"Не прекращайте борьбу. Делайте ваше дело. Коррупцию можно победить".
Такими словами попрощалась со своими подчиненными в начале июля 2018 года Лаура Кодруца Ковеши, уволенная с поста директора румынского Национального агентства по борьбе с коррупцией (DNA). Ковеши – сейчас, возможно, самый известный прокурор в Европе и уж точно у себя на родине. У нее есть шанс стать еще более известной: Европарламент поддержал ее кандидатуру на новый пост прокурора ЕС. В ближайшее время кандидатуру Ковеши утвердит Европейский совет – высший орган Евросоюза. Парадоксальным образом это произойдет вопреки воле властей Румынии – родины прокурора, чью карьеру румынские политики не раз пытались прервать.
В 2006 году, в возрасте 33 лет, Лаура Ковеши стала самым молодым генеральным прокурором в истории Румынии. Она же – единственная, кому удалось отслужить в этой должности весь положенный срок. Сама Ковеши характеризует себя как "упрямую", а британская газета Guardian однажды описала ее как "спокойного прокурора, приносящего скальпы" – прежде всего, скальпы чиновников-коррупционеров.
Еще более заметными эти черты Лауры Ковеши стали после ее назначения главой антикоррупционной службы DNA в мае 2013 года. За пять лет ее пребывания на этом посту уголовному преследованию по обвинению в коррупции и должностных злоупотреблениях подверглись два бывших премьер-министра, 14 бывших или действующих членов правительства, 43 депутата парламента и более 250 региональных и муниципальных чиновников разных уровней. По словам самой Ковеши, дела примерно тысячи человек в год передавались DNA в суды. Около 90% из них заканчивались обвинительными приговорами.
Коррупцию можно победить
Лаура Ковеши и ее агентство стали символами борьбы с воровством в госструктурах Румынии. Эта страна, согласно рейтингу Transparency International за 2018 год, занимала по уровню коррупции 61-е место в мире. Среди 28 стран ЕС Румыния – четвертая с конца: хуже дела обстоят только в Венгрии, Греции и Болгарии. Согласно опросу, проведенному в 2015 году, среди государственных и общественных институтов Румынии DNA занимало второе место по уровню доверия граждан (60%), лишь немного отставая от православной церкви (61%). Для сравнения: доверие депутатам парламента выразили лишь 11% опрошенных. Иногда пресса сравнивала Ковеши с Алексеем Навальным, отмечая последовательность обоих в расследовании коррупционных афер. Правда, с той существенной разницей, что у румынского прокурора, в отличие от российского оппозиционера, имелись реальные служебные полномочия.
Успехи Ковеши не остались незамеченными как ее доброжелателями, так и противниками. В начале 2018 года министр юстиции Румынии Тудорел Тоадер предложил уволить директора Национального агентства по борьбе с коррупцией, изложив 20 пунктов, по которым, по его мнению, Лаура Кодруца Ковеши допустила нарушения закона и служебных инструкций. Ей, в частности, вменяли в вину злоупотребление властью, вмешательство в работу других органов следствия и даже "слишком активное общение со СМИ". "Одно время я боялась включать телевизор и читать газеты, чтобы каждое утро не узнавать о "совершенных" мною проступках", – говорила позднее Ковеши в интервью румынской редакции Радио Свободная Европа.
Наиболее серьезным обвинением были тайные соглашения (протоколы) между DNA и румынской спецслужбой SRI, касавшиеся сотрудничества между двумя ведомствами при расследовании коррупционных дел (прослушка телефонных разговоров подозреваемых, взаимный доступ к информации и т.п.). В связи с этим правительство социал-демократов, с которым у Ковеши, мягко говоря, не сложились отношения, сравнило деятельность ее ведомства с практиками Секуритате – печально известной спецслужбы времен диктатора Чаушеску. Сама Ковеши заявляет, что по закону DNA просто обязана была получать согласие спецслужб на определенные действия. Конституционный суд Румынии не согласился с ней и в январе этого года признал протоколы незаконными.
Главным политическим союзником Ковеши оказался президент Румынии Клаус Йоханнис – популярный либеральный политик, не располагающий, однако, согласно конституции, большими властными полномочиями. После того, как служба DNA сыграла важную роль в обвинении лидера правящей Социал-демократической партии Ливиу Драгни (он наконец получил три с половиной года тюрьмы по обвинению в злоупотреблении служебным положением), власти перешли в наступление. В июле прошлого года в связи с вердиктом Конституционного суда президент Йоханнис был вынужден подписать указ об увольнении Лауры Ковеши. Определенным утешением для обоих стало голосование на референдуме 26 мая этого года, когда более 85% румынских граждан, пришедших на участки, поддержало предложенное президентом ужесточение правил расследования дел о коррупции – в частности, отмену амнистий и помилований по таким делам. За это выступала и Лаура Ковеши.
Карьера упрямого прокурора между тем нашла неожиданное продолжение: Ковеши стала одним из кандидатов на пост прокурора ЕС. Эта новая должность предусматривает расследование возможных нарушений при использовании бюджетных средств Евросоюза, выделяемых входящим в него странам. Сейчас подобными делами занимаются следственные органы отдельных государств, но их полномочия не выходят за пределы национальной юрисдикции. К тому же, как утверждают в Еврокомиссии, отсутствие следственного органа на европейском уровне, способного заниматься, в частности, делами о евродотациях, создает коррупционную среду.
Главным соперником Лауры Ковеши в борьбе за пост европейского прокурора оказался французский коллега Жан-Франсуа Бонер. После ряда обсуждений кандидатуру Ковеши поддержал Европарламент, а вот представители 23 стран, согласившихся участвовать в работе новой прокуратуры, отдали предпочтение Бонеру. Румынское правительство не скрывало, что активно лоббировало против утверждения кандидатуры Ковеши. Для структур ЕС это крайне необычно: как правило, страны-члены, наоборот, поддерживают своих кандидатов на должности в Брюсселе.
Это большая победа Румынии
Как отмечает брюссельский корреспондент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Рикард Йозвяк, конфликта между двумя институтами удалось избежать благодаря французскому президенту Эммануэлю Макрону и новоизбранной главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен. Оба согласились с тем, что при распределении престижных постов в Брюсселе после недавних выборов в Европарламент восточный "фланг" ЕС остался несколько обделен. В этом плане кандидатура румынки Лауры Ковеши оказалась как нельзя кстати – особенно учитывая ее репутацию и поддержку со стороны европарламентариев. Франция более не настаивала на назначении Жана-Франсуа Бонера, и 17 из 23 представителей стран, создающих европейскую прокуратуру, на сей раз проголосовали за Ковеши. Окончательное утверждение ее кандидатуры Европейским советом произойдет через несколько дней.
Из Бухареста пришли неоднозначные отзывы. Президент Румынии Клаус Йоханнис назвал назвал случившееся "большой победой Румынии". Премьер-министр, представитель социал-демократов Виорика Дэнчилэ пустилась в рассуждения о том, что случится, если обвинения, выдвинутые против Ковеши в Румынии, подтвердятся. "Я не хотела бы этого, но что, если это произойдет? Репутация Румынии пострадает", – заявила премьер. Румынский политический обозреватель Кристиан Тудор Попеску заявил в интервью агентству France Presse, что для укрепления этой репутации прокурор Ковеши сделала куда больше, чем все румынские правительства последних лет. Попеску сравнил Ковеши с "раненым, но упорным бойцом, который продолжает наступление".
Увенчается ли оно победой, покажет брюссельский этап карьеры самого известного прокурора Румынии.