Аннели Уте Габани: «Идет борьба не на жизнь, а на смерть — за эту страну, за ее политическую ориентацию»

МИД России

Молдавско-российские отношения зашли в тупик? Введет ли Москва санкции против Кишинева после того, как российский вице-премьер Дмитрий Рогозин был объявлен в Молдове нежелательной персоной? Интервью немецкого политолога, эксперта по молдавской проблематике.

Свободная Европа: Мы говорим о решении официального Кишинева объявить российского вице-премьера Дмитрия Рогозина персоной нон грата. Молдавская сторона объясняет этот шаг оскорбительными заявлениями Рогозина в адрес Молдовы и ее граждан. Как, по вашему мнению, будут развиваться отношения между Кишиневом и Москвой после этого инцидента?

Аннели Уте Габани: Интересно, что г-н Рогозин, который известен своими эпатажными выходками, в этот действительно важный для двухсторонних отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией момент действовал как агент-провокатор.

Провокация была спланирована, и ее можно было избежать, потому что Кишинев пытался решить проблему дипломатическим путем, спокойно и мирно, не вынося этот спектакль на обозрение международных зрителей. Но, как мы увидели, г-н Рогозин, а, значит, и Россия, Кремль решили иначе.

Москва иногда реагирует и с запозданием – в силу каких-то политических причин

Во-вторых, эта открытая провокация вносит ясность и в отношении других моментов. Прежде всего, в самой Молдове: похоже, что это двоевластие, разделение между прозападным правительством и Партией социалистов и, соответственно, президентом приобрело как никогда четкий характер.

Отчетливо видно, что г-н Додон хочет встречать г-на Рогозина в аэропорту, ехать с ним в Тирасполь, – но вот остальные не хотят этого допустить.

Свободная Европа: Кремль может ответить аналогичным образом, объявить нежелательными персонами молдавских чиновников?

Аннели Уте Габани: Может, естественно. Но надо сказать, что мы стали свидетелями довольно несбалансированного конфликта. Это как битва Давида с Голиафом. Если Молдова позволит себе какой-либо жест в отношении Голиафа, это будет заметно и болезненно. Но если Москва объявит молдавских чиновников персонами нон грата, то это не привлечет к себе большого внимания. Таковы реалии, несоразмерные по степени важности и резонансу ни на национальном, ни на геополитическом уровне.

Сейчас избиратели могут четко увидеть, кто и за что выступает, кто и как поступает

Свободная Европа: Но пакет мер в адрес Молдовы возможен?

Аннели Уте Габани: Разумеется, и вопрос в том, будут ли они применены сейчас или позже, потому что Москва иногда реагирует и с запозданием – в силу каких-то политических причин. Серьезной реакцией могут стать санкции против тех 500 тыс. молдавских мигрантов, которые живут в России – если их отправить домой, это обернется очень большими экономическими и социальными проблемами для Республики Молдова. Тем более, что подобная угроза уже звучала, когда Россия, если мне память не изменяет, собиралась отправить их обратно на родину голосовать в Кишиневе; и это создало бы большие проблемы…

Свободная Европа: Вы считаете, что у Москвы сейчас больше поводов поддержать Игоря Додона на парламентских выборах 2018 года?

Республика Молдова сейчас, как и несчетное количество раз прежде, вновь оказалась на перепутье

Аннели Уте Габани: Вне всякого сомнения, так как [Кремль] видит, что власть Додона под угрозой. Поэтому отдельные наблюдатели и поспешили выдвинуть на первый план фигуру Плахотнюка, считая, что таким образом они смогут разделить политические силы Республики Молдова. Для меня ясно: парламентские выборы 2018 года приближаются, и тогда станет ясно, как реагирует население на эти две политические силы, которые сегодня перестали лицемерить и сбросили маски.

По моему мнению, причина кроется, скорее, в страхе, а не в попытке обмануть Запад относительно того, что происходит в Молдове. Но сейчас избиратели могут четко увидеть, кто и за что выступает, кто и как поступает.

Свободная Европа: После этого жеста со стороны Кишинева кто больше нуждается в улучшении отношений между Кишиневом и Москвой – Российская Федерация или Республика Молдова?

Аннели Уте Габани: Думаю, Российская Федерация, потому что Республика Молдова сейчас, как и несчетное количество раз прежде, вновь оказалась на перепутье. И если в Кишиневе не найдется политической силы, которая громко и ясно заявит о приверженности европейским ценностям, то Молдове вряд ли следует уповать на своих сторонников на Западе, которые взяли бы на себя миссию удержать ее и не дать уползти в сферу влияния России.

Важно, чтобы ситуацию поняли на Западе, особенно, те политики Евросоюза, которые в любой момент готовы обрушиться с критикой на Молдову за медленные темпы реформ, за отсутствие прогресса в других сферах, но не видят, что идет борьба не на жизнь, а на смерть – за эту страну, за ее политическую ориентацию сегодня и, в особенности, завтра.