Свободная Европа: Г-н Хекмарк, как бы вы оценили 2017 год с политической точки зрения, а также в плане отношений между Евросоюзом и странами Восточного партнерства? И что вы считаете главным событием ушедшего года?
Your browser doesn’t support HTML5
Гуннар Хекмарк: Событием года я бы назвал саммит Восточного партнерства, который прошел в ноябре в Брюсселе, где ряду стран были предоставлены возможности более быстрого и реального сближения с Евросоюзом.
Несомненно, фундаментальные перемены будут, и не только в Грузии, но и в Украине, и в Молдове
К отдельным странам Восточного партнерства уже применяется безвизовый режим в отношениях с Евросоюзом. Следовательно, можно говорить о весомых достижениях в 2017 году, несмотря на то, что с обеих сторон присутствует некоторое разочарование. Страны Восточного партнерства должны больше работать для построения правового государства, искоренения коррупции и укрепления демократии.
Свободная Европа: Вы считаете, дело за европейскими партнерами? Иными словами, Евросоюз инвестировал много, существенно поддержал своих партнеров, и сейчас ждет конкретных результатов?
Гуннар Хекмарк: Думаю, именно такой подход нашел отражение в обязательствах, которые обе стороны взяли на себя в рамках ряда соглашений и резолюций. Но лично мне хотелось бы, чтобы посыл Евросоюза был более ясным и конкретным, а именно: любая европейская страна может стать членом Евросоюза. Этот месседж либо не всегда озвучивался достаточно членораздельно, либо он был бессодержательным. Но, повторяю, любая европейская страна может рассчитывать на членство в ЕС.
Свободная Европа: В итоговой декларации ноябрьского саммита Восточного партнерства не было сказано ни слова о замороженных конфликтах. Это хороший знак – или не очень? В последние годы ЕС говорил о неэффективности сложившихся переговорных форматов – что в Приднестровье, что в Нагорном Карабахе и других очагах. Но ничего не было сделано для того, чтобы найти более подходящие форматы…
Гуннар Хекмарк: Думаю, ситуация сложная с нескольких точек зрения: стоит только Евросоюзу как-то вмешаться в поиск решения – я имею в виду, прежде всего, нагорно-карабахский конфликт, как начинаются обвинения в пристрастном отношении к той или иной стороне. Нам этого не хочется. Мы хотим способствовать сотрудничеству, как между нами и этими государствами, так и между ними самими. В этом и состоит наша главная задача – сблизить стороны конфликта. Такое сотрудничество может способствовать урегулированию замороженных конфликтов.
Кремлевский режим коррумпирован до мозга костей
Свободная Европа: В последнее время ЕС сконцентрировал свое внимание на Грузии. Применение новой формулы сотрудничества – «Восточное партнерство плюс» – предложенной Молдове, Грузии и Украине, может изменить фундаментальным образом ситуацию?
Гуннар Хекмарк: Несомненно, фундаментальные перемены будут, и не только в Грузии, но и в Украине, и в Молдове. Зная, что есть возможность постоянного расширения сотрудничества с Евросоюзом, правительства соответствующих стран могут передавать своим гражданам предельно ясный посыл, что ЕС готов увеличить предоставляемую им помощь. Потому что чем больше положительных событий реально происходят на внутреннем уровне – борьба с коррупцией, справедливое правосудие – тем больше у государства шансов повысить рейтинг доверия в глазах собственных граждан, а также у Евросоюза, который, как известно, руководствуется принципом «Больше за большее».
Наши отношения с этими тремя государствами крайне важны; но, с моей точки зрения, сюда нужно включить и Белоруссию с Арменией и Азербайджаном. В этих странах есть более глубокие проблемы, чем в Украине, Молдове или Грузии, которые могут решить только местные политики и граждане.
Демократия, борьба с коррупцией, независимость от России – эти вопросы могут решить только граждане соответствующей страны, а не ЕС. Единственное, что мы можем посоветовать странам Восточного партнерства – генерировать как можно больше результатов в рамках выполнения договоренностей с Евросоюзом. Приложить все усилия и идти вперед для максимального использования перспектив, которые открывает перед ними ЕС. Обеспечение крепкой демократической основы – единственное условие, которое мы ставим.
Свободная Европа: Вы упомянули об отношениях этих трех стран с Россией. Конечно, все мы знаем, что бывшие советские страны вынуждены противостоять гибридной войне, пропаганде и другим скрытым угрозам. С другой стороны, часть населения этих стран, в основном, русскоговорящие граждане, выросшие при советском режиме, отождествляют себя с Россией и выступают на стороне РФ. Не получится ли так, что, требуя от этих стран независимости от России, мы вынуждаем часть граждан отказаться от собственной идентичности?
В Финляндии есть люди, которые говорят на шведском языке, но это не делает их гражданами Швеции
Гуннар Хекмарк: Когда я сказал «независимость от России», я имел в виду независимость от сложившегося там политического режима. Думаю, все эти страны должны поддерживать максимально хорошие отношения с Россией – но не в ущерб суверенитету, что сейчас и наблюдается. Эти страны должны сделать все для того, чтобы стать независимыми и суверенными нациями.
Мы также не хотим, чтобы они стали зависимыми от ЕС. Мы за то, чтобы они обрели подлинную независимость и суверенитет, чтобы мы сообща развивали различные формы сотрудничества, основанного на воле народа. Именно за такое сотрудничество и выступает ЕС.
Мы не хотим, чтобы эти страны зависели и от Брюсселя, и от Москвы. Тем более, что нынешний режим в России не приемлет правового государства. Кремлевский режим коррумпирован до мозга костей, он использует различные механизмы для продвижения национализма. Мы желаем государствам Восточного партнерства собрать все свои силы и противостоять этим вызовам.
Активное сотрудничество с Евросоюзом отнюдь не ставит под угрозу статус русскоязычного населения соответствующей страны – отрекаться от своего родного языка никто никого не заставляет. Во многих странах Евросоюза есть российские меньшинства, русскоговорящие граждане. Но даже при том, что их родной язык русский, они – этнические эстонцы, финны, шведы. Они не принадлежат России. Говорить на языке той или иной страны – это еще не значит быть ее гражданином.
В Финляндии есть люди, которые говорят на шведском языке, но это не делает их гражданами Швеции. Они финны, представляющие шведское меньшинство в Финляндии. И все. И не надо смешивать различные связи между культурами и традициями с политикой. Присутствие представителей других национальностей в той или иной стране не ставит под сомнение ее независимость и суверенитет.
Свободная Европа: В итоговой декларации саммита говорится, цитирую: «Посредством Восточного партнерства Европейский союз помог создать 10 000 рабочих мест, обучить 20 000 человек». ЕС строил дороги, школы, детсады. Но как вы можете объяснить то, что популярность ЕС падает?
Киев должен бороться с коррупцией, иначе европейских денег не видать. Это относится и к Молдове
Гуннар Хекмарк: Думаю, значительная часть населения выступает за более тесные отношения с ЕС. Для них наверняка демократия, правовое государство связаны непосредственно с Евросоюзом. Возможно, некоторые из них боятся того, что они считают новой культурой, новыми отношениями, и чувствуют себя более комфортно с привычными партнерами.
Главная проблема – в том, что правительства этих стран не проинформировали своих граждан, что львиная доля помощи приходит именно от ЕС. Основная доля торговли приходится на ЕС. И если бы в этих странах не было широкой поддержки в пользу демократических перемен, то не были бы подписаны соглашения об ассоциации.
Свободная Европа: Посмотрим в 2018 год: каким он будет, с вашей точки зрения?
Гуннар Хекмарк: Очень хочется надеяться, что ситуация в Грузии нормализуется – в смысле стабилизации правового государства, свободной прессы и т.д. Грузия, например, может многое сделать для улучшения ситуации. В 2018 году хотелось бы более решительной и ясной позиции в вопросе оккупации со стороны России Южной Осетии и Абхазии. Русские должны уйти оттуда. Таков должен быть посыл.
Что касается Украины, то акцент следует сделать на коррупции. Мы готовы предоставить все возможности, готовы помогать, но Киев должен бороться с коррупцией, иначе европейских денег не видать. Это относится и к Молдове.
Мне также хотелось бы, чтобы лидеры Азербайджана и Беларуси поняли: от прошлого пора оторваться, надо оставить позади отжившие структуры, которые мешают жить сегодняшним днем и уверенно идти в будущее. Армянам я бы пожелал больше мужества в отношениях с ЕС, потому что здесь их духовное ценности... Это касается и Молдовы, и Украины, и Грузии… Здесь их семья. Они – не новая и даже не старая Европа, они – древняя Европа.