Каковы будут последствия для молдавской оппозиции после того, как провалился вотум недоверия правительству Иона Кику? Корреспондент издания Balcan Insight и репортер проекта Anticoruptie.md Мэдэлин Некшуцу считает, что результаты голосования не стали неожиданностью.
Свободная Европа: Каковы эффекты провала парламентской оппозиции, после неудачного вотума недоверия правительство Кику выжило?
Мэдэлин Некшуцу: Вотум недоверия был самым важным политическим событием, завершившимся ожидаемо провалившимся голосованием. Мы прекрасно знаем, что по-прежнему существует большинство, состоящее из ДПМ и ПСРМ, и было весьма трудно предполагать, что вотум недоверия будет поддержан.
Думаю, в этом процессе важнее всего выделить позицию партии «Шор», которая выступила в роли парламентской парии, с которой никто не хочет объединяться. Однако партия «Шор» захотела показать, мол, смотрите, от нас тоже зависит судьба будущей парламентской конфигурации!.. Для оппозиции это провал лишь наполовину, поскольку все ожидали, что вотум недоверия не будет поддержан. Возможно, и сама оппозиция вздохнула с облегчением, хотя бы на ближайший период, поскольку ей не придется брать ответственность за руководство страной.
Думаю, никто не хочет принимать на себя управление во время пандемии, хотя это необходимо... Но с политической, циничной точки зрения, я думаю, что никто не заинтересован в управлении государством во время подобного кризиса.
Свободная Европа: Как первые лица PAS, так и первые лица Платформы «Достоинство и правда» заявляли, что провели множество встреч с лидером демократов. В любом случае, Демократическая партия до последнего момента повторяла, что не будет голосовать в поддержку вотума недоверия. Но даже после провала вотума оппозиция намерена убедить представителей Демпартии проголосовать!.. Вы думаете, во время второй попытки голосования шансов будет больше?
Мэдэлин Некшуцу: Не думаю, что даже со второй попытки что-то получится. Демократическая партия, как известно, является тем крылом, которое хочет править, хочет находиться у власти, хочет альянса с ПСРМ. Я не вижу, зачем им отказываться от этой привилегии и переходить в другой лагерь.
Не думаю, что подобная победа окажется возможной даже в случае повторного голосования. Полагаю, голоса следует искать, быть может, в другом месте, хотя в сложившейся ситуации это делать нелегко. ДПМ не хочет отказываться от власти, она в этом не заинтересована и, по всей видимости, в ближайшем будущем ничего подобного не произойдет.
Это правительство сделает все, что от него потребует Партия социалистов и президент
Свободная Европа: Лидер демократов Павел Филип выступил с «пламенной речью», как ее расценили наблюдатели. Бывший премьер выступил с позиций румынской идентичности, прекрасно понимая, что в условиях альянса с ПСРМ это выглядит неестественно.
Мэдэлин Некшуцу: Да, и мы опять видим – как это обычно и происходит накануне каждой предвыборной кампании, ведь мы приближаемся к президентским выборам, – что включается пророссийский, прорумынский или проевропейский дискурс.
И Павел Филип, будучи опытным политиком, неспроста делает подобные попытки, подобные стыдливые намеки, пытается дать понять, что он настроен прорумынски. В этом нет ничего нового.
С другой стороны, мы видим, что и Россия не стоит в стороне и начинает вмешиваться, пусть пока и осторожно, в политическую жизнь Кишинева. Было несколько намеков, посредством которых Москва признала, что хотела бы сыграть роль арбитра в молдавской политике.
Свободная Европа: Почему запаздывают реакции со стороны Запада, чтобы, в случае надобности, так же выступить посредником в возможном политическом кризисе?
Мэдэлин Некшуцу: Запад всегда придерживается равноудаленной позиции, Запад подключается в конце, если появляется такая необходимость. Стиль Запада не в том, чтобы участвовать в предвыборных кампаниях Молдовы, или, по крайней мере, не очень шумно и не слишком явно.
Конечно, у Запада тоже есть свои интересы, никто этого не отрицает. Все это так, однако, стиль Запада состоит не в том, чтобы привлекать к себе внимание во время предвыборной кампании. Запад каждый раз пытается сохранять равную дистанцию по отношению к игрокам молдавской политической сцены.
Свободная Европа: Оппозиция боится, что правительство во главе с Ионом Кику не сумеет обеспечить проведение свободных, корректных, демократических выборов. Этот скептицизм со стороны оппозиции будет сохраняться до дня голосования. Как вы считаете, опасения дошли до премьер-министра? Кабмин справится с проведением честной предвыборной кампании?
Думаю, это была игра с нулевой ставкой. Никто не ожидал, что вотум недоверия будет поддержан
Мэдэлин Некшуцу: С первого дня своего назначения роль правительства Кику заключалась лишь в удержании власти социалистов до президентской кампании. Это правительство, принесенное в жертву, как говорят по-румынски. Это правительство, которое должно служить интересам президента Игоря Додона, который хочет получить второй президентский мандат. Поэтому оно сделает все, что от него потребует Партия социалистов и президент.
Они пытаются внести изменения в Кодекс о выборах, в статью о международных наблюдателях, в отношении которых планируются ввести определенные ограничения по мониторингу электорального процесса. Это и ограниченный доступ к спискам, и отчеты, которые нельзя будет готовить. Вообще, речь идет о многих аспектах Кодекса о выборах, которые вызывают серьезные вопросы относительно планов правительства и президента по организации свободных и демократических выборов.
Мы видели позицию молдавского посла в Москве, который выступил на днях с очень интересной декларацией о внесении в Конституцию Республики Молдова изменений, подобных тем, что были внесены в России. И мы опять видим целую серию центробежных движений, заставляющих задуматься о том, что могло бы произойти на грядущих президентских выборах с точки зрения их корректности.
Свободная Европа: Короткий вопрос: кто выиграл, а кто проиграл в результате провала вотума недоверия?
Мэдэлин Некшуцу: Думаю, это была игра с нулевой ставкой. Никто не ожидал, что вотум недоверия будет поддержан. Оппозиция отметилась: проставлена галочка в виде политического акта по осуждению провальных действий правительства Кику во время кризиса.
С другой стороны, правительство Кику дало понять, что даже если вы и хотите, чтобы кабинет ушел, вы не сможете этого сделать до тех пор, пока не получите парламентского большинства. Показано, что у Кику еще есть поддержка для того, чтобы делать то, что он считает нужным в этот очень сложный для Республики Молдова период. В общем, я думаю, что это была игра с нулевой ставкой.