Парламентская оппозиция раскритиковала президента Игоря Додона в связи с его визитом на парад Победы в Москву, посчитав, что поездка лишь усилит изоляцию Республики Молдова на международном уровне. Исполнительный директор Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ в интервью Свободной Европе рассказывает о том, для чего глава государства поддерживает и развивает связи с Россией.
Свободная Европа: Президент Додон заявил, что для него стало большой честью принимать участие в военном параде в столице Российской Федерации вместе с несколькими другими руководителями государств. Горд президент и тем, что на Красной площади маршировали молдавские военнослужащие. А кто, на самом деле, кому пошло на пользу это его присутствие на московском параде — стране, главе государства — или же его электорату?
Виктор Кирилэ: В данном случае в выигрыше — г-н Додон, потому что он думает о своем политическом будущем и пытается использовать любое событие, чтобы воодушевить свой электорат, показать людям, что он — самый лучший для представления их интересов.
И, конечно, как еще это делать, если не пользоваться имиджем российского президента Путина, демонстрируя электорату, что он разделяет идеи президента Путина, что он близок к России и выступает за стратегическое партнерство, разделяет идеологию Российской Федерации и интересы, которые есть у России в нашем регионе.
Он, безусловно, мобилизует свой электорат, хотя я не думаю, что в результате у него увеличится количество избирателей. Люди все же понимают, что происходит, — а потому его отъезд на парад в то время, как Республика Молдова и общество едва справляются с COVID-19, вряд ли станет для него активом. И на грядущих выборах последует расплата...
Свободная Европа: Игорь Додон участвовал в параде, который проходил в российской столице, вместе с лидерами Абхазии и Южной Осетии — сепаратистских регионов Грузии. Как вы считаете, насколько было уместным присутствие президента Молдовы на подобном мероприятии, коль скоро наша страна не признала эти сепаратистские регионы [в качестве независимых государств]?
Виктор Кирилэ: Конечно, это нехорошо. И, конечно, из-за этого наши партнеры по Восточному партнерству, наши соседи — в особенности, Украина — опять получили негативный сигнал.
Возможно, выгоду извлек г-н Додон, но даже здесь у меня большие сомнения
Политики Додон и Кику сами себя изолируют — изолируют посредством проведения бездумной внешней политики, осуществления бездумных политических шагов, путем демонстрации собственной безоглядной сервильности по отношению к Российской Федерации, причем — вне всякой зависимости от существующих реалий как во всем регионе, так и в столицах сопредельных государств.
Впрочем, ничего экстраординарного от г-на Додона я и не ждал — г-н Додон целиком контролируется Российской Федерацией. А если еще подтвердятся и сведения о том, что его партия получала финансирование от Российской Федерацией... По этому поводу есть много информации и свидетельств — то чего еще мы можем ожидать от такого президента или от такой партии [Партии социалистов — ПРИМ.РЕД.]?..
Свободная Европа: И все же... За четыре года его пребывания на посту президента было свыше сотни визитов в Москву и встреч с Владимиром Путиным. А что получила Республика Молдова от диалога на высшем уровне с Российской Федерацией?
Виктор Кирилэ: Возможно, выгоду извлек г-н Додон, но даже здесь у меня большие сомнения — есть ли там польза... И я не думаю, что даже Россия довольна его поведением в прошлом году, а в особенности — действиями в последние месяцы.
Додон больше не в милости — ни в российской столице, ни в окружении Владимира Путина
Этот политик становится проблемой не только для Запада, не только для Республики Молдова, но и для самой Российской Федерации, потому что я не думаю, что Россия захочет вести спор с Западом из-за его персоны! Российская Федерация, со своей стороны, хочет сближения с Западом, а не отдаления от него — ей нужны инвестиции, нужны технологии, России необходимо избавляться от санкций... Г-н Додон и его премьер-министр Кику совершенно не вписываются в подобные планы.
...А Республика Молдова, безусловно, не получила ничего: экономические санкции все еще сохраняются, и хотя некоторые компании, возможно, и остались в выигрыше, все же, в целом, Республика Молдова по-прежнему не имеет доступа к свободной торговле с Российской Федерацией. Ряд изъятий, сделанных Российской Федерацией, остались в силе, и крупных инвестиций из России не пришло.
Российская Федерация по-прежнему относится к нам с подозрением, продолжает настаивать на статусе постоянного нейтралитета, который должен быть признан западными партнерами, хотя они и так его уважают.
У нас как раз несбалансированная, у нас хаотичная внешняя политика
За время президентского мандата г-на Додона Республика Молдова ничем не улучшила отношения с Российской Федерацией. Напротив, можно констатировать, что диалог стагнирует, а в последнее время даже наблюдается регрессия. Один тот факт, что г-н Додон во время московского парада находился далеко, очень далеко от президента Путина, свидетельствует о том, что он больше не в милости — ни в российской столице, ни, в особенности, в окружении президента Владимира Путина.
Свободная Европа: У нас — год электоральный, и президентские выборы назначены на 1 ноября. Может ли российский фактор участвовать в этой кампании?
Виктор Кирилэ: Не исключено, что могут поступить новые предложения о финансовой помощи, о новом кредитном соглашении, но я думаю, что на этот раз Российская Федерация будет все очень тщательно взвешивать — и внимательно наблюдать за внутренними политическими эволюциями.
Последние опросы показывают, что рейтинг президента Додона снижается, и если ситуация в Молдове продолжит ухудшаться — я имею в виду и пандемию, и углубление социально-экономического кризиса, и политический кризис — боюсь, что Российская Федерация будет готова пожертвовать Додоном, отыщет ему замену — и найдет нового кандидата.
Потому что и предстоящие досрочные выборы [парламента] не сильно-то изменят политическую сцену в Кишиневе. Партия социалистов — нравится нам это или нет — останется влиятельной политической силой и в будущем парламенте. Однако, боюсь, что именно Додон окажется препятствием для формирования возможных правящих коалиций. А потому я думаю, что Российская Федерация принесет его жертву.
Свободная Европа: Но ведь Игорь Додон настаивает на проведении сбалансированной внешней политики, — хотя все чаще и чаще мы слышим о том, что Молдова изолирует себя — или, говоря конкретнее, что некоторые политики заинтересованы в подобной изоляции страны от Запада. Как вы оцениваете «сбалансированную внешнюю политику», которую он хотел продвигать — и почему Игорю Додону это сделать не удалось?
Виктор Кирилэ: Любая внешняя политика, и особенно в случае Республики Молдова, должна быть сбалансированной. Мы не можем позволить себе перекосы по отношению к главным игрокам в международных и региональных отношениях, мы должны работать и ними — и продвигать собственные интересы. Проблема состоит в том, что «сбалансированная политика», продвигаемая Додоном, не внушает доверия. Эта «сбалансированность» направлена против Запада, против Евросоюза, и оно предельно неустойчивое. Таким образом продвигаются интересы Российской Федерации, и потому мы и оказались именно там, где мы находимся...
МИД не может контролировать ни заявления президента Додона, ни выступления главы правительства г-на Кику
У нас как раз несбалансированная, у нас хаотичная внешняя политика по отношению ко всем игрокам в регионе, к партнерам Европе, а в особенности — по отношению к нашим соседям! Это связано с тем, что нет четко сформулированных целей, с тем, что не учитывается региональный контекст. Не принимается в расчет тот факт, что в нашем случае (хотя сейчас это стало универсальным рецептом!..) любая внешняя политика должна базироваться на четком наборе принципов и ценностей, которые разделяет Республика Молдова. Но, как я уже говорил, четких целей нет.
Первая конкретная цель, которую Республика Молдова должна достичь посредством проведения своей внешней политики, заключается в укреплении безопасности страны. С тем, чтобы Молдова могла развивать экономику, социальную сферу и общественный сектор, чтобы страна могла стабилизировать политическую систему и заниматься реформами.
Вторая цель, которой обязана следовать Республика Молдова, — это понимание того, какое государство мы хотим построить. В Конституции и в Декларации о независимости мы четко заявили, что хотим выстроить демократическое государство, европейское государство, страну с либеральной экономикой, интегрированной в мировую экономику. И вот с учетом вышеуказанных ориентиров и должна проводиться внешняя политика. Ну, а поскольку у нашей внешней политики подобных целей нет, потому она не просто не сбалансирована, а хаотична.
В результате это ведет к конфликтам, потому что министерство иностранных дел не может контролировать ни заявления президента Додона, ни выступления главы правительства г-на Кику. Отсутствие координации в месседжах и действиях, в конечном итоге, приводит нас к тупику в отношениях с основными европейскими партнерами. А ведь именно они должны нам помочь в достижении нескольких целей — в укреплении безопасности и трансформации Республики Молдова в подлинно демократическое европейское государство.