная Европа: Продолжу свою мысль: люди считают, что если искоренить коррупцию, то сразу придет благополучие. А если искоренить контрабанду...

Алексей Тулбуре: Вы совершенно правы, и я тоже считаю, что мы должны сами себе доказать, что мы способны управлять собственной страной. Нам нужно стать хозяевами страны! Но это не означает, что мы должны повернуться ко всем остальным спиной и петушиться. У нас не автократия!

Почему у нас постоянно звучит вопрос о нашей международной ориентации, о векторе интеграции? Потому что речь идет о ценностях. Какие ценности идут с Запада? Борьба с коррупцией, функциональные демократические институты, свобода выражения, правовое государство, и т.д. А что идет из России? Олигархия, контролируемая юстиция, отсутствие правового государства...

Запад помогает нам быть хозяевами у себя дома, помогает нам управлять собственной структурой государства. А потому, когда мы говорим о необходимости возвращения к нормальности, народ должен научиться демократическим, конституционным и юридическим механизмам. И это не значит, что нам надо готовить бунт!..

Вы правы, у многих сложилось впечатление, что тридцать лет искали себе нового хозяина, то в Бухаресте, то в Брюсселе, то в Вашингтоне или Москве... Мы должны убедить самих себя в том, что больше не будет какого-либо центра принятия решений за пределами Республики Молдова. Нам необходимо это осознать! Если мы этого не поймем, мы попросту исчезнем.

Либо мы объединимся с Румынией, что является одной из потенциальных возможностей, либо деградируем до уровня Сомали, т.к. будут возникать ситуации, которые никак не станут помогать выстраиванию нормальной жизни на этой территории!

Свободная Европа: В разные периоды некоторые наши лидеры пытались доказать, что выгоду и пользу Молдове можно получать и от одной, и от другой стороны...

Алексей Тулбуре: Мы пытались это делать, но ситуация изменилась. Наши люди являются носителями двух главных идей: проВосток и проЗапад. Но мне вспоминается период правления коммунистов. Владимир Воронин, будучи президентом, назвал главным приоритетом европейскую интеграцию, при этом, в течение восьми лет ПКРМ пользовалась внушительной поддержкой. Это настоящий феномен в политической истории Республики Молдова!

Все согласились, что – да, евроинтеграция. Говорили и о НАТО... Тогда мы начали сотрудничество с НАТО в рамках Партнерства во имя мира, и в определенных обстоятельствах, я уверен, мы могли бы даже объявить интеграцию в Североатлантический альянс приоритетом.

И те же люди, которые голосовали за коммунистов и за так называемые левые идеи и программы, под звуки оркестра, организованными колоннами пошли бы в НАТО, и мы вступили в Альянс. То есть, наш народ чрезвычайно гибок, он готов последовать за лидером, который убедит их в том, что мы должны идти в том или ином направлении. Тут я не вижу никаких проблем, но работы у нас много!..

Игорь Додон и, возможно, руководство ПСРМ хотели получить доступ к бюджету...

Свободная Европа: Вот и Игорь Додон обещал проводить взвешенную политику и с Западом, и с Востоком. Почему у него это не вышло?

Алексей Тулбуре: Что-то ему и удалось, и в историю этого президентского мандата войдут пять месяцев правительства Санду. Это был период наилучших результатов г-на Додона! Думаю, на протяжении именно этих пяти месяцев ему удалось работать как раз в фарватере собственных обещаний.

Свободная Европа: А почему потом успехи прекратились?

Алексей Тулбуре: Так потом же он собственными руками отпихнул и свои мечты, и свои обещания, он сам создал себе проблемы. Это была его самая большая политическая ошибка – уничтожение того кабинета министров. Он же мог пользоваться результатами работы правительства, и результаты уже появлялись...

Свободная Европа: У правительства Санду?

Алексей Тулбуре: Да, у правительства Санду. Ему даже не надо было прилагать каких-то больших усилий!.. От них [социалистов – ПРИМ. РЕД.] требовалось поддерживать реформы. И они могли это делать, голосуя в парламенте. Но они избрали иной путь, вернув во власть тех, против кого принималась Декларация об узурпации государственной власти! Я имею в виду Демпартию, с Канду или без него. Все они были поименованы в той декларации!

А Игорь Додон и, возможно, руководство ПСРМ хотели получить доступ к бюджету. Вот в чем была идея. Они не хотели приводить страну к нормальности, а ждали совсем иных выгод.

XS
SM
MD
LG