Существует Международный день равной оплаты труда, и после обработки данных Национального бюро статистики, Партнерский центр по развитию пришел к выводу, что в Республике Молдова женщине нужно работать 14 месяцев в год, чтобы получать такую же зарплату, что и у мужчины — при равных уровнях образования и занимаемых должностях. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу беседует о равенстве полов и политике с бывшим вице-спикером парламента, спецпредставителем председателя ОБСЕ по вопросам гендерного равенства Лилианой Палихович.
Свободная Европа: Как бы вы объяснили сохранение негативной тенденции в течение последних восьми лет, когда в Республике Молдова разница в заработной плате женщин и мужчин стала настолько ощутима?
Лилиана Палихович: Я считаю, что эта негативная тенденция наблюдается отнюдь не только на протяжении последних восьми лет. Возможно, последние восемь лет просто проводятся замеры, этот вопрос изучается гораздо глубже, и накапливаются данные, подтверждающие наличие той разницы.
В сфере информационных технологий и в банковской системе — самая большая разница в оплате труда, — она превышает 25%!..
Например, в 2019 году разница между зарплатой за одну и ту же работу, выполненную женщиной и мужчиной с одинаковой квалификацией, составляла около 14,4%. Объяснений много: прежде всего, это неправильное понимание гендерных различий. И если проанализировать вопрос с точки зрения того, как они появляются, то одна из причин — согласование размера зарплаты с работодателем. Есть много доказательств того, что работодатели нередко начинают переговоры о вакантной должности с мужчиной, предлагая ему начальную сумму на 10%, 15% — и даже на 20% выше, чем женщинам.
В то же время у мужчин больше шансов для продвижения по служебной лестнице, так как работодатели считают, что у женщин меньше времени на работу. Руководители считают более выгодным для компании или организации продвигать мужчину, который мог бы посвящать больше времени труду, потому что у него, якобы, нет каких-либо обязанностей по ведению домашнего хозяйства, заботе о семье, по воспитанию детей... Все эти установки и стереотипы усугубляют гендерные различия в Республике Молдова и увеличивают разницу в оплате труда женщин и мужчин. На первый взгляд, разница составляет лишь около 14%, но со временем разрыв усиливается, потому что если у вас более низкая зарплата, то и ваш пенсионный взнос тоже меньше.
Свободная Европа: Гендерные различия сильно влияют на размер пенсий, особенно, наверное, в сельской местности?
Лилиана Палихович: Конечно, эта проблема затрагивает не только определенную категорию. Она затрагивает женщин и мужчин всех возрастов. Если говорить о благополучии женщины, о семье, то бюджет формируется из доходов и женщины, и мужчины. Так что отличия в оплате труда влияют не только на женщин, но на благосостояние семьи в целом.
Но когда женщина с высоким профессиональным уровнем, с теми же навыками, что и у мужчин, начинает переговоры о своем трудовом договоре с более низкой зарплаты... Например, в сфере информационных технологий и в банковской системе зарегистрирована самая большая разница в оплате труда, — там она превышает 25%!.. Таким образом, это только в среднем по стране показатели составляют 14,4%, но у нас есть и сферы, где разница намного больше.
Рынок труда покидает гораздо больше женщин, чем мужчин
Известно много случаев, когда очень хорошие специалисты-женщины в области информационных технологий начинают переговоры о зарплате с суммы на 25% ниже по сравнению с мужчинами. Это происходит, в том числе, из-за неправильного представления работодателей о гендерном равенстве.
Если спросить работодателей в Молдова, то подавляющее большинство из них, 90% ответят, что женщины и мужчины в их компаниях имеют равные права. Но когда с ними проводят более подробную беседу, и когда их спрашивают, почему оплата труда женщин и мужчин при одинаковой должности отличается, то они говорят, что переговоры о зарплате начались с такой вот суммы, и что потом дошли до такой-то... Отсюда, мол, и разница.
Возможно, после дополнительных объяснений работодатель и поймет, что его мышление было неверным, — когда объявлялся конкурс на занятие вакантной должности, и «равные права» женщин и мужчин означали предоставление одинакового стола или кабинета. Возможно, он поймет, что равные права предполагают куда более сложный подход, справедливое отношение и оценку профессионализма как женщин, так и мужчин по одним и тем же критериям.
Быть может, он перестанет думать, что женщина не сможет уделять работе столько же сил, что мужчина, поскольку она женщина, замужем, у нее могут быть дети, и часть времени будет уходить на уход за детьми. И те же критерии можно и нужно применять по отношению к мужчинам.
Свободная Европа: Из расчетов следует, что пандемия может увеличить разрыв в оплате труда женщин и мужчин еще больше.
Лилиана Палихович: Да, уже есть признаки резкого снижения доходов женщин, вызванного последствиями пандемии COVID. И вот почему: если изучить данные статистики в Республике Молдова за первый, второй и третий кварталы прошлого года, то мы увидим, что рынок труда покидает гораздо больше женщин, чем мужчин.
Более половины женщин заявили, что очень зависят от денежных переводов из-за границы
А если мы обратимся к количеству людей, которые сменили режим труда из-за пандемии, потому что в прошлом году некоторые перешли на сокращенный график — работа полдня, работа на дому... Но кто-то продолжал так же выходить на работу. В подавляющем большинстве случаев женщины, поскольку службы по уходу за детьми и школы были закрыты, взяли на себя все бремя по уходу за детьми. И им пришлось уйти с работы, подать заявление о предоставлении долгосрочного отпуска либо взять отпуск за свой счет.
Во втором квартале прошлого года из всех, кто изменил свой график, 33% составляли женщины, работавшие неполный рабочий день, по сравнению с 19% мужчин. В то же время количество неоплачиваемых рабочих часов женщин увеличилось по сравнению с мужчинами. Также выросли их обязанности по уходу, включая за детьми или взрослыми в семье, которые до того времени могли получать помощь в различных социальных или медицинских службах, но те из-за пандемии оказались закрыты, и альтернатив попросту не оставалось.
Итак, мы видим, что положение женщин в Молдове из-за пандемии становится все более сложным. Необходимо принять скорейшие меры при помощи государственных политик, которые стимулировали бы возвращение женщин на рынок труда, возвращение к полной занятости и доходам, позволяющим вести достойный образ жизни.
Был проведен и анализ структуры доходов женщин и мужчин во время пандемии. Более половины опрошенных женщин заявили, что очень зависят от денежных переводов, поступающих из-за границы — от денег, отправляемых членами семьи, которые находятся за рубежом, это помогает во время пандемии выживать.