Битва за ВСМ. Юристы III. Бывшая судья, преподаватель из академии МВД и экс-сотрудник СИБ

Юристы Виталие Сыли, Алёна Корченко и Вячеслав Гуцан.

Восемь юристов претендуют на три вакантных места в Высшем совете магистратуры (ВСМ). После того, как большинство претендентов не прошли проверку «pre-vetting» парламенту пришлось организовать новый конкурс.

В новом выпуске «Битвы за ВСМ» Europa Liberă рассказывает, кому из кандидатов пришлось отчитываться о денежных переводах из-за рубежа, а кто подарил свою квартиру сестре.

2 августа исполнится три месяца с тех пор, как новый ВСМ провел первое заседание. Впервые в истории Молдовы всем кандидатам пришлось пройти проверку финансовой и этической неподкупности «pre-vetting». Специальная комиссия проверяла их доходы и расходы за последние 15 лет. В итоге, из 23 судей и 12 представителей гражданского общества, одобрение комиссии получили пятеро судей и трое юристов. Совет работает в неполном составе. Там не хватает еще трех представителей гражданского общества и двух судей.

По закону, ВСМ должен состоять из 12 человек: шестерых судей и шестерых юристов.

С 14 по 21 июля комиссия «pre-vetting» провела собеседования с восьмью кандидатами, которые приняли участие в новом конкурсе на пост членов ВСМ. У комиссии есть, как минимум месяц, чтобы решить, соответствует ли они критериям неподкупности. Окончательно кандидатов должны будут утвердить на заседании парламента.

Алёна Корченко и деньги сестры

Алёна Корченко стала адвокатом в 1993 году. Спустя два года она начала работать судьей. Последняя должность, которую она занимала в судебной системе: вице-председатель Апелляционной палаты Бельц (с 2017 по 2021 год). Сейчас она преподает в бельцком филиале ясского университета Александра Иоана Кузы.

Комиссия «pre-vеtting» провела собеседование с Корченко 14 июля. Около часа члены комиссии обсуждали с ней денежные переводы, которые она получала от работающей за рубежом сестры.


По информации комиссии, в 2010 году Алена Корченко открыла банковский счет, на который она перечислила 10 тыс. евро. Через несколько месяцев она перевела их на счет сестры. Кандидат рассказала, что сестра присылала ей на хранение наличные, потому что первые пять лет она работала нелегально и не могла приехать в Молдову, чтобы самой положить деньги в банк. «Мне жаль признавать, но нам в Молдове свойственная экономическо-налоговая безграмотность, потому что многие наши сограждане, которые работали за границей, использовали эти не самые законные услуги, чтобы перечислять семьям подарки», – сказала Корченко.

Она не смогла сообщить, сколько именно денег зарабатывала сестра, отметив, что считает, что «это деликатной темой». Корченко смогла сообщить, что ее сестра живет у работодателей и не тратит деньги на аренду жилья. Также она рассказала, что заботилась о сыне сестры, который остался в Молдове.

По подсчетам комиссии, с 2010 по 2022 год на банковские счета сестры поступило около 175 тыс. евро и около 390 тыс. леев. По словам кандидата, на самом деле на депозите ее сестры было только 20 тыс. евро. Корченко ответила, комиссии видны разные суммы потому, что речь идет о технических операциях, которые делали сотрудники банка после того, как деньги поступили на депозит. «Это банковский оборот. На этом счету было 20 тысяч», - сказала Кандидат.

Она подчеркнула, что, если бы у ее сестры было 175 тыс. евро, у нее не было бы необходимости работать за рубежом.

Вячеслав Гуцан и незадекларированные счета

Вячеслав Гуцан начал работать в полиции в 1987 году. С 2000 по 2004 год он работал старшим инспектором в управлении особого назначения МВД. С 2004 года Гуцан преподает в полицейской академии Штефана чел Маре. В 2012, 2017 и 2019 году Гуцан участвовал в конкурсах на пост главы Наццентра борьбы с коррупцией, но не разу ни выиграл.


Собеседование Гуцана состоялось 14 июля и продлилось 23 минуты. За это время члены комиссии «pre-vetting» обсудили с кандидатом, почему он не во всех декларациях о доходах указывал кредиты на 50 и 60 тыс. леев. Также, в декларации о доходах, представленной комиссии, Гуцан не указал три банковских счета: на один из них поступала зарплата, на второй – пенсия его жены, а третий банковский счет открыли, чтобы гасить проценты по кредитам. Кандидат рассказал, что у него «не было намерения скрывать информацию».

Гуцан рассказал, что проработал в системе МВД 36 лет и за это время против него не завели ни одного уголовного или дисциплинарного дела.

Виталие Сыли и квартира, которую он подарил сестре

Виталие Сыли с 2000 по 2023 год занимал разные должности в Службе информации и безопасности (СИБ). C 2019 по 2023 год он был ректором Нацинститута информации и безопасности «Богдан, Основатель Молдовы».


Собеседование Василия Сыли состоялось 19 июля и продлилось 35 минут. Комиссия выясняла обстоятельства, при которых Сыли в 2019 году взял в долг у сестры 12 тыс. евро на покупку автомобиля, хотя его доходы были выше, чем у нее. Кандидат рассказал, что в 2019 году собирался импортировать автомобиль Lexus с гибридным приводом. Когда он договаривался о покупке в Молдове действовали преференциальные квоты на импорт таких автомобилей, но в конце года их отменили. Зная, что автомобиль может обойтись ему дороже, чем планировал, он взял у сестры деньги в долг и вернул те, которые не использовал.



Также у комиссии возникли вопросы в связи с тем, что в 2016 году Сыли подарил сестре квартиру площадью 43 кв. м, которую он купил по льготной цене, как сотрудник СИБ. Кандидат рассказал, что изначально, деньги на покупку квартиры дали его родители. Он решил отдать квартиру сестре, потому что она жила с мужем и двумя детьми в однокомнатной квартире. «Вы понимаете, четверо человек в однокомнатной квартире площадью 33 кв. м, было сложно», – пояснил он.

В конце собеседования Сыли рассказал, что, пройдя несколько этапов «pre-vetting» пришел к выводу, что в Молдове «низкий уровень гигиены неподкупности». Также он считает, что судебная система нуждается в изменениях.