В Унгенском районе более 90 тыс. избирателей, которые выбирают 33-х мэров, 383 местных и 35 районных советников. В селах голосуют более активно, чем в райцентре, а предвыборная кампания прошла анемично, говорит журналист Expresul de Ungheni Лучия Бакалу.
Свободная Европа: Как проходят местные выборы в Унгенах? Какая атмосфера на избирательных участках? Насколько активны избиратели?
Лучия Бакалу: Атмосфера спокойная. Избиратели, к сожалению, достаточно пассивны, особенно в муниципии Унгень, где только к 16.30 был преодолен порог в 25%, необходимых для признания выборов состоявшимися. В селах избиратели немного активнее. Есть села, где уже проголосовали более 40% избирателей. О нарушениях не слышала, беспорядков тоже не отмечено. Все пока спокойно.
Было строго-настрого запрещено использовать админресурс и раздавать предвыборные подачки
Свободная Европа: Чем объяснить пассивность избирателей в Унгенах?
Лучия Бакалу: С моей точки зрения всему виной разочарование избирателей, потому что на парламентских выборах местные жители проголосовали за кандидата по одномандатному округу, а тот, по их мнению, не оправдал доверия. Я говорила с людьми, и многие были игнорировать выборы.
Кроме того, масса граждан работают за границей, нужно учитывать и это. Несмотря на то, что в списки избирателей включено очень много граждан, в реальности их осталось гораздо меньше, в том числе, в Унгень. У меня складывается впечатление, что с самого начала надо было исключить из базы избирателей порядка 20-30% граждан с правом голоса, которые сейчас находятся на заработках за рубежом.
Кампания прошла более чем анемично и, по моему мнению, каких-либо «особых ставок» нет
Свободная Европа: Эта предвыборная кампания чем-то отличалась от предыдущих?
Лучия Бакалу: Да, в Унгень – и, наверное, не только в Унгень – кампания отличалась. Эта была анемичная кампания, с моей точки зрения, безжизненная, что ли… Не было конкуренции, не было интереса со стороны избирателей, не было борьбы идей. Да и сами кандидаты на должности мэров и советников не слишком докучали избирателям, возможно, потому, что на этот раз им было строго-настрого запрещено использовать административный ресурс, раздавать предвыборные подачки избирателям. Хотя многие и на этот раз ждали электоральных подарков, но не судьба… Так что, быть может, именно этим частично и объясняется пассивность и кандидатов, и самих избирателей в день голосования.
Свободная Европа: Эта кампания – первая после смены правительства. Как повлиял этот факт на выборы, помимо того, что меньше использовался админресурс и меньше раздавали «подарков»?
Лучия Бакалу: Значительная часть граждан все еще дезориентирована, многие не понимают до конца, что произошло, особенно – в селах, там люди не знают, к лучшему ли произошедшие перемены, или нет. Люди пока выжидают, они хотят посмотреть, что будет происходить дальше. Поэтому окончательного мнения по поводу новой власти у них еще не сформировалось.
Свободная Европа: А как оценивают на местном уровне общегосударственные ставки выборов? Так же, как и в Кишиневе, где их считают первым электоральным тестом для коалиции ПСРМ и блока ACUM?
Лучия Бакалу: Нет, здесь, в районе, и особенно в селах, подобного отношения нет. Я лично не слышала, чтобы местные лидеры политформирований говорили о том, что это серьезный тест, который надо пройти… Как я уже сказала, кампания прошла более чем анемично и, по моему мнению, каких-либо «особых ставок» нет.