Битва за ВСМ. Юристы I. Председатель Фалунь Дафа, коллега членов комиссии и кандидат «без вопросов» 

Представители гражданского общества, кандидаты на пост членов Высшего совета магистратуры: Татьяна Чаглик, Ион Гузун, Татьяна Кирьяк

В новом выпуске спецпроекта «Битва за ВСМ» Europa Liberă рассказывает, как прошли собеседования первых трех юристов, которые претендуют на посты в ВСМ. Кому пришлось рассказывать о незадекларированых счетах, кому – о бизнесе с кувшинками, а кто из кандидатов не вызвал вопросов.

Комиссия «pre-vetting» возобновила собеседования с кандидатами на пост членов Высшего совета магистратуры (ВСМ). Теперь собеседования должны пройти восемь юристов. Ранее, через подобную процедуру прошли судьи.

ВСМ состоит из 12 человек: шестерых судей, которых выбирают на общем собрании судей и шестерых представителей гражданского общества, которых выбирает парламент. По данным на 7 марта, одобрение комиссии получили пятеро судей, остальные 16 пытаются оспорить решения комиссии в Высшей судебной палате (ВСП). Общее собрание судей запланировали на 17 марта. Оно пройдет на фоне массовых отставок судей ВСП и членов ВСМ. По замыслу властей, формирование нового ВСМ – первый шаг к тому, чтобы начать очищение системы юстиции.

В конце февраля министр юстиции Вероника Михайлов-Морару провела несколько встреч с судьями из разных инстанций и призывала их прийти на общее собрание судей.

Читай также 5 кандидатов на 6 мест. О чем говорят результаты «pre-vetting»

Татьяна Кирьяк и вопросы с озером кувшинок

Татьяна Кирьяк работала судьей в Калараше с 1997 по 2008 год. С 2008 по 2013 год она работала адвокатом, а в 2013 году вернулась в Каларашский суд. Один год она возглавляла управление учета процессуальных документов и отдела кадров, а с 2014 по 2016 год она возглавлял секретариат этого суда.

Собеседование Татьяны Кирьяк в комиссии прошло 1 марта и продлилось около двух часов. Большая часть вопросов комиссии была связана с компанией Nuferi pe Lac, которую она основала в 2020 году. Кирьяк выращивает кувшинки на ирригационном канале в Каларашском районе, где принимает туристов. По данным комиссии, канал — это публичная собственность. По словам Кирьяк, канал находится на территории сельскохозяйственных участков, которые ранее принадлежали ее свекрам, а теперь принадлежат ее сыну.

«Думаю, вы неправильно поняли. Вода вообще нам не принадлежит, она принадлежит государству. Дно озера принадлежит нам. Соответственно, корни цветов в земле, а не только в воде и они наши», — объяснила она. Кроме того, кандидат сообщила комиссии, что в e-cadastru указана неверная информация о расположении земельных участков.

Несколько вопросов комиссии были связаны с импортом двух автомобилей в 2015 и 2017 году. Члены комиссии отметили, что в кандидат декларировала одну стоимость, а по данным таможенной службы такие автомобили стоили дороже. Кирьяк объяснила это тем, что ее муж импортировал поврежденные автомобили, которые чинил в Молдове. «Мы никогда не позволяли себе покупать новые машины», — подчеркнула она.

Кроме того, у комиссии возникли вопросы в связи с тем, что, вернувшись работать в суд Калараша в 2013 году она якобы не подала декларацию о доходах, а также не подала декларацию после увольнения в 2016 году. Кирьяк заверила комиссию, что оба раза подала декларации. Она предположила, что ее декларации могли исчезнуть так как у нее были конфликты с председателем Каларашского суда. «У меня были очень большие проблемы с председателем суда. Она не была заинтересована в том, чтобы я ушла честно и все документы остались в порядке», — сказала она.

В конце собеседования Татьяна Кирьяк сообщила, что 20 лет является председателем организации Фалунь Дафа.

Фалунь Дафа — религиозное движение, которое зародилось в Китае в 1990-х годах. Представители движения подвергались преследованию со стороны местных властей, а в 1999 году его запретили. Несмотря на это, движение распространилось по всему миру. Появилась такая ассоциация и в Молдове. В 2014 году молдавский суд признал символ Фалунь Дафа экстремистским, и распорядился распустить ассоциацию. В 2021 году Европейский суд по правам человека подтвердил, что право участников ассоциации «на свободу мысли и религии» нарушили. ЕСПЧ постановил выплатить ассоциации €4,5 тыс. компенсации морального ущерба и еще €1,5 тыс. на оплату судебных издержек.


Кирьяк отметила, что решила участвовать в конкурсе, чтобы создать ВСМ, который может слушать судей: «Всегда, когда я шла в ВСМ, у меня было ощущение, что я иду на эшафот. Это не может стимулировать судью верить, что его выслушают, поддержат и простимулируют быть правильным». Она считает, что судьям нужно помочь остаться людьми. «Судебная система в Молдове потеряла связь с реальностью, человечностью, эмпатией и истцами. Все превратилось в систему», — подчеркнула кандидат.

Ион Гузун и вопросы о незадекларированных дивидендах

Ион Гузун начал работать адвокатом в 2013 году. В 2016 году он работал юридическим советником миссии ОБСЕ в Молдове, а в 2017 году стал вице-председателем Amnesty International Moldova. Также он работал юридическим советником в Центре юридических ресурсов (CRJM).

В 2021 год Гузун стал председателем комиссии по вопросам помилования при президенте. Также он является директором секретариата Независимого консультативного комитета борьбы с коррупцией, который в 2021 году создали по указу президента Майи Санду. В этот же комитет входит и член комиссии pre-vetting Надежда Хриптиевски.


На собеседовании 2 марта выяснилось, что два члена комиссии «pre-vetting» взяли самоотвод. Надежда Хриптиевски является одной из соосновательниц CRJM (на время работы в комиссии она приостановила полномочия в CRJM), а Татьяна Рэдукану входила в совет управления CRJM.

У комиссии возникли вопросы в связи с тем, что в представленной комиссии декларации о доходах он не указал более 93 тыс. леев. 3 тыс. леев пришли от двух организаций, с которыми он сотрудничал, а 90 тыс. леев дивиденды от деятельности одной компании. Отвечая на вопросы комиссии он рассказал, что упустил 3 тыс. леев, так как не получил оповещения от компаний о выплате, а про 90 тыс. леев узнал из вопросов комиссии и после этого внес в декларацию о доходах. По его словам, компанию должны были ликвидировать, а он не был ее администратором.

Кроме того, у комиссии возникли вопросы в связи с тем, что он не указал шесть банковских счетов, которые принадлежали ему и его жене. Он объяснил это тем, что неправильно истолковал закон. Сначала, он думал, что надо декларировать только счета, на которых находится сумма, которая превышает 15 средних зарплат по экономике. Затем он понял, что если общая сумма на всех счетах превышает 15 средних зарплат, тогда надо декларировать каждый счет.

Татьяна Чаглик. Кандидат, к которому не было вопросов

Татьяна Чаглик работала в Агентстве администрирования судебных инстанций с 2008 по 2013 год. Также, с 2012 по 2016 год она была членом Совета медиации. С 2020 по 2022 год она была экспертом по юстиции в Институте публичных политик и европейских реформ (IPRE).

Собеседование Татьяны Чаглик состоялось 1 марта и продлилось пять минут. Председатель комиссии Герман фон Хебель сообщил, что у комиссии нет к ней вопросов, так как все было ясно из ее письменных ответов. Он также дал ей возможность высказаться. Кандидат пообещала, что, если станет членом ВСМ, она будет выступать за диалог между тремя ветвями власти, «чтобы понять курс реформы и дать возможность судьям участвовать в этом процессе».


***
Впервые в истории страны система юстиции столкнулась с проверкой «pre-vetting». Такая же проверка ожидает и прокуроров, которые претендуют на посты в Высшем совете прокуроров. Europa Liberă продолжит следить, за тем, как идет предварительный отбор в органы самоуправления судей и прокуроров.

По плану минюста, комиссия «pre-vetting» должна проверить кандидатов в специальные комиссии при Совете магистратуры и Совете прокуроров. Этим комиссия предстоит провести проверку всех судей из суда Кишинева, всех прокуроров Кишиневской прокуратуры.

Читай также «30-40% судей и прокуроров уйдут в отставку». Как минюст планирует реформировать юстицию 

Кроме того, минюст планирует проверить всех судей ВСП и претендентов на работу в ВСП. Для этого создадут специальную комиссию «№2». Сложность заключается в том, что в феврале 2023 года 75% судей ВСП написали заявления об отставке. Первые заявления об отставке вступили в силу 1 марта, а последние вступят в силу в середине апреля. Тогда в ВСП останутся работать пятеро судей. Фактически работа ВСП будет заблокированной. По плану минюста, в ВСП должно быть 20 судей: 11 карьерных судей и 9 юристов (адвокатов или прокуроров). Проекты минюста о реформе ВСП и проверке судей еще не рассмотрели в парламенте.