Антикоррупционные коллегии вместо суда. Как депутаты обсудили с судьями инициативу Майи Санду

Депутаты провели публичные слушания после того, как Майя Санду рекомендовала ускорить создание Антикоррупционного суда.

В Молдове могут отказаться от идеи создать Антикоррупционный суд, на которой настаивает президент Майя Санду. Вместо этого, представители судебной системы предлагают ввести специальные коллегии при суде Кишинева и Апелляционной палате. Депутаты учли их мнение.

27 ноября в парламенте прошли слушания о создании судебной инстанции, которая будет рассматривать дела о «большой коррупции» в приоритетном порядке. Разработанный в администрации президента проект «О создании Антикоррупционной судебной системы» приняли в первом чтении в прошлом году и больше к нему не возвращались. После президентских выборов Майя Санду созвала Высший совет безопасности (ВСБ), на котором обсудили политическую коррупцию. После этого она заявила, что ВСБ рекомендует ускорить создание Антикоррупционного суда.

Глава юридической комиссии парламента, депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Вероника Рошка объяснила, что проект отложили по просьбе представителей судебной системы. Те предложили сначала проанализировать, какие результаты показали специализированные судьи из суда Буюкан, которым в феврале 2023 года поручили рассматривать дела о коррупции и освободили от остальной работы.

Один из этих судей Еуджен Бешеля рассказал, что благодаря нововведению дела стали рассматривать быстрее. По его словам, одно дело находилось в суде пять лет, а коллегия специализированных судей вынесла по нему решение за несколько месяцев.

Вероника Рошка рассказала, что члены юркомиссии планируют провести еще одни слушания по этому законопроекту 3 декабря, и принять его в окончательном чтении до конца года.

Коллегии вместо суда

... так Молдова избежит «создания параллельной судебной системы»

Вместо отдельного Антикоррупционного суда депутаты планируют создать коллегию из 15 судей при суде Кишинева. Еще шесть судей будут работать при Апелляционной палате Кишинёва. И.о. главы суда Кишинева Ливия Митрофан поприветствовала этот шаг, отметив, что так Молдова избежит «создания параллельной судебной системы». Также участники слушаний положительно оценили, что депутаты отказались от идеи назначать в антикоррупционные коллегии юристов, у которых нет опыта работы судьями.

Участники слушаний не пришли к единому мнению, как будут назначать судей в эти коллегии. В изначальном варианте проекта предполагалось, что предварительный отбор будет проводить специальная комиссия из национальных и международных экспертов. Венецианская комиссия считает, что отбор и назначение можно поручить Высшему совету магистратуры (ВСМ). С этим согласились и депутаты парламента. В свою очередь, член ВСМ Александр Постикэ отметил, что у Совета недостаточно ресурсов, чтобы проверить кандидатов, с точки зрения этической и финансовой неподкупности.

Какие дела будут рассматривать антикоррупционные коллегии

Участники слушаний также обсудили, какие дела должны рассматривать антикоррупционные коллегии. В изначальном проекте речь шла о делах, которые вела Антикоррупционная прокуратура и случаях, когда Национальный орган неподкупности запрашивает конфискацию имущества.

... есть риск того, что у судей из антикоррупционной коллегии будет мало работы

Ливия Митрофан рассказала, что за последние 10 месяцев Антикоррупционная прокуратура передала в суд всего 37 уголовных дел. Она предложила передавать антикоррупционной коллегии и дела, которые ведет Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам. И.о. главы Апелляционной палаты Геннадий Мыра, также считает, что есть риск того, что у судей из антикоррупционной коллегии будет мало работы, а те, кто рассматривают остальные уголовные дела, будут перегружены работой.

Представители минюста и Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) предложили, чтобы антикоррупционной коллегии передавали и те дела, которые касаются электоральной коррупции. Они рассказали, что сейчас часть таких дел ведет Антикоррупционная прокуратура, а другую часть – НЦБК и обычные прокуратуры.

Вероника Рошка отметила, что опыт других стран показывает, что, если поручить антикоррупционной коллегии рассматривать слишком много типов преступлений, это может заблокировать работу инстанции.

Сколько могут платить судьям из антикоррупционных коллегий

Также, депутаты пока не решили, какую зарплату будут платить судьям из антикоррупционных коллегий. Александр Постикэ отметил, что все судьи давно ждут повышения зарплат. «Думаю, ни одному судье не хватает зарплаты, с учетом объема работы и экономической ситуации в стране» – отметил он.

Ливия Митрофан рассказала, что судьи из первых инстанций получают по 20 тыс. леев, и многие планируют уволиться, из-за того, что им не хватает денег. По ее словам, если судьям из антикоррупционных коллегий не предложить привлекательную зарплату, то никто не захочет там работать.

«Проще остаться в покое, идти домой, чтобы видеться с детьми, вместо того чтобы не спать ночами и быть предметом обсуждений в Telegram, телевизионных передачах и среди коллег», – сказала она. По ее словам, большие зарплаты смогут обеспечить, что в конкурсе будут участвовать лучшие из лучших.

Ее поддержал и Геннадий Мыра, отметив, что хорошие зарплаты должны быть и у секретарей и ассистентов, которые работают в этих коллегиях.

Представитель минфина Александр Лунгу предупредил, что если этим судьям платить зарплату, наравне с теми, кто прошел «vetting» и надбавку в 60%, то она достигнет 100 тыс. леев. Он предложил, чтобы им платили фиксированную сумму без надбавок. Вероника Рошка ответила, что депутаты либо назначат им зарплату, наравне с теми, кто прошел «vetting», либо введут надбавку, но не совместят эти два варианта.

Cейчас, судьям рассчитывают зарплату исходя из «базовой ставки», которую определяет правительство и коэффициента, зависящего от стажа и места работы. Например, «базовая ставка» у судей первых инстанций это, 2850, а у тех, кто прошел «vetting» 4300. Это значит, что судья, у которого стаж работы меньше 12 лет, может рассчитывать на зарплату в 24,5 тыс. леев, а если он пройдет «vetting» она увеличится до 37 тыс.

Как защитить судей

Ливия Митрофан рассказала, что в суде Буюкан нет металлодетектора, чтобы проверять что заносят зрители в здание. Она сообщила, что во время заседаний суда по резонансным уголовным делам, которые сопровождаются протестами, правоохранителям поступала информация, что здание заминировали. Чтобы избежать затягивания этих дел, администрация суда договорилась с Генинспекторатом полиции, чтобы в дни, на которые запланированы заседания по таким делам, здание проверяли с утра, а специалисты Bombteh оставались там на протяжении всего слушания.

«[Обеспечить] безопасность здания, судей и судебных заседаний — это приоритет. Думаю, что дополнительные гарантии безопасности необходимы», — подчеркнула она.

У нас были случаи, когда на судей нападали, оскорбляли

Митрофан рассказала, что сейчас вход в суд охраняют пенсионеры, которых выделят служба госохраны. Она объяснила, что, если участники заседания нарушают порядок, их надо удалять из зала суда, но нынешняя охрана с этим не справляется. «У нас были случаи, когда на судей нападали, оскорбляли, а мы не могли вывести человека из зала суда, чтобы заседание продолжилось», — рассказала судья. При этом, на оплату госохраны у суда Кишинева ежегодно уходит по 4 млн леев.

Вероника Рошка отметила, что вопрос об охране, надо обсудить отдельно с министерством юстиции и министерством внутренних дел. Член ВСМ Ион Гузун предложил обсудить создание специальной судебной полиции.

В законопроекте указано, что судьи и члены их семей могут просить, чтобы им предоставили охрану.