Битва за ВСМ. Часть VIII. Помощь матери и извинение перед отцом 

На этой неделе битва за Высший совет магистратуры (ВСМ) продолжается в суде. Cемеро судей, не прошедших проверку на неподкупность «pre-vetting», оспаривают исключение из конкурса в Высшей судебной палате. Кандидатуры пятерых одобрили. Остальные ждут решения. Тем временем, комиссия исключила из конкурса еще трех представителей гражданского общества.

Комиссия «pre-vetting» преступила к проверки кандидатов в Высший совет магистратуры из числа представителей гражданского общества. (ВСМ состоит из 6 судей и 6 юристов). 28 января из конкурса исключили трех юристов. Евгений Флоря и Илья Мэмэлигэ не подали вовремя декларацию о доходах за пять лет, а Федор Бриа отказался участвовать в конкурсе.

Тем временем, 11 судей, которые уже прошли собеседования в комиссии, продолжают ждать решения. Еще семеро пытаются оспорить отказ в Высшей судебной палате. Судьи Екатерина Бузу и Серджиу Осояну предстанут перед судом впервые 2 и 3 февраля. Первые заседания по жалобам судей Анжелы Бостан, Анатолия Цуркана, Владислава Холбана, Виталия Стратана и Юрия Беженару прошли на прошлой неделе. Слушания по их жалобам продолжились 30 января и 2 февраля.

В восьмой части спецпроекта «Битва за ВСМ» Europa Liberă рассказывает, как прошли собеседования судей Вероники Купча и Алексея Паниша. Кому из них помогали родители, а у кого был конфликт с сотрудником Службы информации и безопасности (СИБ).

Судья Вероника Купча: Помощь матери и слезы

Вероника Купча начала работать судьей в суде Оргеева в 2010 году. В 2017 году ее назначили на четыре года председателем Оргеевского суда. В 2021 году ее полномочия истекли, но она продолжает исполнять обязанности председателя, пока не выберут нового председателя.

Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году заработала 326,8 тыс. леев (27,2 тыс. леев в месяц). Также она получила 94 тыс. леев за продажу автомобиля Mitsubishi Lancer, а один из членов ее семьи получил 190 тыс. за продажу автомобиля Toyota RAV 4.

Судья Вероника Купча

В 2013 году семья судьи купила квартиру площадью 80 кв. м. за 641,6 тыс. леев. В 2016 году семья судьи получила по наследству половину дома площадью 147 кв. м. В декларации указано, что имущество стоит 63,8 тыс. леев. Также семья судьи владеет домом площадью 149,1 кв. м. (дом построили, а не купили).

Собеседование судьи в комиссии прошло 17 декабря 2022 года. Основные вопросы были связаны с покупкой квартиры в Кишиневе и земельного участка с домом в Криулянах. Она рассказала, что вместе с мужем, который работал судьей (теперь он адвокат) откладывали около 20% зарплаты, начиная с 90-х годов. Судья не смогла назвать точную сумму денег, которую получила от родителей, отметив, что они «постоянно помогали, чем могли». Вероника Купча рассказала, что ее мать не доверяла банкам, так как из-за инфляции потеряла более 40 тыс. советских рублей, и дальнейшие свои заработки хранила дома. Также она сообщила, что однажды ее мать обокрали и после этого она стала передавать деньги дочери. Деньги она не декларировала.

У комиссии возникли вопросы в связи с тем, что семья судьи дважды брала кредиты (в 2012 году на 270 тыс. леев и в 2018 году на 540 тыс. леев). Оба кредита взяли на длительный срок, но вернули за два года. Первый случай она объяснила тем, что в 2012 году судьям значительно подняли зарплаты, а ее мать передала ей деньги от продажи четырех земельных участков. Второй — тем, что 150 тыс. леев на погашение кредита передал сын. Эти деньги она не задекларировала потому, что по ее подсчетам, сумма не превышала 10 средних зарплат по экономике.

«Я абсолютно неподкупна. [...] все мое скромное имущество, которое я собрала за 30 лет работы, было в рамках закона и только из доходов, полученных законным путем», — подчеркнула судья.

В конце собеседования судья заплакала, рассказав, что ее сын, познакомившись с девушкой, не стал ей говорить, кем работают родители. «Он сказал: „Не скажу, так как ты подумаешь, что у нас много денег, потому что так думает общество об их профессии, а мы живем очень скромно“», — рассказала судья, отметив, что очень гордится сыном.

Судья Алексей Паниш: Помощь родителей и строительство

Алесей Паниш начала работать судьей в суде Кишинева в 2017 году. С 2018 года он работает в кишиневском суде сектора Рышкановка. В 2022 году Паниш вошел в список 24 судей, чьи мандаты отказалась продлить президент Майя Санду. По закону, у него есть возможность обратиться в ВСМ и потребовать, чтобы его кандидатуру предложили президенту повторно.

Согласно последней декларации о доходах, в 2021 году он получил зарплату 266,4 тыс. леев (22,2 тыс. леев). Семья судьи владеет домом площадью 123,9 кв. м. Дом обошелся семье судьи в 2,2 млн леев, а рыночная стоимость такого дома составляет 3 млн леев. Разницу Паниш объяснил тем, что вложился в строительство дома.

С 2021 года семья судьи владеет автомобилем Dacia Duster (2019 года выпуска) который стоит 250 тыс. леев. Также семья судьи купила мотоцикл Yamaha Virago (2000 год выпуска) за 1,7 тыс. евро, а в 2017 году семья судьи купила автомобиль Toyota Corolla (2006 год выпуска) за 100 тыс. леев.

Судья Алексей Паниш

На собеседовании 13 января 2023 года судья пришел в батнике («Просроченный ВСМ=захваченный ВСМ»). Комиссия посвятила часть вопросов доходам родителей судьи, которые оказывали финансовую помощь сыну. По данным комиссии, в 2020 году Нацорган неподкупности (ANI) установил, что расходы отца судьи значительно превышали доходы. Это решение оставила в силе Апелляционная палата (АП).

Паниш предположил, что он оказался единственным судьей, которого пригласили на собеседование в 2023 году, потому что комиссия ожидала решения АП. Он подчеркнул, что это решение не окончательное, а дело должна рассмотреть Высшая судебная палата (ВСП). «Простая математика покажет, что доходы [отца] превышали расходы», — заявил Паниш. Судья рекомендовал комиссии затребовать стенограмму заседания АП. По его словам, на заседании представитель ANI подтвердил, что доходы его отца превышали расходы.

В комиссии поинтересовались, почему Паниш продолжил брать деньги у отца, зная, что выявил ANI. Судья ответил, что никогда не сомневался в законности денег родителей. «Я так понимаю, вы намекаете на то, что было бы правильнее принять какие-то искушения, в смысле принять взятку, чем принять помощь родителей?», — уточнил судья. Также он отметил, что хочет попросить прощение у отца. «То, что происходит связано с тем, что я не хотел преклонить колени перед политиками», — заявил Паниш.

Возникли у комиссии и вопросы в связи со строительством дома. В 2017 году судья получил в подарок на свадьбу 45 тыс. евро и выручил 300 тыс. леев от покупки машины. В 2018 году он получил на крещение ребенка 6 тыс. евро и 6 тыс. долларов на крещение. Покупка дома в Кишиневе 2018 году обошлась ему в 50 тыс. евро. Один из членов комиссии поинтересовался почему Паниш не указал в декларации о доходах наличные деньги, которые остались у него после покупки дому. Паниш ответил, что на момент подачи декларации у него не было значительной суммы наличных, чтобы указывать ее в декларации. Паниш рассказал, что нанял человека, который следил за строительством дома (контракт о предоставлении услуг они не заключили). Судья отметил, что у него не было времени, чтобы заниматься покупкой стройматериалов, так как у него был маленький ребенок и работа. «Я не был обязан хранить квитанции и фактуры», - сказал он.

Решение о возвращение Климы в АП и конфликт с сотрудником СИБ

Не мало вопросов возникло у комиссии и в связи с решением, которым Паниш восстановил судью Владислава Климу в должности председателя Апелляционной палаты (АП) Кишинева. На эту должность Климу назначил президент Игорь Додон в июне 2020 года по итогам конкурса, который организовал ВСМ. 28 мая 2021 года президент Майя Санду отменила этот указ. 31 декабря 2021 года Клима вернулся к должности благодаря решению Паниша, а в марте 2022 года ушел в отставку.

Комиссия спросила у Паниша почему он не взял самоотвод, учитывая, что его отец вел бизнес с дядей Климы. Судья объяснил это тем, что не имел деловых отношений ни с Климой, ни с его отцом. По его словам, деловые отношения его отца с дядей Климы не представляют конфликта интересов. Судья рассказал, что и Нацорган неподкупности установил, что в этом случае не было конфликта интересов.

Паниш подчеркнул, что заявил отвод двум членам комиссии «pre-vetting», которые входя в НПО, возглавляемое шурином министра юстиции (Татьяна Рэдукану и Надежда Хриптиевски входят в НПО «Центр юридических ресурсов», которое возглавляет Владислав Грибинча). Судья отметил, что его заявление об отводе отклонили, не увидев в этом конфликта интересов.

Также комиссия спросила у Паниша почему он прокомментировал для СМИ информационную записку сотрудника Службы информации и безопасности (СИБ) Евгения Рурака, который уведомил Наццентр борьбы с коррупцией о том, что Паниш допустил нарушения рассматривая иск Климы. Паниш заявил журналистам, что у Рурака «богатый опыт в запугивании судей», а также рекомендовал ему проверить, как и.о. главы ВСМ Дорел Мустяцэ назначил глав Апелляционных палат.

Судья объяснил комиссии, что прокомментировал не само дело по существу, а только жалобу Рурака. Паниш подчеркнул, что у Рурака в этом деле «был личный интерес», так как на момент увольнения Климы он был советником одного из советников президента. Он считает, что Рурак «демонстративно» передал прессе жалобу на него, а на самом деле жалобу должно было подписать руководство спецслужбы. Также он напомнил, что Рурак вел уголовное дело против судьи Домники Маноле, публично заявляя о том, что в деле достаточно доказательств. Летом 2019 года, после смены власти, Рурак отказался от обвинений.

В конце собеседования Паниш заявил, что у него нет доверия к комиссии. Он рассказал, что в одном из публичных выступлений президент Майя Санду заявила, что «судьи, которые не принимают решения, выгодные режиму ответят на pre-vetting». Паниш считает, что комиссия должны была отреагировать на заявление Санду. Он также считает, что решения судей и не должны нравиться политикам: «Мы не актеры, чтобы нам хлопали и приносили коробки конфет. Да, не все решения удобны и всем нравятся. Так изменить закон, чтобы судьи по утрам спрашивали политиков: „Нужны такие решения?”».

### Vezi și... ### Битва за ВСМ. Часть VII. Уголовное дело о незаконном обогащении, 47 тыс. евро в подарок на свадьбу и «утечка данных»

***
Высший совет магистратуры состоит из 12 человек. Шестерых судей выбирают на общем собрании судей, а шестерых представителей юридических профессий выбирает парламент. Впервые в истории Молдовы все кандидаты проходят проверку на неподкупность, которую проводит комиссия «pre-vetting». Также комиссия проверяет соблюдали ли кандидаты нормы этики.

Комиссия провела собеседования с 22 судьями. Кандидатуры пятерых одобрили. Это судьи Ливия Митрофан, Иоана Киронец, Мария Фрунзе, Василий Шкёпу и Сергей Караман.

Недавно комиссия «pre-vetting» сообщила, что приступила к проверке представителей гражданского общества. По данным на 30 января, из 12 претендентов в конкурсе остались 9. Комиссия должна проверить их декларации о доходах за последние 5 лет, а затем приступит к собеседованиям. После того, как комиссия огласит решения по всем кандидатам в ВСМ, она перейдет к проверке кандидатов в Высший совет прокуроров.

Europa Liberă продолжит следить, за тем, как идет предварительный отбор в органы самоуправления судей и прокуроров.