Linkuri accesibilitate

Юлиан Кифу: «Молдова после двух мандатов Санду сможет подать заявку на вступление в ЕС»


Политолог Юлиан Кифу
Политолог Юлиан Кифу

Партия «Действие и солидарность» (PAS) по результатам досрочных выборов получила 63 из 101 мандата в парламенте Республики Молдова. О молдавских выборах размышляет румынский политолог Юлиан Кифу.

Свободная Европа: Что вы думаете о победе пропрезидентской партии «Действие и солидарность» на досрочных парламентских выборах?

Додон попытался спрятаться за Ворониным, надеясь скрыть тот факт, что сам-то он — самый презираемый политик в стране.

Юлиан Кифу: Это — хроники объявленной победы: все знали, что так все и будет, что итоги окажутся именно такими. А если вам нужны какие-то конкретные нюансы, то взгляните-ка на стратегию главного оппонента, избирательного блока коммунистов и социалистов. Для них выборы оказались плохи, но к тому они и шли, — после того, как Додон попытался спрятаться за Ворониным, надеясь скрыть тот факт, что сам-то он — самый презираемый политик в Республике Молдова. И это его звание подтвердили минувшие выборы, хотя он был титулован после того, как быстренько и вполне открыто занял место Плахотнюка.

Свободная Европа: Что значит — наиболее презираемый?

Юлиан Кифу: Самый ненавистный!.. Он спрятался за Ворониным, урвал 3–4%, которые взял бы Воронин, — но заплатил третью списка кандидатов. И это не считая внутренних проблем и скандала в кулуарах ПСРМ. Он проигрывает уже дважды!

Говоря про избирательную кампанию, надо отметить и стратегию удерживания позиций. Коммунисты, социалисты, пророссийски настроенные политики и весь сонм российских советников и политтехнологов, привезенных сюда, понимали, что они проигрывают. И они хотели уменьшить размеры поражения. А параллельно — взять ответственность за проигрыш на себя, обелить Додона. Что ж, и это не сработало!.. Если мы посмотрим на результаты, то 27 процентов — это поражение катастрофических масштабов.

А если убрать еще и проценты Партии коммунистов, то станет очевидно, что социалисты потеряли треть голосов, если сравнивать с их обычными показателями, без проведения кампании в СМИ. А ведь Россия вкладывает в пропаганду, в информационные войны внушительные средства.

Кстати, это означает отнюдь не только фейки, о которых постоянно говорят, тут инструментарий куда обширнее — что-то на виду, что-то скрыто, — вспомним материал Deutsche Welle... Впрочем, цель России состояла в том, чтобы не потерять столько, сколько она могла бы потерять. Волна недовольства против контрреформ Додона за четыре года накопилась колоссальная. Застой в экономике, блокирование инвестиций, все то безумие с приватизацией... И это не говоря уж о системе правосудия и об уровне коррупции.

Свободная Европа: Кого вы считаете проигравшим?

Юлиан Кифу: Вместе с Игорем Додоном — и так называемые карманные партии, у которых одной из задач стратегий было очернение Майи Санду, именно Майи Санду, а не ее партии. Они пробовали воздействовать на ряд кандидатов PAS, но Майя Санду была основной темой для информационной войны со стороны РФ, — вторым направлением была поддержка небольших партий, которые не в состоянии преодолеть избирательный порог.

Свободная Европа: Платформа DA получила менее трех процентов. Почему, как вы это объясняете?

Юлиан Кифу: Было очевидно, что Андрею Нэстасе следовало покинуть пост лидера партии после того, как он проиграл пост мэра Кишинева. Ему надо было уйти в отставку, передать эстафету руководства партии одному из своих коллег, обладающих электоральным потенциалом, — для стабилизации партии. Кроме того, его политика сводилась лишь к тому, чтобы быть против Майи Санду...

Да и его визиты в Бухарест, встречи с румынским премьером и министрами смысла не имели, потому что это — отношения по партийной линии. Платформа DA входит в ту же политическую семью, что и PNL, но поддержки у Платформы не было. С другой стороны, никто ничего и не говорил ему, — чтобы и его партия, и сам Андрей Нэстасе проиграл выборы по собственной глупости.

То же самое — и с Демократической партией, и с Канду, хоть он и не баллотировался, то же самое — и с Либерально-демократической партией. Политическое чутье Филата подсказало ему не участвовать в выборах, — и он заявил, что поддерживает Майю Санду.

Свободная Европа: Унионисты — AUR и PUN — тоже получили довольно скромные результаты, — они не набрали даже по одному проценту.

Юлиан Кифу: Действительно, там 0,4-0,5%...

Свободная Европа: И это несмотря на то, что идея Унири в Республике Молдова довольно популярна.

Юлиан Кифу: Поддержка унионистов в Республике Молдова находится где-то на уровне 30-35 процентов, не более, и молдавские унионисты проголосовали за Майю Санду. Это было естественно, это называется результативное голосование. С другой стороны, и PUN был не слишком заметен, не слишком вкладывался в кампанию, — ресурсов у них мало... И еще был AUR, который непопулярен и в Румынии, и здесь, судя по соцопросам.

Во-первых, не хватает личностей, а размахивание флагами — это очень устаревшая идея, всем она уже надоела, и, прежде всего, властям Бухареста. И в этом контексте искусственные конструкции в социальных сетях, желание противостоять, все подвергать сомнению, эта нигилистическая антисистемная формула и не могла здесь пользоваться успехом.

Что нужно PUN? Личности! Ряд политиков с именем у них уже есть, но им нужно больше ярких персон. А если смотреть на ситуацию в общем, то в последующий период не исключена переконфигурация некоторых нишевых партий, — но только если они поменяют своих ведущих игроков. Те были частью пропаганды, получали деньги для участия в выборах, отбирали голоса у Майи Санду...

Помните Национал-либеральную партию? Есть ли еще Виталия Павличенко, или кто там с нею был? Эта партия теоретически существует, но НЛП не имеет никакого отношения к нынешнему политическому спектру Республики Молдова.

Свободная Европа: А вот Ренато Усатый крайне разочарован. Он рискнул, создавая блок «Ренато Усатый», полагая, что с легкостью преодолеет 7-процентный барьер, но не достиг даже 5%.

Юлиан Кифу: Это так, но я бы сказал, что Ренато Усатый свою роль исполнил. В той же степени, в которой и другим финансируемым Москвой партиям пришлось отобрать голоса у Майи Санду. Ренато Усатый принес свои голоса в копилку Майи Санду во время президентских выборов, но эти голоса так и остались у Майи Санду.

Свободная Европа: А что насчет партии «Шор»? Вы их считаете проигравшими или победителями?

Юлиан Кифу: Это удивительно! Признаю, что я думал, что они наберут меньше пяти процентов, только их я не принимал в расчет. Партия «Шор» показала более высокий результат, чем стоило от них ожидать. Вероятно, они получили часть голосов, которые могли бы собрать социалисты. С другой стороны, нужно очень внимательно анализировать ситуацию в Оргееве, — те же социальные магазины, которые использовались как инструменты для скупки голосов.

Свободная Европа: За кого проголосовали нацменьшинства?

Юлиан Кифу: По-разному, в основном, это был геополитический выбор, но не только он. Я считаю, что голосование нацменьшинств оказалось сбалансированным.

Свободная Европа: Считается, что на этих досрочных парламентских выборах победила Майя Санду. Почему не ее команда? Ведь в парламент прошла партия «Действие и солидарность»?

Юлиан Кифу: Это правда, но это была имиджевая битва, и это была геополитическая битва — явное сражение между Западом, Румынией, Европой — и Россией. И вот еще что: как бы ни развивалась ситуация в Республике Молдова, вплоть до возможной Унири, — помните, что ситуация здесь всегда будет зависеть от геополитики. Иного не дано.

Несмотря на то, что и Запад, и Румыния в значительной степени отказались от разыгрывания этой карты, Россия активна, Россия играет здесь в геополитику. Это политика великой державы, политика силы. Следовательно, хотим мы того или нет, но любая стратегия должна учитывать существующие реалии.

Свободная Европа: И Москва предупреждает, что если молдавско-российское сотрудничество ухудшится, то главным вопросом в отношениях между Кишиневом и Москвой может стать приднестровское досье...

Юлиан Кифу: Что еще может делать Москва, кроме как угрожать?

Свободная Европа: Вот я и спрашиваю вас, чего ждать?

У Майи Санду сейчас просто нет времени начинать конфронтацию в отношениях с Москвой

Юлиан Кифу: Сейчас Москва угрожает. И Москва угрожает не только Республике Молдова, Москва угрожала Беларуси, Москва угрожает Грузии, угрожает Украине, угрожает Румынии, угрожает Западу, угрожает Соединенным Штатам — по поводу военных баз в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, как будто эти государства — владения России...

Свободная Европа: Но если Москва рассчитывает на плодотворное сотрудничество между Кремлем и Кишиневом, то что надо делать молдавским властям?

Юлиан Кифу: Да я и не думаю, что сотрудничество будет плохим. Прежде всего, потому, что у Республики Молдова, у Майи Санду сейчас так много дел, что просто нет времени начинать какую-то конфронтацию в отношениях с Москвой. На мой взгляд, прямо сейчас нужно решить несколько задач. Первое: взять всю полноту власти — парламент, правительство — и взять под контроль другие институты, которые в последнее время подвергались насмешкам — тут и Центральная избирательная комиссия, и Совет по телевидению и радио.

Отъезд молодых людей, бегство молодежи из страны, отток экспертов и рабочей силы стали угрозой национальной безопасности Республики Молдова.

Очень важным я считаю вопрос человеческих ресурсов, — кадровый ресурс в Республике Молдова представляет собой проблему. Отъезд молодых людей, бегство молодежи из страны, отъезд экспертов и рабочей силы становятся угрозой национальной безопасности Республики Молдова. И нет никаких мер, чтобы остановить этот процесс, — до сих пор занимались только стабилизацией.

Во-вторых, нужно сказать, что уровень зарплат тут очень низкий. Кто пойдет работать на государство так, чтоб не брать взяток, работать безупречно и неподкупно? Республика Молдова должна расти, в том числе, расти экономически, и у страны должны быть возможности платить гражданам...

Свободная Европа: Но вы считаете, что PAS должна взять на себя всю полноту власти?

Юлиан Кифу: Это совершенно очевидно! Иных вариантов попросту нет. Когда вы получили такой результат, такое большинство, — что, отказываться от него? Это означало бы уход от ответственности. Электорат никогда не согласится с тем, что нужно «маневрировать», чтобы получить еще три голоса, что надо «вести переговоры» — с теми, у кого нет программы, за которую люди бы проголосовали.

Кстати, вы меня спрашивали об Андрее Нэстасе. Что может быть более нелепым?! Вы не прошли в парламент, причем вы заранее знали, что не преодолеваете избирательного барьера, сигналов было предостаточно. И тут вы говорите, что готовы разделить власть?! Это из категории политических гэгов! Но подобные шутки выглядят весьма маргинально, — и такое поведение очень оторвано от реальности.

Свободная Европа: Игорь Додон пообещал, что оппозиция будет вести себя жестко.

Юлиан Кифу: Вполне нормально. Чего вы ждали? Чем меньше мандатов, тем больше адекватности, тем более жесткими можно быть, потому что больше ведь делать ему нечего, — вот, даже он становится полезным. Для власти хорошо иметь оппозицию, — но я бы хотел увидеть оппозицию — или, если хотите, критику и вне стен парламента...

Свободная Европа: Будет ли блок коммунистов и социалистов нерушимым?

Юлиан Кифу: Пока слишком рано об этом говорить. Были и такие спекуляции, мол, 80-летний Владимир Воронин уходит в отставку в качестве депутата парламента... Думаю, он счастлив, что ему удалось провести коммунистов в парламент с помощью этого мезальянса, ведь иначе его партии было бы предельно сложно когда-либо преодолеть избирательный порог.

Свободная Европа: Станет ли приднестровское урегулирование одним из приоритетов будущего правительства?

Юлиан Кифу: Не думаю, что на данный момент есть вероятность каких-то прорывов или серьезных изменений. Я считаю, что необходимо найти формулу modus vivendi и согласовать вопросы, о которых уже говорила Майя Санду, включая вывод российских войск и вывоз вооружений.

Очень важно возобновление хороших отношений с Украиной. В этом и состоит большая разница: вы спрашивали меня о России, о том, что Россия может сделать. Так вот, Россия не может делать то, что она делала в Абхазии и Южной Осетии, потому что нет общей границы. Но есть Украина, у которой свои проблемы, которая усвоила урок... Все пункты пограничного контроля должны быть взяты под контроль! Должен осуществляться совместный контроль, должна быть начата серьезная борьба с коррупцией и с контрабандой.

Свободная Европа: Хорошие отношения с Западом и выполнение положений Соглашения об ассоциации будут означать, что в Брюсселе может появиться четкая перспектива европейской интеграции для Республики Молдова?

Нынешней власти придется компенсировать все то, что испортил Игорь Додон.

Юлиан Кифу: Возможно, но не забывайте, что у нас есть две проблемы. Во-первых, была контрреформа, и нынешней власти придется компенсировать все то, что испортил Игорь Додон. Во-вторых, борьба с коррупцией. Юстиция и коррупция — обычно на это уходит весь мандат.

Но я считаю, что Молдова после двух президентских мандатов Майи Санду сможет, наконец, подать заявку на членство в Евросоюзе.

XS
SM
MD
LG