Андрей Нэстасе объявил о намерении баллотироваться на пост мэра Кишинева. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу поинтересовалась, не поторопился ли он с анонсом, коль скоро дата выборов еще не объявлена.
Свободная Европа: В понедельник должен решиться вопрос, когда именно состоятся досрочные выборы в Кишиневе и Бельцах. Вы уже заявили о готовности принять участие в этой избирательной гонке, но мандат мэра продлится лишь до следующих очередных выборов в 2019 году. Не поспешили ли вы заявить о своих планах?
Андрей Нэстасе: Одни считают решение скоропалительным, мне же оно представляется немного запоздалым; Кишинев оказался вдруг без руководителя, избранного гражданами, жителями столицы. В последнее время муниципием временно управляет исполняющая обязанности мэра, назначенная, как мы уже привыкли при этом режиме, в результате рейдерской атаки на мэрию.
«Отравленное яблоко» Плахотнюку следует припасти для себя и Додона
Мой призыв, с которым я выступал еще в июле 2017 года, был адресован г-ну Киртоакэ. Исходя из презумпции его невиновности, я советовал подать в отставку и дать шанс жителям столицы избрать мэра, способного решить самые важные, неотложные проблемы.
Так что это немного запоздалый демарш, и ждать еще было невозможно: на второй же день после моего заявления о готовности Платформы DA выдвинуть своего кандидата, о необходимости укрепить проевропейские, демократические, антиолигархические силы – на второй же день режим бросил на меня весь свой арсенал.
Свободная Европа: Г-н Плахотнюк сказал, что Демпартия поддержит единого проевропейского кандидата.
Андрей Нэстасе: Аналогичным образом было и на выборах президента – и мы все увидели, что он выступил с точностью до наоборот: всеми административными, информационными, финансовыми и другими ресурсами поддержал Додона, с которым сегодня, якобы, активно борется – и которым пугает граждан.
Свободная Европа: И, тем не менее, если намерение ДПМ искреннее, ее поддержка вам на руку или, напротив, поставит вас в затруднительное положение? Ведь после президентских выборов, на которых победил Игорь Додон, ДПМ обвинила проевропейские силы в том, что те не приняли всерьез ее предложения и проигнорировали электорат демократов.
Андрей Нэстасе: Да, тогда мы тоже сказали, что это «отравленное яблоко», которое Плахотнюку следует припасти для себя и Додона. Что касается сторонников, то мы рассчитываем, в том числе, и на членов самой Демпартии, которые вошли в партию вольно или невольно, – потому что, как и вся страна, они страдают от этого режима и по горло сыты как Демпартией, так и Плахотнюком, и всем этим двуглавым режимом Плахотнюка-Додона. Как и вся страна…
Свободная Европа: Кому могут отойти голоса демократов?
Андрей Нэстасе: Есть несколько категорий электората. Я не политический аналитик и не специалист…
Свободная Европа: Но вы политический игрок, которого должен интересовать каждый голос.
Я проинформировал Майю Санду о позиции Платформы DA, просил о поддержке
Андрей Нэстасе: Мы изучили вопрос. Есть очень много людей на данный момент, которые состоят в Демпартии помимо своей воли, скажем так. Они занимают определенные посты, имеют определенный статус, ими движет страх оказаться не у дел – потому что, не дай Бог, если они окажутся на улице, то не смогут содержать свои семьи, детей, родителей… Эта категория есть, и мы обращаемся к ним с предельно четким месседжем: не верьте словам Плахотнюка, когда тот говорит о политических чистках. Категорически – нет! На всех этих людей мы рассчитываем – и на их голоса, и на их поддержку в процессе вывода столицы, затем и всей страны из убогости, в которую ее вверг режим.
Свободная Европа: Г-н Нэстасе, когда я спросила, не поторопились ли вы, я имела в виду еще и позицию о том, что должен быть единый кандидат на правоцентристском сегменте, который выглядит разрозненным. А там, где нет единства, почти нет шансов на победу…
Андрей Нэстасе: Мы это очень хорошо понимаем. Я неоднократно говорил: надо выступать с единым кандидатом. В этом случае со всех точек зрения Партия «Достоинство и правда» имеет больше прав предложить своего кандидата, в том числе с учетом структуры партии, ее посыла, способов создания.
Мы предложили нашим коллегам из Партии «Действие и солидарность» исходить из принципов взаимности, которыми мы руководствовались и на президентских выборах, из принципов меритократии и неподкупности; мы обратились за поддержкой этой партии; ждем и надеемся, что их поддержка станет гарантией победы на предстоящих выборах. Иначе, разумеется, будет сложнее, но это не значит, что мы опустим руки и отдадим город на откуп дилетанта, назначенного Плахотнюком, с подобранной командой активистов от Демпартии. Наш долг – освободить мэрию, вернуть ее гражданам, а затем сделать так, чтобы уровень жизни горожан улучшился.
Перед будущим столичным радоначальником стоят две основные задачи: хаос и коррупция
Свободная Европа: Вы вели переговоры с лидером Партии «Действие и солидарность» (PAS) и этим политформированием? Можно ли будет достичь компромисса, вернее, консенсуса, – ведь, не секрет, что многие напрочь отвергают идею, согласно которой «мы поддержали вас на президентских выборах – вы должны поддержать нас на местных»?
Андрей Нэстасе: Это не наш подход… Хочу, чтобы все знали: мы не предлагали исходить из принципа: «мы – вам, а вы – нам». Нас сейчас интересует проведение эффективной кампании, которую могут обеспечить только отлично отлаженные структуры, люди. Если мы будем сидеть сложа руки, никто кампанию вместо нас не проведет.
А рассчитывать на волну протеста или на волну отрицательных голосов – смешно и наивно, и играть судьбой страны таким образом мы не собираемся. Просто мы не можем исходить из того, что все произойдет самотеком, само по себе. Процесс нужно организовать, процессом нужно руководить – и на этот процесс необходимо влиять.
Свободная Европа: Вы обсуждали все эти вопросы с Майей Санду?
Андрей Нэстасе: Естественно. Мы этот вопрос обсуждали еще летом прошлого года.
Свободная Европа: А сейчас?
Андрей Нэстасе: На днях обсуждали, и я проинформировал Майю Санду о позиции Платформы DA, просил о поддержке. Думаю, поддержка будет, в противном случае шансы проевропейского блока в Кишиневе снижаются.
Свободная Европа: Надо бы говорить и с другими партиями, которые считают себя оппозицией.
Андрей Нэстасе: Мы выступили с таким обращением, и сейчас мне не хочется делить жителей Кишинева на унионистов и сторонников государственности, на приверженцев Таможенного союза и адептов Евросоюза… Наш призыв был ко всем гражданам, ко всем жителям муниципия Кишинев.
Мы апеллировали к представителям гражданского общества, представителям других проевропейских, антиолигархических, демократических партий. Мы обратились ко всей стране, к нашим соотечественникам, и к тем, кто дома, и к диаспоре, потому что хотим превратить кампанию за Кишинев в национальное движение.
Кишиневская мэрия важна и с точки зрения предстоящих парламентских выборов, и преступно отдавать мэрию в руки Додона или Плахотнюка, либо их вассалов, или даже не знаю, как сказать, – их подручных.
Лично я не являюсь политиком, я представитель гражданского общества, юрист по профессии
Свободная Европа: Но, кстати, на одной из пресс-конференций Игорь Додон говорил, что основная борьба на местных выборах, а также на предстоящих парламентских развернется между Партией социалистов и остальными правыми партиями…
Андрей Нэстасе: Не собираюсь анализировать или комментировать. Столько несуразностей наговорил г-н Додон за время своего президентства, да и до этого тоже, что если начинать это все комментировать…
Свободная Европа: Он уверен, что на предстоящих выборах победу одержат социалисты.
Андрей Нэстасе: На предстоящих выборах борьба развернется между правдой и ложью. Между рядовым гражданином и этим гибридным режимом Плахотнюка-Додона. Между ними пойдет борьба.
И мы, Платформ DA, поставили перед собой задачу, чтобы все граждане страны, независимо от политических, геополитических и других взглядов и симпатий, сосредоточились на борьбе с ложью, со всеми теми, кто десятки лет превращал их жизнь в мучение, превращал в ад. Настал момент истины.
Мы все видели, что произошло за тот период, в течение которого Плахотнюк контролирует парламент, правительство и другие госинституты. Мы видим Додона, вассала Плахотнюка, мы видим, что они сделали за все это время, – а ведь могли превратить Молдову в райский уголок, имея всю полноту власти, все ресурсы, все, чем должна располагать власть для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону...
И что же они сделали? Играли судьбой людей, играли нашими судьбами, пенсионеры по-прежнему подвергаются унизительному отношению, им нагло врут с экранов телевизоров, обещая повысить пенсию на 37%, но в действительности их в очередной раз обманули… На этом фоне крайне необходимо консолидированное общество, сплоченное вокруг проевропейских, антиолигархических политических сил.
Больше всего мне хочется быть в кругу семьи. Этот мандат мне нравится больше всего
Свободная Европа: Если вы станете мэром Кишинева, какие у вас приоритеты? С чего вы начнете?
Андрей Нэстасе: Перед будущим столичным радоначальником стоят две основные задачи, потому что на уровне муниципальной администрации две огромные проблемы расшатывают мэрию: хаос и коррупция.
Свободная Европа: И как намерены вы бороться с этими проблемами?
Андрей Нэстасе: Будущему градоначальнику понадобится в высшей степени компетентная команда экспертов и специалистов. Мы привлечем специалистов как со стороны местного и центрального публичного управления, так и со стороны гражданского общества, а если понадобится – то из-за пределов страны в том числе. Затем, конечно, наладим эффективное сотрудничество с муниципальным советом.
Свободная Европа: Мунсовет разношерстный, и вам прекрасно известно, что собрать голоса для получения большинства очень сложно.
Андрей Нэстасе: Да, это так. Значит, придется приложить усилия к тому, чтобы этот совет был заинтересован работать в интересах людей. Надо провести широкий аудит всего того, что происходит в Кишиневе, – такой аудит, кстати, уже был, год назад его организовал сам Дорин Киртоакэ. Были выявлены недостатки в работе мэрии, муниципальных служб на уровне управлений, но дальше ничего не произошло, все этим и ограничилось.
Мэрия – это первый редут в борьбе с биномом Плахотнюка-Додона
Так вот, нужно будет провести аудит, который покажет на уровне каждой структуры, каждого предприятия, каждой службы, где работа идет хорошо, а где нет. С таким контрольным корпусом, какой запланировал в моей программе, можно будет искоренить коррупцию на уровне всей мэрии.
Свободная Европа: Г-н Нэстасе, скажите, скольких, по вашему мнению, избирателей убедили вы отдать свой голос, перечисляя свои приоритеты?
Андрей Нэстасе: Я еще не закончил. Я сказал, что есть две категории, – хаос и коррупция. С другой стороны, есть потребности и ежедневные проблемы горожан. Разумеется, мы будем заниматься и ямами на дорогах, мы не дадим улицам погрузиться во тьму, мы будет следить за качеством воды, за качеством услуг мэрии. Давайте посмотрим, что происходит с незаконными постройками. На данный момент в Кишиневе более 2000 незаконных строительств! Строят везде – в парке, на детской площадке, на футбольном поле бывшей школы, и т.д. Все эти вопросы числятся среди наших приоритетов, – но ничего нельзя решить, пока мы не избавимся от коррупции в мэрии.
Свободная Европа: Избиратели устали от политических лозунгов.
Андрей Нэстасе: Это однозначно. Лично я, и это всем прекрасно известно, не являюсь политиком, я представитель гражданского общества, юрист по профессии. Хочу, чтобы мои знания в области юриспруденции служили людям, так, как я уже делал не раз, в частности, когда спас бюджетные семь с лишним миллионов евро, которые вознамерилась прибрать к рукам криминальная группировка.
В последний раз я разговаривал с Додоном еще до президентских выборов
Но все наши проекты национального уровня, я имею в виду дебюрократизацию, демонополизацию, деофшоризацию, децентрализацию, – абсолютно все наши инициативы применимы и на локальном уровне. Много афер с мэрией провели фирмы, за которыми стоят акционеры офшоров. Такие моменты следует исключить. Необходимо устранить схемы отчуждения муниципальной собственности, которые происходили в последнее время, в частности, незаконное предоставление минимум 300 гектаров муниципальных земель, что нанесло значительный ущерб – более 6 млрд леев! – муниципальному бюджету, который в этом году составляет 4,1 млрд. Возмещение этих средств в бюджет позволит поднять зарплату работникам местных органов власти, оптимизировать администрацию, чтобы обеспечить гражданам несравненно более качественные услуги – и полностью искоренить коррупцию.
Свободная Европа: Мандат нового мэра Кишинева будет краткосрочным – до 2019 года. В этом свете мне бы хотелось спросить, что сейчас важнее для вас, г-н Нэстасе: выиграть кресло градоначальника или включиться в парламентские выборы?
Андрей Нэстасе: Чтобы отказываться от мандата мэра или депутата парламента, надо, прежде всего, получить их, не так ли? Поэтому наша задача – победить на местных выборах, завоевать, в данном случае, кишиневскую мэрию, а затем, разумеется, включиться и в кампанию по выборам парламента.
Свободная Европа: Если вы станете мэром, то останетесь ли вы в мэрии?
Андрей Нэстасе: Я активно включусь в борьбу за мэрию, с привлечением всех наших структур как в Кишиневе, так и в стране; мы бросим в бой абсолютно все для того, чтобы завоевать мэрию, потому что мэрия – это первый редут в борьбе с биномом Плахотнюка-Додона. И как только станет известна дата парламентских выборов, мы незамедлительно включимся всем арсеналом, в том числе с позиций мэра Кишинева, чтобы взять власть и на центральном уровне. А как дальше быть с властью, что на центральном, что на муниципальном уровне, мы знаем – управлять страной в интересах граждан.
Свободная Европа: А лично вас что больше привлекает – мандат мэра или депутата?
Андрей Нэстасе: Больше всего мне хочется быть в кругу семьи. Этот мандат мне нравится больше всего.
Неужели кто-то думает, что я рвусь к какой-то должности в Республике Молдова?
Свободная Европа: Но раз уж вы включились в политическую борьбу, то выбор, так или иначе, придется сделать?
Андрей Нэстасе: Да. Но давать какие-то дополнительные обещания мне представляется преждевременным. Единственное, могу сказать, что любой шаг буду сверять с общественностью, с внешними партнерами, с другими партиями, чтобы после столицы мы пришли к власти по всей стране – и сообща приступили к работе, чтобы превратить Молдову в государство, в котором действительно хочется жить.
Свободная Европа: Борьба будет жесткой. Вы наверняка уже видели в соцсетях компрометирующие ролики с Андрем Нэстасе и Игорем Додоном…
Андрей Нэстасе: Те, кто постоянно ведет какие-то торги с Додоном по вопросам национальной безопасности, вокруг денег компании Metalferos, вокруг денег «Газпрома», кто делит судей и послов вместе с Додоном – естественно, они будут приписывать мне любые отношения. Хорошо, что умер бен Ладен (если он умер), а иначе мне обязательно припаяли бы и дружбу с ним. А с Додоном я не разговаривал с той поры, когда мы вместе входили в гражданскую платформу.
Тогда мы, естественно, протестовали вместе со всем миром, и мне было неважно, кто стоял справа от меня – Додон, Усатый или кто-то другой, или что Майя Санду была где-то рядом – меня интересовали граждане Республики Молдова. Я не собирался заниматься политикой, но как только начал, как только мы прошли регистрацию в минюсте 24 февраля, то никаких официальных, публичных отношений с Партией социалистов, с Игорем Додоном у меня не было. В последний раз я разговаривал с Додоном еще до президентских выборов. Найдите другого такого человека, который прекратил любые отношения с ним, даже скрытые. Так что обвинять меня…
Свободная Европа: Г-н Нэстасе, вас подозревают в неискренности, когда вы говорите о европейском курсе Молдовы. Люди помнят ваше скандальное предложение – batista pe țambal, о том, что надо положить под сукно европейский вектор)...
Когда они нападали на меня, я словно молодел и ощущал дополнительный прилив сил. Так будет и на этот раз
Андрей Нэстасе: Призываю всех тех, кто максимально эксплуатировал этот сюжет, я бы даже сказал, фарисейски его эксплуатировал, потому что в той передаче Лорены Богза, отвечая на вопрос о том, как быть с европейским вектором Республики Молдова и с Соглашением об ассоциации, я сделал предельно ясное заявление: вы-пол-ня-ем! Произнес буквально по слогам!
Я не отказался от этой своей позиции – и никогда не откажусь. Что же касается совета «положить под сукно», то это был призыв к тем, кто кричит «унире», кто орет «европейская интеграция», и кто ничего не делает ради этих высоких целей. Я человек слова, материализованного в действия, и когда я призывал отказаться от риторики, я сказал, что те, кто прячется за интеграционной риторикой и лозунгами, – именно они устроили из Молдовы прачечную и отмыли через ее банки и через ее юстицию миллиарды российской мафии, которая срослась с мафией молдавской.
Свободная Европа: Как вы оцениваете шансы выиграть бой, ограничиваясь дуэлью идей – и не компрометируя оппонентов?
Андрей Нэстасе: Это вопрос, скорее, к Плахотнюку, а не ко мне.
Свободная Европа: Вас это пугает?
Андрей Нэстасе: Нет. Ничуть не пугает, потому что я верю в здравомыслие граждан Республики Молдова, в рассудительность горожан.
Свободная Европа: А если будут и другие ролики?
Андрей Нэстасе: И на здоровье, если делать нечего. Я знаю себе цену, знаю, что у меня за плечами, – и знаю, с кем мне воевать. Неужели кто-то думает, что я рвусь к какой-то должности в Республике Молдова? Для себя – нет! Но я не могу и не хочу жить в оскверненном государстве, не хочу быть одним из униженных.
Я включился в эту борьбу, и меня не пугают нападки именно потому, что я пережил такой опыт. В период президентских выборов не было человека, которого атаковали и линчевали больше, чем меня. Так что мне не привыкать, эта перспектива меня не пугает.
Когда они нападали на меня, я словно молодел и ощущал дополнительный прилив сил. Так будет и на этот раз – я буду драться ради рядового гражданина, ради жителей Кишинева, а затем и ради жителей всей страны. Так – и только так.
Они – со своим арсеналом, клеветой и ложью, линчеванием, продажными телеканалами, мешками денег, разного рода схемами, а я – с поддержкой людей, с моей любовью к ним и их любовью ко мне.