Европейский парламент рассмотрел во вторник две резолюции, предложенные социалистами и Европейской народной партией. Проект резолюции социалистов отличается сравнительно мягким характером, в нем отмечается, что после политического кризиса 2015 года реформы в Молдове возобновлены Социалисты призвали политические партии Молдовы положить конец конфронтации, от которой население уже устало. Зато в проекте резолюции ЕПН говорится, что принятая в Молдове новая система выборов – это регресс в плане соблюдения европейских стандартов. В документе содержится призыв к Еврокомиссии внимательно следить за развитием политической ситуации в Молдове, от чего зависит обещанная макрофинансовая помощь. Дебаты прошли в преддверии ноябрьского саммита Восточного партнерства, где Молдове, Грузии и Украине будет предложен новый проект партнерства. Согласно ему, страны, достигшие более весомого прогресса, смогут рассчитывать и на более существенную финансовую помощь. Своими размышлениями делится румынский социал-демократ, депутат Европарламента Анди Кристя.
Свободная Европа: Разноголосица на пленарном заседании Европейского парламента: с одной стороны, прозвучало требование приостановить обещанную Молдове макрофинансовую помощь в размере 100 млн евро, так как реформы буксуют, коррупция продолжает процветать, а демократические принципы в Республике Молдова не соблюдаются. С другой стороны, не менее решительно выступили сторонники продолжения курса поддержки Молдовы, которые заявили, что приостановление помощи усилит влияние России. Расскажите, г-н Кристя, что и как обсуждалось в Европарламенте.
Анди Кристя: Видите ли, несколько лет назад, когда у власти в Кишиневе был Альянс за европейскую интеграцию, в Европарламенте была единая позиция в отношении Республики Молдова, потому что проевропейские партии были партнерами по коалиции. Проевропейские партии, которые были и есть партнерами европейских политических групп. И это единство, этот консенсус, о котором я говорю, проявлялся не только тогда, когда Европарламенту нужно было занять определенную позицию в качестве европейского института, но и на уровне индивидуального позиционирования европейских политических групп.
Мы, европейские политики, станем заложниками внутренней распри в Кишиневе
Но сейчас разногласия, полемика между проевропейскими партиями Молдовы все более явно отражается и на уровне европейского законодательного органа. Европейские социалисты и демократы проявляют к Демпартии критический подход, когда это необходимо, но она остается нашим партнером, и мы намерены поддерживать ее и впредь. ЕНП демонстрирует классический оппозиционный подход, поддерживая, в основном, принципы партии Майи Санду. Европейские либералы и демократы (ALDE) подавлены тем, что Либеральная партия больше не входит в правящий альянс, а мэр столицы находится под домашним арестом – и, как следствие, в последние месяцы они настроены очень критично.
Остальные группы, я имею в виду Зеленых, Объединенных левых (GUE), наблюдают за происходящим в Республике Молдова и нередко получают информацию только из одного источника, порой субъективного. Это ненормальная ситуация, и если мы хотим эффективно помочь Молдове, такое отношение надо менять. Необходимо, по моему мнению, сплотиться – как единая европейская семья, и поставить перед собой стратегическую задачу – помочь Республике Молдова пришвартоваться к европейскому причалу.
Свободная Европа: Именно вы предложили найти возможность поддержать Республику Молдова, работая как с правительством, так и с оппозицией. Вы считаете, что это возможно?
Было бы большой ошибкой принять сегодняшнее состояние стабильности как данность – и убить пациента ради успешной операции
Анди Кристя: Если мы не сможем работать вместе на европейском уровне, если дадим себя вовлечь в чисто тактические, политические западни наших индивидуальных семей, то прогресса в Молдове не будет. А мы, европейские политики, станем заложниками внутренней распри в Кишиневе. Либо у нас единая позиция, и все мы ее разделяем, от левого до правого крыла, вместе с нашими друзьями и коллегами либерал-демократами, либо четко говорим, как заявила ЕНП, что мы – за приостановление финансовой поддержки Республики Молдова, или же мы выступаем за пересмотр Соглашения об ассоциации, как заявил председатель ЕНП в августе. Все это, по моему мнению, очень и очень опасно, потому что Молдову могут затянуть мутные воды восточного соседства, а лично мне этого совсем не хочется.
И еще один момент, чуть более замысловатый. В последние месяцы, точнее, за весь последний год, если считать и эти дебаты, состоялись три дискуссии на тему Республики Молдова по требованию ЕНП. Последние дебаты, о которых идет речь, прошли за месяц до саммита Восточного партнерства. И я спрашиваю себя: а не сигнал ли это, очень тонкий обескураживающий сигнал не только для Молдовы, но и для Украины, Грузии, чтобы и они, эти страны, не питали особых иллюзий насчет предстоящего саммита в Брюсселе, потому что и эти страны говорят, пусть и вполголоса, о европейской перспективе...
Свободная Европа: Г-н Кристя, на каких условиях все-таки будет предоставлена эта финансовая помощь в размере ста миллионов евро – и когда деньги могут дойти до Кишинева?
Анди Кристя: Это технические вопросы. Насколько мне известно, где-то к зиме, не раньше. Знаете, мы все ждем от Кишинева реформ, но складывается впечатление, что некоторые из моих коллег из других политических групп живут в чисто теоретическом измерении, потому что для проведения реформ нужны, по сути, три вещи. Стабильность, политическая воля и деньги.
Не понимаю, как можно называть себя сторонником сближения Молдовы с ЕС – и требовать приостановления европейского финансирования?
Не надо считать меня наивным в силу моей молодости, я понимаю, что в Республике Молдова все обстоит далеко не так просто и гладко, и было бы большой ошибкой принять сегодняшнее состояние стабильности как данность – и убить пациента ради успешной операции. ЕНП «успешно» провела нечто подобное в Македонии.
Вспомните, как выглядела Молдова в 2015 году – политическое, экономическое и социальное непостоянство, шесть премьер-министров за 14 месяцев, скандал с украденным миллиардом и т.д. Ладно, допустим, политическая воля присутствует в Кишиневе – есть правительство Филипа и ДПМ. Пусть нестойкое, но – присутствует. Об этом говорят подписанное Соглашение о сотрудничестве с МВФ; Дорожная карта с Евросоюзом, которая выполнена; Соглашение об ассоциации, которое выполняется; мужество, проявленное в отношениях с Россией.
Деньги? За год в Европарламенте были три дискуссии, как я уже говорил, на тему Республики Молдова и помощи на сто миллионов евро. И здесь я должен сказать одну вещь: Украине мы выделили несколько миллиардов евро – консенсусом. И я не понимаю, как можно называть себя сторонником сближения Республики Молдова с европейским пространством – и требовать приостановления европейского финансирования? Это нонсенс, председатель сказал, что это станет губительным сигналом политического отмежевания от Молдовы и от восточных соседей; это практически то, о чем мечтает Москва.
Свободная Европа: Одна из наиболее горячо обсуждаемых тем касалась пересмотра избирательной системы вопреки рекомендациям Венецианской комиссии и Брюсселя. Как вы считаете, парламенту Молдовы следует вернуться к этому вопросу – или идти дальше?
Анди Кристя: Думаю, что вокруг этого вопроса слишком много эмоций. Хочу напомнить, что и Служба внешних действий, и Европейская комиссия все еще находятся в процессе оценки изменений, внесенных молдавским парламентом в избирательную систему – законным путем, заметьте. Как прошло голосование – всем известно, в ближайшее время Комиссия и Служба внешних действий представят свои выводы по этому поводу. Такова реальность, а все остальное – эмоции, которые нередко несут в себе отрицательный заряд.
Свободная Европа: Значит, надо дождаться голосования по проекту, которое состоится в рамках нынешней сессии Европарламента?
Анди Кристя: Это были простые дебаты, сейчас осталось посмотреть, состоятся ли дебаты по конкретной резолюции, и утвердит ли Европарламент какой-то конкретный текст. Сейчас этот вопрос не стоит.