Виктор Кирилэ: «Решение приднестровской проблемы сейчас не приоритет ни для Москвы, ни для Кишинева»

Виктор Кирилэ

Глава Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ— о визите в Республику Молдова заместителя руководителя администрации президента России Дмитрия Козака, о возможной встрече Майи Санду и Владимира Путина, о выводе войск из приднестровского региона, а также о дальнейшем развитии молдавско-российских отношений.

Свободная Европа: Насколько, по-вашему, потеплели отношения между Кишиневом и Москвой — после почти двухчасовой встречи российского вице-премьера Дмитрия Козака и президента Майи Санду, в которой принимали участие и глава молдавской дипломатии Нику Попеску, и вице-премьер по реинтеграции г-н Кульминский? Разморожен ли диалог?

Заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак на встрече с президентом Республики Молдова Майей Санду, Кишинев, 11 августа, 2021

Виктор Кирилэ: В данный момент об этом говорить трудно, посмотрим на дальнейшие события, однако, я думаю, что г-н Козак приехал в Кишинев не зря. Тот факт, что его так быстро приняла г-жа Майя Санду, эта открытость со стороны Кишинева показывает, что Кишинев очень заинтересован начать диалог. В то же время, то, что г-н Козак приехал всего через несколько дней после утверждения нового правительства, показывает, что такой же большой интерес в отношении диалога с Кишиневом есть и в Москве, в Кремле.

Таким образом, обе стороны заинтересованы в возобновлении диалога — и на высшем уровне, и на уровне министерств и ведомств. Несомненно, все будет зависеть от возможной встречи г-жи Майи Санду и президента Путина. Рискну предположить, что визит г-на Козака связан и с этой вероятной встречей, которая может произойти в ближайшее время.

Свободная Европа: В 2019 году готовилась встреча Майи Санду, которая тогда возглавляла правительство Республики Молдова, с лидером Кремля Владимиром Путиным.

Виктор Кирилэ: Это так, но сейчас совершенно другой политический контекст. Майя Санду — президент Республики Молдова, глава государства, у нас есть пропрезидентское правительство, полностью поддерживающее ее повестку дня. Ясно, что у Москвы теперь совершенно иная точка зрения в отношении Кишинева, и заинтересованность намного выше, чем было в 2019 году.

Политические силы, которые тогда представляли интересы Москвы в Кишиневе, сейчас находятся в оппозиции, и даже в оппозиции они не очень уверенно себя чувствуют, — как некая ложка дегтя... Думаю, Москва очень заинтересована в проявлении уважения к интересам этих сил.

Есть программа реформ, которую будет реализовывать г-жа Майя Санду и нынешнее правительство, есть интересы, которые Москва хотела бы сохранить в Кишиневе. Вот почему я считаю, что г-н Козак приехал в Кишинев не только для подготовки визита, но и для того, чтобы высказать более четкое видение условий возобновления диалога, условий для развития этого диалога, условий соблюдения интересов Кремля в Республике Молдова.

Я считаю, что это был некий проверочный визит, хотя, в то же время, он был нужен для того, чтобы представить четкие месседжи относительно условий развития диалога и достижения целей, обозначенных г-жой Санду и правительством во главе с г-жой Гаврилицей.

Свободная Европа: Спецпредставитель Владимира Путина — г-н Козак — выступил с краткими заявлениями сразу же после встречи с Майей Санду, он отметил, что стороны договорились обсуждать вопросы, представляющие взаимный интерес, что переговоры будут конструктивными и доброжелательными, что Россия предлагает поддержку в разрешении приднестровского конфликта, и даже что Россия была бы заинтересована в ликвидации боеприпасов, складированных на левом берегу Днестра. Это значит, что на встрече отдельно обсуждалась и приднестровская проблема?

Я не верю, что сейчас Москва заинтересована в окончательном решении приднестровского вопроса, что у нее нет геополитических интересов.

Виктор Кирилэ: Без сомнения, стороны обсуждали и эту тему, но не думаю, что они продвинулись далеко вперед. Вероятно, они говорили о продвижении диалога между обоими берегами, между Тирасполем и Кишиневом, о мерах доверия, об экономическом сотрудничестве, и т.д.

Свободная Европа: Как вы думаете, будет ли Москва продвигать план федерализации Республики Молдова, аналогичный плану 2003 года? Быть может, без использования слова «федерализация»?

Виктор Кирилэ: Россия никогда и не отказывалась от этого плана, Россия просто ждет подходящего момента, чтобы его реализовать, с определенными поправками, — но Россия никогда от этого не отказывалась.

Я не верю, что сейчас Москва заинтересована в окончательном решении приднестровского вопроса, что у нее нет геополитических интересов. Также я не верю, что Москва увидела подходящего ей для решения приднестровской проблемы партнера в Кишиневе, который будет занят защитой ее интересов.

Таким образом, решение приднестровской проблемы в настоящее время не является приоритетом ни для Москвы, ни для Кишинева.

Ни одна из сторон не видит решения приднестровской проблемы в сжатые сроки

Как показывает программа реинтеграции, акцент будет сделан на внутренние реформы, — чтобы правый берег Днестра стал более привлекательным для левого берега, для приднестровского региона и проживающих там граждан. Я считаю, что у сторон есть определенное пространство для маневров, и что ни одна из сторон не видит решения приднестровской проблемы в сжатые сроки. Сперва необходимо решить другие проблемы.

Свободная Европа: Обсуждали ли стороны вопрос ликвидации боеприпасов на складе в Кобасне?

Виктор Кирилэ: Очевидно! Боеприпасы давно просрочены, и они действительно представляют опасность для всего региона. Россия это прекрасно понимает, знает, что эту проблему необходимо решать, иначе может случиться катастрофа. И кого тогда винить?

Несомненно, ответственность на стороне России, а масштаб катастрофы будет не только локальным, но и региональным.

Вот почему я считаю, что у России особый интерес к сокращению имеющегося там военного арсенала. Не знаю, готова ли Россия ликвидировать там все, — но, несомненно, есть интерес к значительному сокращению объемов вооружений, с истекшим сроком хранения. С этой точки зрения не вижу ничего удивительного в позиции Российской Федерации.

Впрочем, я ничего не услышал о выводе российских войск из приднестровского региона — или о преобразовании миротворческой миссии в гражданскую.

Свободная Европа: Россия плохо отреагировала, услышав подобные заявления со стороны нового правительства в Кишиневе.

Виктор Кирилэ: Совершенно верно. И надо отметить, что Кишинев немного смягчил тональность по поводу этих вопросов — о выводе войск и преобразовании миротворческой миссии в гражданскую.

Свободная Европа: А чем это можно объяснить? Не хотят огорчать россиян?

Виктор Кирилэ: Смысл состоит в том, что мы хотим диалога с Российской Федерацией, мы хотим возобновления экономических отношений, мы хотим решить ряд проблем, которые затрагивают наших граждан, работающих или временно проживающих в Российской Федерации.

Свободная Европа: Но все правительства за все тридцать лет независимости призывали Россию вывести свою армию!.. Вы думаете, что этого вопроса в двусторонней повестке Кишинева и Москвы больше не будет?

Нынешняя миротворческая миссия больше не отвечает реалиям, и она никоим образом не способствует процессу реинтеграции и укреплению мер доверия.

Виктор Кирилэ: Думаю, будет. Даже если эти две темы не прописаны четко в программе правления, — все равно, насколько мне известно, эта тема фигурирует в дипломатической повестке дня и обсуждается на двустороннем и многостороннем уровнях, вопрос не испарился, проблема обсуждается.

Также Кишинев продолжает продвигать идею о преобразовании миротворческой миссии в гражданскую, чтобы помочь процессу реинтеграции, продвижению мер по укреплению доверия.

Нынешняя миротворческая миссия больше не отвечает реалиям, и она никоим образом не способствует процессу реинтеграции и укреплению мер доверия. Это необходимо объяснить и России, и нашим западным партнерам. Но, повторяю, даже если вопрос не звучит четко, он явно есть в дипломатической повестке, и этим вопросом будут заниматься и далее.

ИНТЕРВЬЮ Алексей Тулбуре: «Кремль ищет новых партнеров»

Свободная Европа: До сих пор диалог с Российской Федерацией был, так сказать, монополизирован рядом политиков, которые сегодня очутились в оппозиции. Как вы считаете, Россия больше не будет им выказывать симпатии?

Виктор Кирилэ: Напротив, я считаю, что Российская Федерация от них не откажется. Путин не из тех, кто отказывается от своих сателлитов, и он несколько раз показывал, что он защищает своих сателлитов, вне зависимости от того, что мы о них думаем.

Россия не бросает своих сателлитов — и не бросит Додона, Воронина и возглавляемые ими партии.

Он сделает все возможное, чтобы защитить интересы Партии социалистов и Партии коммунистов в Республике Молдова. Более того, он постарается защитить и свои интересы. Мы хорошо знаем, что Партия социалистов получала во время избирательной кампании сомнительное внешнее финансирование, и эти вопросы никуда не делись, — к ним, вероятно, еще вернутся. Поэтому я считаю, что Россия сделает все возможное, чтобы каким-либо образом защитить Партию социалистов от подобных скандалов. Правда, не знаю, насколько это удастся. Это довольно деликатный вопрос, который мы здесь, в Кишиневе, игнорируем, это деликатный вопрос между Кишиневом и Москвой. Думаю, это может создать в будущем некоторую напряженность, особенно по мере развития реформы судебной системы и прокуратуры.

Прокуратура начнет заниматься своим прямым делом, и, наверное, вернется к этой теме. Вот тогда мы и увидим реакцию Российской Федерации.

Российская Федерация не бросает своих сателлитов — и не бросит Додона, Воронина и возглавляемые ими партии. Так что, без сомнения, они будут продолжать отстаивать интересы РФ. Также эти партии зависят от медиа-среды, от русскоязычной прессы в Республике Молдова. И тут — вновь сфера, в которой наши власти намереваются навести порядок для обеспечения безопасности СМИ. И тут также может возникнуть напряженность. Есть несколько подводных камней, которые угрожают нормальному ведению нашего диалога с Российской Федерацией.

Свободная Европа: Звучат в Кишиневе и голоса из лагеря политических оппонентов Майи Санду, которые недовольны потеплением отношений между Кишиневом и Москвой.

Виктор Кирилэ: Кишинев не в состоянии играть роль тореадора в отношениях с Российской Федерацией. Нам нужен диалог с Россией, и отношения не надо обострять, потому что это повлияет на нашу внутреннюю стабильность. Впрочем, это не означает, что Республика Молдова должна отказываться от своих принципов, интересов, от своих целей во внешней и внутренней политике — ради диалога с Москвой. Не думаю, что г-жа Майя Санду и наша дипломатия на это пойдут.

Кишинев не в состоянии играть роль тореадора в отношениях с Москвой.

Нам нужны предсказуемые отношения с Российской Федерацией. Конечно, будет напряженность, конечно, будут проблемы, но эти проблемы существуют и сейчас, и они мгновенно не исчезнут. Одновременно нам нужна внешняя поддержка в реализации реформ, которые намерено провести нынешнее правительство.

Реформы необходимы для нашего развития как государства, необходимы для экономики нашей страны. Я думаю, что нам следует быть предсказуемыми партнерами, проводить встречи и на высшем уровне, и не только, чтобы решить проблемы и разрешить противоречия конструктивно и прагматично.

В то же время нам нужно быть реалистами. Надо реалистично формулировать цели. Для вывода российских войск нужно подготовить почву внутри страны, посредством проведения реформ, укрепления наших госинститутов, отношений с нашими внешними партнерами. Надо укреплять партнерство с Европейским союзом и США. Необходимо, чтобы Российская Федерация убедилась в том, что вывод войск и преобразование миротворческой миссии являются двумя ключевыми вопросами для развития и достижения прогресса в мирном урегулировании приднестровского конфликта.

Свободная Европа: Вероятно, стороны также обсуждали и вопросы энергетической безопасности. Срок действия соглашения по импорту российского газа истек, глава «Молдовагаз» предложил его продлить, и ходят слухи, что тарифы на газ могут вырасти. Что вы думаете об этом? Может, Россия будет настроена доброжелательно, и не станет требовать увеличения тарифов, с учетом появившейся альтернативы в поставках из Румынии?

Не думаю, что Республика Молдова может позволить себе рассчитывать на добрую волю Москвы.

Виктор Кирилэ: Добрая воля Москвы часто зависит от уступок со стороны Кишинева. И примеров тому хватает. Не думаю, что нам следует надеяться на добрую волю Москвы... Конечно, мы должны выдвигать свои аргументы, да и цена на природный газ зависит и от ситуации на мировом рынке нефти. Но теперь Республика Молдова не целиком зависит от импорта природного газа из Российской Федерации. Есть решения по импорту газа с Запада, из Румынии и из Украины.

Конечно, Москва будет использовать этот инструмент давления на Кишинев — я имею в виду вопрос продления контракта или проведения переговоров по новому соглашению, — чтобы получить уступки в других областях. Но, повторяю, я не думаю, что Республика Молдова может позволить себе рассчитывать на добрую волю Москвы. Без сомнения, это был бы неправильный вектор нашей дипломатии.

Свободная Европа: После победы прозападных партий Республика Молдова покинула сферу влияния Российской Федерации?

Мы все еще находимся в сфере влияния Российской Федерации

Виктор Кирилэ: Молдова не вышла из сферы влияния Российской Федерации. Мы намерены реализовать Соглашение об ассоциации с ЕС, провести реформы, приблизиться к Европейскому союзу, унифицировать стандарты, укреплять демократические ценности, но мы все еще находимся в сфере влияния Российской Федерации.

Иначе говоря, у Российской Федерации все еще есть важные рычаги, позволяющие удерживать нас в своей сфере влияния, говорим ли мы о зависимости от поставок газа, или об агентах влияния, продвигающих интересы РФ в Республике Молдова. Еще у нас есть Православная церковь, которая тоже является инструментом для продвижения интересов Российской Федерации. Есть у нас и политические партии, представляющие интересы Российской Федерации, есть крупные политические деятели, например, Додон и Воронин, есть целый ряд неправительственных организаций, занятых повесткой Российской Федерации.

Тут надо подчеркнуть, что значительная часть русскоязычных этнических меньшинств более восприимчива к месседжам Москвы, нежели к заявлениям Кишинева. К сожалению, значительная часть Республики Молдова находится в сфере влияния Российской Федерации... А чтобы из нее выйти, потребуются годы работы и годы реформ. В том числе, реформа правосудия, реформы в экономике.