Кто собрался в ВСП | Адвокат с наследством, прокурор, который судится с Молдовой в ЕСПЧ, и адвокат с квартирой на деньги сестры

Кандидаты в судьи Высшей судебной палаты. Слева направо: Алена Чокану, Ирина Якуб, Ион Тецку.

Трем кандидатам в судьи Высшей судебной палаты пришлось объяснять комиссии «vetting», как они экономят на еде, откуда у их родственников деньги, и почему они не согласны с подсчетами экспертов. Рассказываем, как прошли собеседования адвокатов Алены Чокану и Ирины Якуб и прокурора Иона Тецку.

Кандидаты в судьи Высшей судебной палаты (ВСП) проходят специальную проверку финансовой и этической неподкупности «vetting». По плану властей новую ВСП сформируют из 11 судей и 9 юристов. Комиссия может получать информацию о кандидатах от налоговой службы, таможни, банков и правоохранительных органов. Возникшие вопросы обсуждают во время публичного интервью, а те, кто получит положительное заключение комиссии, смогут стать судьями ВСП. Решения о назначении примет Высший совет магистратуры (ВСМ).

Адвокат Алена Чокану: наследство отца и автомобиль за 60 тыс. леев

Члены комиссии «vetting» провели собеседование с адвокатом Аленой Чокану 16 января, оно продлилось почти полтора часа. По подсчетам комиссии, у кандидата могли быть «необоснованные доходы» с 2011 по 2022 год. Например, они выяснили, что Алена Чокану получила в наследство от отца около 150 тыс. леев. Они сомневаются, мог ли он оставить такое наследство, если по их подсчетам эта сумма – 64% его доходов.

Алена Чокану считает, что у ее отца было достаточно средств, чтобы накопить такую сумму. Адвокат рассказала, что он работал автоинструктором даже после того, как вышел на пенсию, к тому же незадолго до смерти продал мебель, автомобили и музыкальные инструменты. Чокану подчеркнула, что отец оставил ей деньги, чтобы она организовала его похороны.

Кандидат не согласилась с подсчетами комиссии, согласно которым, у нее могли быть «необоснованные доходы». Она утверждает, что с 2010 года ежегодно откладывала деньги, но точных цифр не может назвать, потому что не вела строгий учет. Алена Чокану отметила, что у ее бывшего мужа также был доход, но она не знает деталей, поскольку они развелись. «Я не проверяла его деньги, у меня и нет такой возможности», — подчеркнула она.

Другой темой для обсуждений стало наследство, которое получил муж кандидата. Она предоставила комиссии заявление свекрови, которая сообщила, что ее муж оставил двум сыновьям около 150 тыс. леев.

Также члены комиссии поинтересовались, как ей удалось купить в 2021 году автомобиль Renault Captur за 60 тыс. леев, хотя по данным таможенной службы он должен был стоить 85 тыс. леев, а таможенная пошлина за него составила 21 тыс. леев. Алена Чокану рассказала, что таможенными процедурами занимался продавец. По ее словам, он может под свою ответственность подтвердить, что продал ей автомобиль за 60 тыс. леев. Чокану считает, что таможенники не учли то, что автомобиль находился в плохом состоянии. Она добавила, что у нее «не было никакого интереса» занижать цену.

Прокурор Ион Тецку: Продукты от родителей и обращение в ЕСПЧ

Члены комиссии «vetting» провели собеседование с прокурором Ионом Тецку 17 января. По их подсчетам, у кандидата могли быть «необъяснимые доходы» в 2021 и 2022 году. Кандидат объяснил, что, отправляя комиссии декларацию о доходах за последние пять лет, не сразу вспомнил о сбережениях. После уточняющих вопросов комиссии он сделал дополнительные расчёты и уведомил комиссию, что у него были сбережения 205 тыс. леев. Из них около 96 тыс. леев – это сбережения прошлых лет, а 60 тыс. леев от родственника, который вернул ему долг, взятый в 2019 году.

Прокурор не согласился с подсчетами комиссии о том, сколько денег он должен был тратить на продукты питания. По словам Тецку, у него нет собственного жилья, поэтому он вынужден был экономить. Кандидат утверждает, что не позволял себе питаться в заведениях, а продукты питания получал от родителей, которые живут в Теленештском районе.

«По-моему, комиссия не должна опираться на идею, что все продукты нужно покупать. Если бы я придерживался этой идеи, мне пришлось бы покинуть систему и уехать [на заработки]», – cказал он.

Еще серия вопросов была связана с обращением кандидата в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ион Тецку рассказал, что работает на госслужбе 23 года, но государство не обеспечило его служебным жильем. Прокурор отметил, что исчерпал все способы добиться справедливости в Молдове и поэтому обратился в ЕСПЧ. «Государство обязано обеспечить меня служебной квартирой. Я не прошу, чтобы мне передали ее в собственность», – рассказал кандидат.

Также члены комиссии поинтересовались для чего кандидат взял в банках два кредита в 2021 году (на 300 тыс. леев и 60 тыс. леев). Прокурор рассказал, что пытался купить квартиру, но сделка не состоялась, поэтому, он решил потратить эти деньги на покупку автомобиля, за который заплатил около 370 тыс. леев.

В 2013–2016 году прокурор не указал в декларациях о доходах денежные переводы от родственников жены. По словам кандидата, жена ему не сообщала об этих переводах, а после того, как это выяснилось, он исправил декларации.

Еще блок вопросов был связан с автомобилем Mercedes Benz, который сестра прокурора купила в 2015 году будучи студенткой. Члены комиссии выяснили, что она заплатила за автомобиль 6 тыс. евро, хотя похожие машины стоили около 10 тыс. евро. Ион Тецку рассказал, что с покупкой автомобиля сестре помогал его брат и деталей он не знает. Прокурор отметил, что указывал автомобиль в декларациях, потому что они с женой пользовались им по необходимости.

Адвокат Ирина Якуб: Помощь родителей мужа и 15 тыс. евро от сестры

Собеседование с адвокатом Ириной Якуб состоялось 17 января и продлилось около часа. Основной блок вопросов касался покупки квартиры в 2020 году. По подсчетам комиссии, у семьи Ирины Якуб не хватало денег на покупку недвижимости. Адвокат рассказала, что ей понадобилась квартира, потому что она попала в «сложные обстоятельства» после развода с мужем. Большую часть денег – 15 тыс. евро на покупку квартиры ей одолжила сестра по просьбе матери, еще 5 тыс. евро – сбережения родителей, 2 тыс. евро – мать Ирины Якуб взяла в долг, а еще 3 тыс. – взяла в долг сама кандидат.

Ирина Якуб рассказала, что квартиру изначально купили родители, чтобы ей не пришлось делить ее с мужем во время развода. Через несколько месяцев мать оформила на нее дарственную. У членов комиссии возникли сомнения, могла ли ее сестра столько заработать. Адвокат заверила их, что у сестры есть румынский паспорт, по которому она ездит на заработки. Она подчеркнула, что только в 2016 году ее сестра заработала 12 тыс. евро. Также члены комиссии поинтересовались почему сестра одолжила ей деньги, но не выдвинула никаких условий их возвращения. Кандидат рассказала, что пообещала, что начнет возвращать долг, когда ее дети устроятся на работу. «В худшем случае я уеду за рубеж и буду зарабатывать там», – сказала она.

Другой блок вопросов касался расходов семьи кандидата в 2011–2014 годах. По подсчетам комиссии, расходы могли превысить доходы примерно на 50%. Ирина Якуб рассказала, что в 2011 году ее супруг уволился и они с детьми вынуждены были переехать к свекрам, у которых большое хозяйство. Также она не согласилась с расчетами, которые основаны на данных Нацбюро статистики. Кандидат подчеркнула, что в структуру трат НБС входит отпуск, который она себе не позволяла и покупка мебели, которую ей некуда было покупать. «Если мой доход 5 тыс. леев, я не могу жить на 10 тыс. леев, которые прогнозирует статистика», – подчеркнула она.