Игорь Боцан: «27 лет политический класс занимался воровством, и граждане не видят перспектив, кроме объединения» (ВИДЕО)

Your browser doesn’t support HTML5

О методах раскола и объединения молдавского общества

Игорь Боцан: Организаторы воскресного митинга в Кишиневе, посвященного Столетию объединения, приняли, по сути, дорожную карту, состоящую из пяти пунктов. В апреле состоится опрос граждан Республики Молдова для оценки количества сторонников идеи Объединения, затем будет проведено собрание представителей населенных пунктов, подписавших Декларацию об объединении в Алба-Юлия, после чего состоится собрание в Яссах, также посвященное унионистской идее… Затем последует широкомасштабная манифестация. Апогеем дорожной карты станет совещание в Брюсселе, в рамках которого состоится и конференция, призванная передать миру послание о том, что граждане Республики Молдова и граждане Румынии желают воссоединиться.

Свободная Европа: Как бы вы расценили эти меры? Что это – популяризация идей унири, давление на политиков, социологическое исследование?

Игорь Боцан: Давления на политиков уж точно нет никакого. Это акция, которую можно назвать попыткой сенсибилизировать общественность Румынии и Республики Молдова, а также Европы. Это мероприятие, которое лишь рекомендует парламентам двух стран – Республики Молдова и Румынии – принять во внимание волну унионизма, в основе которой, как отмечается и в итоговом воззвании «Собрании Столетия», тот факт, что Республика Молдова оказалась государством-банкротом.

В течение 27 лет политический класс занимался лишь воровством, а доведенные до ручки граждане не видят других перспектив, прежде всего для молодого поколения, кроме объединения двух стран.

Свободная Европа: Лично я пытался выяснить у участников, какой интерес у граждан Румынии в объединении? Вы бы как ответили на этот вопрос?

Игорь Боцан: Я бы ответил предельно просто. Существует национальный идеал, и этот идеал заслуживает реализации. Конечно, для этого необходимы определенные усилия как на уровне государственных институтов, так и на гражданском уровне. Более того, я бы сослался на то, что сторонники унионистской идеи приводят в пример Германию, пример Южной Кореи, что объединение Германии началось с создания фонда солидарности для сбалансирования ситуации между двумя Германиями. В принципе, такой подход действителен и в отношении Румынии.

Свободная Европа: Не думаю, что молодое поколение даст себя убедить подобными урапатриотическими лозунгами о воссоединении нации. Ведь именно молодежь пыталась сформулировать прагматические мотивы для объединения, которые касаются зарплат, пенсий, поддержки Евросоюза, субсидий для сельского хозяйства и т.д., и т.п.

Игорь Боцан: Это так. Да и унионистское движение в Республике Молдова за последние два-три года получило размах именно на фоне так называемой идеи социального единства. Вспомним широко разрекламированную кампанию, в рамках которой говорилось: в Румынии зарплата в несколько раз выше, чем в Республике Молдова; пенсия в Румынии в четыре раза превышает пенсию в Молдове; ВВП на душу населения в Румынии в шесть-семь раз выше, чем в Молдове. И эта кампания возымела эффект.

Сейчас, если ответить на прямой вопрос, следовало бы отметить, что и Траян Бэсеску лет пять или четыре с половиной года назад говорил, что в Румынии, судя по опросам, 70% граждан разделяют идею Объединения. Значит, поддержка в обществе есть.

Свободная Европа: И они согласны пожертвовать частью своих доходов?

Авторы скептически оценивают возможность быстрой реализации идеалов Объединения

Игорь Боцан: Этот вопрос не обсуждается – ни здесь, в Республике Молдова, ни в Румынии. Только приводится, как я уже говорил, пример Германии и Кореи. Что же касается примера Германии, то мы знаем, что в течение 30 лет работал фонд солидарности, который способствовал реформированию земель Восточной Германии, в первую очередь инфраструктуры, и многому другому. Это все оказалось достаточно дорого.

Что касается Кореи, то известно, что ее президент обратился к народу по случаю 70-летия освобождения от оккупации и предельно ясно изложил картину, чтобы граждане поняли, во что может обойтись объединение Кореи. Он подчеркнул, что для этого каждому корейцу придется в течение 60 лет платить на 2% больше налогов, чем обычно. Такова, по его мнению, примерная цена объединения страны.

Конечно, подобные цифры не могут вызывать большого энтузиазма, но отправным пунктом должна служить реальная ситуация, которая сложилась на данный момент в Республике Молдова. В объединении двух государств многие граждане видят избавление от бедности и коррупции, которые процветают в Республике Молдова. Поэтому можно предположить, что волна унионизма окажется продолжительной.

Свободная Европа: Противники Объединения говорят, что Румыния берет себе серьезную проблему, которую не сможет переварить с политической точки зрения. С другой стороны, сторонники унири, в частности, Анатол Видрашку, в интервью Свободной Европе говорил, что есть расчеты и примеры, когда объединение наций и восстановление крупных, сильных государств за очень короткое время показало существенную экономическую и политическую отдачу. Иными словами, Румыния, к которой вернется Республика Молдова, может стать важным государством в Европе. Как вы воспринимаете подобные аргументы?

Игорь Боцан: Я сторонник прагматичного подхода. Ответ на этот вопрос есть и в воззвании. В тексте там есть предложение, которое указывает на то, что авторы скептически оценивают возможность быстрой реализации идеалов Объединения. Они, по сути, рекомендуют – только рекомендуют! – парламенту Румынии как-то включиться в этот процесс и попытаться приблизить ту точку, когда можно будет сослаться на аргументы, прописанные в заключительных документах Хельсинкского процесса.

То, что произойдет в Чадыр-Лунге, прекрасно вписывается в тактику г-на Додона

То есть, люди понимают, что это долгий путь, – и что на этом пути много препятствий. Сам Траян Бэсеску, один из представителей движения, говорил, что – да, нужно как-то привлечь и Россию, без диалога между Румынией и Россией по приднестровской проблематике не обойтись.

Конечно, пример Германии здесь не показательный. С этнической точки зрения Восточная Германия на тот момент была однородной, лишь 0,5% населения составляли представители других национальной. Здесь же, в Республике Молдова, целый букет проблем. Но, как я уже отмечал чуть выше, унионистское движение призвано – так как оно исходит снизу, от местных администраций, от сел и районов – избавить Республику Молдова от коррупции и нищеты.

Свободная Европа: В какой степени лидеры унионистского движения принимают в расчет тот факт, что сопротивление этой идее пропорционально растет по мере активизации дискуссий на тему унири? Самое яростное отторжение исходит от президента Додона, который заявляет о намерении объявить унионизм вне закона. В какой мере лидеры Объединения учитывают степень сопротивления, и как они намерены его преодолевать?

Игорь Боцан: Этот момент явно просматривается в итоговой декларации собрания Столетия. Там совершенно однозначно присутствует отдельное обращение к нацменьшинствам. У г-на Гребенщикова было специальное обращение, в том числе на русском языке, с целью убедить представителей нацменьшинств, что им не грозит никакая опасность, что в объединенной Румынии, а значит – в рамках Евросоюза – им будут гарантированы все права, им будет гарантирован несравненно более высокий уровень жизни, чем здесь, в Республике Молдова. Правда, насколько убедительны такие месседжи, нужно еще посмотреть…

Свободная Европа: В Чадыр-Лунге намечено провести собрание против Объединения. Последствия этих намерений уже дают о себе знать.

Игорь Боцан: Да, но эти последствия предвидел сам г-н Додон, который, при получении мандата президента, в числе своих первостепенных задач назвал запрет унионизма в Республике Молдова. Сегодня г-н Додон наверняка убедился в том, что подобные посылы действительно сеют антагонизм в обществе, и с ними надо бы поосторожнее.

Мы еще помним 22 февраля 2008 года, когда в парламенте Лупу приветствовал делегацию молдовенистов из Румынии!..

Сейчас г-н Додон реагирует в присущей ему манере, будучи уверенным в том, что унионисты представляют около ¼ или 1/3 граждан Республики Молдова, что противников унионизма, по его мнению, в разы больше, а значит, он может получить определенные электоральные дивиденды от этого столкновения. Такой момент явно присутствует.

То, что произойдет в Чадыр-Лунге, прекрасно вписывается в тактику г-на Додона, который, не надо забывать, был одним из сторонников референдума от 2 февраля 2014 года. Следовательно, по его расчетам, это деление общества на унионистов и антиунионистов ему лишь на руку.

Свободная Европа: Значит, подготовка этого противостояния и действия антиунионистов понятны. А власть как позиционирует себя по отношению к этому унионистскому движению, которое Игорь Додон поспешил назвать провалом?

Игорь Боцан: Однозначно, Демпартии, правящей в Молдове, хотелось бы получить какую-то выгоду от сложившейся ситуации, но она не знает, как ее добиться. Потому что, как мы видели…

Свободная Европа: Мариан Лупу отреагировал достаточно нервно.

Игорь Боцан: Точно! Мариан Лупу нередко реагирует импульсивно. Вспомним его отношение к румынскому языку, он до настоящего момента враждебно к нему настроен…

Свободная Европа: Сбалансировано, по его словам…

Игорь Боцан: Да

Свободная Европа: Научно-практический подход…

Игорь Боцан: Совершенно верно, но только мы еще помним 22 февраля 2008 года, когда в парламенте Республики Молдова Лупу приветствовал делегацию молдовенистов из Румынии!.. Так что все намного сложнее, и закрывать глаза на подобные «мелочи» непростительно.

С другой стороны, Андриан Канду отказался дать добро на проведение здесь, в парламенте Республики Молдова, торжественного заседания по случаю исторического факта, который имел место…

Свободная Европа: Но в Бухарест он поедет…

Лидер ДПМ является вице-председателем Социнтерна – и призывает правые (!) партии занять единую позицию

Игорь Боцан: В Бухарест поедет, и там попытается как-то загладить промах. Так что правящая партия оказалась в очень непростой ситуации. С одной стороны, Демпартия, правящая в Республике Молдова, поддерживает очень хорошие отношения с правящей партией Румынии, пользуется разного рода поддержкой со стороны Румынии.

С другой же, все проекты, которые их связывают, направлены, если можно так выразиться, на укрепление независимости Республики Молдова. Ни румынского языка, ни готовности к празднованию Столетия здесь, в Республике Молдова… По моему мнению, им хотелось бы получить какую-то выгоду, но они не знают, как.

Свободная Европа: Значит, если Игорю Додону и социалистам антирумынизм приносит явные дивиденды, то демократы на нечто подобное рассчитывать не могут?

Игорь Боцан: Я думаю, у них в любом случае есть какая-то формула. По моему мнению, эта формула связана с курсом на европейскую интеграцию, которая так или иначе будет осуществляться с помощью Румынии, вместе с Румынией. Поэтому они наверняка собираются подавать этот вопрос под различными соусами, но все дело в том, что, как мне кажется, в этом смысле у них нет пока четкой формулы, которая позволит людям понять позицию Демпартии.

Как нет и окончательного мнения о том, что это за партия, ДПМ, – левой она или правой ориентации? Когда лидер ДПМ является вице-председателем Социнтерна – и призывает правые (!) партии занять единую позицию, например, на муниципальных выборах в Кишиневе, – ты смотришь и не совсем понимаешь, с кем же имеешь дело.