Linkuri accesibilitate

«Урок демократии» и «работа над ошибками» – об итогах выборов в Турции


В Турции подводят итоги досрочных выборов президента и парламента. Официально результаты будут оглашены 5 июля, но уже сейчас, после подсчета 99,1% голосов, председатель Высшего избирательного совета Сади Гювен подтвердил, что уже в первом туре победил действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган. У него 52,5% голосов. Его основной соперник Муаррем Индже, кандидат от кемалистской Республиканской Народной партии, получил около 31%. Явка на выборах составила 88,2%.

Остальные кандидаты получили более скромные результаты: лидер прокурдской Демократической партии народов Селахаттин Демирташ (сидит в тюрьме с ноября 2016 года) – 8,4% голосов. Лидер созданной всего полгода назад Хорошей партии Мерал Акшенер пришла четвертой – у нее 7,3%. Замыкает пятерку Темель Карамоллаоглу, лидер Партии счастья, - у него менее 1%.

Что касается парламентских выборов, там у Эрдогана снова успех, но более скромный – его Партия справедливости и развития получила первое место и 42,5% голосов, то есть абсолютного большинства нет. Но поскольку она вступила в предвыборный блок с крайне правой Партией националистического действия (11,1%), в сумме у «Народного блока» 53,6%, что достаточно для назначения своих людей в органы власти.

Оппозиционный «Национальный блок» в составе кемалистов (Республиканская Народная партия, 22,7%), националистов (Хорошая партия, 10%) и умеренных консерваторов (Партия счастья, 1,35% - не проходит, но идет в блоке) получает почти 34% голосов. Важно, что в парламент прошла Демократическая партия народов, лояльная курдам (собственно, в руководстве и есть курды), у нее 11,7% голосов. Это, по сути, мощная третья сила, не желающая блокироваться с «чисто турецкими» партиями.

В абсолютных цифрах парламентский расклад выглядит так: в 600-местном парламенте у ПСР 295 мандатов, у ПНД – 49 мест. Вместе у них 344 мандата, то есть абсолютное большинство, но никто не может гарантировать вечности этого блока. У кемалистов 146 мест, у «хорошистов» - 43, вместе 189 депутатов. Наконец, у курдов 67 мест. Если бы они не преодолели 10%-ный барьер, эти 60 с лишним мандатов, скорее всего, оказались бы у партии Эрдогана, который как раз получил бы абсолютное большинство и без крайних националистов.

Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на турецкие СМИ, Муаррем Индже признал свое поражение и призвал Эрдогана быть «президентом всех турок» и «представлять интересы всех 80 млн.» граждан Турции. «Мы будем продолжать нашу борьбу до того момента, пока Турция не станет страной для каждого», - сказал главный оппозиционер. ЦИК, в свою очередь, заявил, что никаких обращений с целью оспорить итоги выборов не было.

Сам Эрдоган уже в воскресенье вечером, когда его победа стала очевидной, в обращении к нации сказал, что турецкий народ «преподал урок демократии всему миру». «Эрдоган выполнил главную задачу: его харизма и имидж «защитника нации» оказались сильнее, чем экономический кризис и инфляция. Оппозиции не помогла предельная мобилизация и многотысячные митинги», – констатирует президент Центра политических технологий Борис Макаренко на сайте Политком.

Турецкий лидер пообещал сделать «работу над ошибками» в свой предстоящий президентский срок. «С завтрашнего дня мы приступим к работе для того, чтобы сдержать обещания, которые мы дали нашей нации (...) Определившись с министрами и аппаратом, мы примемся работать ночью и днем, выполним все свои обязательства и станем примером всему миру», - цитирует Эрдогана «Лента», ссылаясь на издание Hürriyet Daily News.

Между тем, собеседники газеты «Коммерсант» в Анкаре выражают уверенность в том, что Эрдоган использует новый президентский мандат как основу для еще более решительных действий. «…Несмотря на нарастающие экономические проблемы и накопившуюся в обществе усталость от несменяемости власти, президенту Эрдогану и его соратникам удалось внушить избирателям, что нынешнему курсу нет альтернативы. Для мобилизации избирателей власти прибегли к националистическим лозунгам и кампании по изобличению внешних врагов», - пишет «Ъ», обобщая мнения своих собеседников в Турции.

По мнению бывшего министра иностранных дел Турции и одного из основателей Партии справедливости и развития Яшара Якыша, стране нужна более спокойная внешняя политика. «Отношения Турции с Евросоюзом очень плохие. Турция без необходимости использует высокомерную риторику с США, - рассказал «Ъ» господин Якыш. – Я сорок лет находился на дипломатической службе, и ту дипломатию, которую сейчас использует власть, можно назвать «мегафонной». Это когда вы говорите, но не слушаете, что говорит другая сторона».

Так это или нет, на данный момент уже несущественно – победителя не судят. С другой стороны, в турецкой экономике действительно непростая ситуация, а региональные проблемы плюс плохие отношения с Европой и Израилем никуда не ушли. Эрдоган решил взвалить на себя нелегкое бремя – время покажет, не ошиблись ли турецкие избиратели 24 июня 2018 года.

Читайте также:

Турция на распутье. Риски и шансы для Эрдогана. Часть 1 / Часть 2

Большой ракетный торг Эрдогана

Уж в кресло невтерпёж, или Куй железо, не отходя от кассы

Дать газу. Турция теряет позиции в Восточном Средиземноморье

Эхо Лозанны или предвестник Севра? О новом греко-турецком конфликте

Такой далекий Ближний Восток. Турция ссорится со всеми

Бесплатный Африн в сирийской мышеловке. Часть 1 / Часть 2

Итоги 2017 года. Черные тучи над Белым дворцом. Часть 1 / Часть 2

Мишени, визы, лиры. Турция и США продолжают ссориться. Часть 1 / Часть 2

Россия и Турция объединяют усилия против Атлантики? Часть 1 / Часть 2

«Новая Турция»: закат демократии и сильной экономики

Новый турецкий курс – дрейф или блеф?

Пиррова победа падишаха, или Вторая смерть Кемаля. Часть 1 / Часть 2

На пути к султанату. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

XS
SM
MD
LG