Армения на паузе. Как будет продолжаться «бархатная революция»?

Участники акций протеста в Ереване, 2 мая

В Армении 2 мая началась объявленная лидером оппозиции Николом Пашиняном всеобщая забастовка. В стране отменены занятия в школах и ВУЗах, прервано железнодорожное сообщение, в Ереване не работает метро, заблокированы основные дороги. Люди жарят шашлыки прямо на улицах, а прилетающие в страну туристы идут в город пешком – в числе прочего протестующие заблокировали дорогу в аэропорт.

Пашинян призвал своих сторонников к акциям мирного неповиновения после того, как в понедельник парламент страны не утвердил его кандидатуру на пост премьер-министра: против нее проголосовали депутаты правящей Республиканской партии.

Лидер правящей партии Серж Саргсян подал в отставку со своего поста 23 апреля, в ответ на предыдущую волну массовых народных выступлений. Эти выступления начались после того, как Саргсян, два срока занимавший президентский пост, объявил о своем намерении баллотироваться на пост премьера, хотя во время подготовки конституционной реформы 2015 года, преобразовавшей Армению в парламентскую республику, публично обещал не делать этого.

Как сообщает армянская служба Радио Свобода, в нескольких городах Армении, в том числе в Гюмри и Маралике, сторонники оппозиции ворвались в здания городских администраций и потребовали от их руководителей присоединиться к протесту. В Ванадзоре протестующие блокируют здания мэрии и Лорийской областной администрации. Бастуют все сотрудники областной администрации Тавушской области, кроме самих чиновников, а также все сотрудники мэрии областного центра Иджевана, кроме мэра. Протестующие заблокировали автомобильный пункт пропуска на границе Армении и Грузии.

"Увеличивать давление, пока не сменится власть"

Сам Никол Пашинян в интервью Радио Свобода так описал происходящее в стране после отказа депутатов Республиканской партии проголосовать за его кандидатуру на выборах премьер-министра:

Никол Пашинян, Ереван, 2 мая

"Де-юре должны состояться новые выборы премьер-министра, а если выборы не состоятся, состоятся внеочередные парламентские выборы. Знаете, мы анализируем сценарии, во всяком случае, по всем сценариям общенародное движение не может не победить. Видите, что происходит: народ, который почувствовал дыхание победы, не может упустить ее из своих рук". На вопрос, уверен ли он в победе даже в случае организации и проведения досрочных парламентских выборов Республиканской партией, Пашинян ответил, что его сторонники готовы к любому сценарию развития событий: "Искренне говорю: то, что происходит в этих кабинетах, залах, это уже несущественно, существенно то, что прежних отношений народ-власть в Армении больше не будет, не важно, кто будет у власти – я или кто-то другой". На уточняющий вопрос, готов ли он к выборам, Пашинян сказал: "Это будет зависеть от атмосферы, потому что если этот процесс развивается с таким размахом, у нас каждый день меняется ситуация. За последние 15 дней в республике политическая ситуация меняется каждый день, а скоро будет меняться каждый час. Это будет зависеть от анализа ситуации. Мы будем увеличивать давление до тех пор, пока не произойдет смена власти".

Шашлыки на перекрестках

Об атмосфере и происходившем во вторник на улицах Еревана в интервью Радио Свобода рассказал армянский оппозиционный активист, блогер Сергей Чаманян:

– На какие сферы жизни распространилась объявленная Николом Пашиняном всеобщая забастовка? И для каких, напротив, сделано исключение?

– Забастовка распространяется на все области жизнедеятельности как государства, так и частного сектора. Исключения сделаны только для аварийных служб, для службы медицинской "скорой помощи" и других подобных служб, например, для службы армейского обеспечения. Беспрепятственно пропускаются машины "скорой", газовой службы, машины с госномерами Министерства обороны республики Армения. Все учебные учреждения, все частные предприятия и государственные предприятия, если они не присоединяются к забастовке, блокируются протестующими.

– Выполняются ли рейсы в международный аэропорт Звартноц? Если да, то как быть прилетающим и улетающим в связи с блокированием дороги в аэропорт?

– Аэропорт находится не очень далеко от города, в пределах 6-7 километров. Прилетающие беспрепятственно пропускаются пешком, улетающие пропускаются при наличии билета. В этом сезоне аэропорт Звартноц работает в основном на ночные рейсы, поэтому дневная блокировка аэропорта не наносит большого вреда пассажиропотоку.

– Перекрыто ли автомобильное сообщение между Нагорным Карабахом и Арменией?

– Да, но оно остается открытым для автомобилей с военными номерами, автомобилей "скорой помощи", спасательных служб.

–​ На что похоже происходящее сейчас в центре Еревана?

– Прямо сейчас я на самокате еду по центральным улицам и скажу, что это похоже на затяжное празднование победы на Чемпионате мира. На каждом перекрестке молодежь играет в волейбол, в вышибалы. Я проехал перекресток, который с четырех сторон заблокирован автомобилями имусорными баками: люди пишут, стримят (ведут прямые трансляции в интернете, –​ прим. РС), радуются, угощают друг друга. Сегодня были случаи, когда прямо на перекрестки выносили мангалы и жарили шашлыки, то есть люди радуются тому, что они могут показать свою победу. Напряженности нет. Напряженность была вчера после 12 часов беспрерывных парламентских слушаний, по итогу которых Республиканская партия все-таки не встала на сторону народа.

– У любой забастовки есть штрейкбрехеры. Есть ли сегодня в Армении те, кто не присоединился к акции мирного гражданского неповиновения?

– Тех, кто показательно провозглашает, что не присоединяется к бойкоту, нет. Буквально пару минут назад (разговор состоялся около 13.00 по ереванскому времени, –​ прим. РС) к забастовке присоединились два крупнейших предприятия, знаменитых на всю Армению и за рубежом, это производители минеральных вод "Бжни" и "Джермук".

– Как ведут себя в сложившейся обстановке полиция и другие силовые структуры Армении?

– Еще на прошлой неделе глава полиции заявил, что полиция ни в коем случае не будет применять силу к мирным протестующим, и потребовал от своих подчиненных непредвзятости и обеспечения безопасности граждан. Пока протесты носят мирный характер, даже при малейшей провокации провокаторы удаляются с места проведения протестов, и полиции даже не дается повода для того, чтобы вмешиваться. Сегодня утром был один инцидент, когда протестующие перекрыли вход в государственное здание (там в одном большом корпусе находятся три министерства), они въехали на парапет автомобилями, и полиция просто попросила убрать автомобили. Еще один случай произошел, когда дорогу перекрыли автомобилями и мусорными баками: полицейский подошел и попросил убрать не автомобили, а мусорные баки, потому что от них неприятно пахнет, и, по его словам, они портят картинку для стриминга иностранных СМИ.

Одна из центральных улиц Еревана, перекрытая протестующими

– Как долго планируется продолжать забастовку? Что должно произойти, чтобы она закончилась? Будет ли она прекращена, если парламент через неделю снова не проголосует за Никола Пашиняна, и будут ли назначены досрочные выборы?

– Досрочные выборы не являются основным требованием данного протеста. На данный момент досрочные выборы входят в круг интересов Республиканской партии и противоречат основному принципу оппозиции – не дать возможность этой партии сохранить возможность влиять на выборный процесс. Протесты будут продолжаться до той поры, пока Никол Пашинян не будет легитимно, в соответствии с законом избран премьер-министром республики Армения на переходный период, и его правительство согласия не создаст необходимые условия для изменения законодательства для проведения внеочередных выборов в парламент, уже на более демократической и законной основе, – говорит армянский оппозиционный активист и блогер Сергей Чаманян.

"Армению могут ждать недели глубочайшего кризиса"

О возможных путях развития ситуации в Армении и о том, какие претензии есть у оппозиции к нынешнему избирательному законодательству, в интервью Радио Свобода говорит армянский политолог Рубен Меграбян:

– Через неделю состоится еще один раунд голосования, еще одна попытка избрать премьер-министра. Если эта попытка тоже провалится, то автоматически произойдет роспуск парламента и в течение двух месяцев должны будут состояться внеочередные парламентские выборы. Но вопрос в том, что эти выборы фактически будут проведены по старому законодательству, ответственным за этим выборы будет нынешнее правительство, а непосредственно организовывать выборы и считать голоса будет нынешняя Центральная избирательная комиссия. Доверие к этим органам в стране на уровне нуля или ниже нуля. Если мы не используем еще одну попытку через неделю выправить ситуацию в конституционным русле, то Армению ожидают недели глубочайшего кризиса.

– В чем конкретно претензии оппозиции к нынешнему избирательному законодательству?

– Там оставлены лазейки, которые позволяли власти "легально" использовать административный ресурс. Это так называемая рейтинговая система, которая является модифицированной мажоритарной системой: она позволяла, скажем, территориальным "авторитетам" просочиться в парламент. Абсолютно аполитичные фигуры, они всегда являлись опорой власти. Эта рейтинговая система сосуществует с голосованием по партийным спискам, и избранные по ней депутаты имеют определенную квоту в парламенте. Это раз. Во-вторых, формирование Центральной избирательной комиссии было таким, что ее состав не внушает никакого доверия. Кроме того, над ней нет контрольных механизмов такого уровня, который бы внушал доверие всем. Эти механизмы заточены на то, чтобы власть контролировала себя сама, чтобы ей априори доверяли. Мы видим, к чему это привело.

– Николу Пашиняну не хватило для избрания премьер-министром всего 8 голосов. Насколько монолитна парламентская фракция правящей Республиканской партии? Есть ли шансы, что какие-то из ее депутатов через неделю проголосует за Пашиняна?

Закрытая станция метро в центре Еревана

– Уже есть один такой случай – член фракции Республиканской партии, генерал Феликс Цолакян проголосовал за Пашиняна, как он потом объяснил, "по зову совести". Говорить о монолите не приходится. За неделю может произойти всякое. Поэтому еще остается надежда, что 8 мая, во время второго раунда голосования, будет принято единственно правильное решение. Сейчас Армения пребывает в состоянии безвластия. Поэтому скорейшее наделение полномочиями должного объема единственной персоны, которая может на данный момент выправить ситуацию, Пашиняна, является вопросом национальной безопасности. Независимо от того, кто и как к нему относится.

– И вы, и другие эксперты, и сам Никол Пашинян с самого начала говорили, что в армянской "бархатной революции" отсутствует какая-либо геополитическая составляющая. Россия не вмешивается, США не оказывают видимой поддержки протестующим. По одной из версий, план Москвы был таким: Серж Саргсян уходит в отставку, вместо него приходит новый премьер от той же Республиканской партии. Теперь, когда этот план не сработал, появились ли какие-то признаки того, что Кремль готов вмешаться? Есть слухи о том, что Серж Саргсян и Роберт Кочарян (президент Армении с 1998 по 2009 год) находится в Москве, на переговорах.

России не нравится сам факт ухода власти в отставку под напором улицы

– Мне тоже известны эти слухи, как и версия о том, что Москва была бы не против, если бы Саргсян ушел, и на этом народная радость перешла в радость от того, что пришел Карен Карапетян (нынешний и.о. премьер-министра, член Республиканской партии, - прим. РС). Тем не менее, отсутствие геополитического контекста в армянских событиях связано с реалиями, а не с этими слухами. Реально, если посмотреть на карту, Армения находится не на скандинавском полуострове, а на Кавказе. Это у Украины, допустим, на западе Польша, а у нас на западе – Турция, это разные категории и разные ситуации. Резкие крены могли бы подвергнуть Армению неподъемным рискам. Упорное подчеркивание того, что в армянском протесте нет геополитического контекста, до нынешнего момента ограждало Армению от внешнего вмешательства. Угроза такого вмешательства есть: России не нравится сам факт ухода власти в отставку под напором улицы. Никол Пашинян говорит, что Армения не намерена делать шаги по выходу из Евразийского союза, ОДКБ, выгонять российские военные базы, и в определенной степени это амортизирует страхи Москвы. Но этого мало, чтобы Москва сбавила свои антипатии.

– Может быть, Пашиняну надо попытаться как-то договориться с Москвой?

– Пашинян не может не договариваться с Москвой и не держать Москву, скажем так, в состоянии предсказуемости, потому что неопределенность порождает тревогу. Все должно быть на поверхности, Москве все должно быть понятно. По-моему, Пашинян следует этому правилу очень наглядно и очень внятно. Как мы видим, фактически официальная позиция Москвы с первого же дня протестов до нынешнего момента изменений не претерпела, – замечает Рубен Меграбян.