Республика Молдова движется к авторитаризму – к такому выводу пришли авторы последнего отчета Freedom House о состоянии демократии в мире. Предостережение относится не только к Молдове, но и остальным странам региона – Украине, Грузии, Армении и Кыргызстану. В интервью Свободной Европе бывший посол Республики Молдова в США, исполнительный директор IDIS Viitorul Игорь Мунтяну говорит, что подобные оценки должны заставить задуматься о необходимости защиты либеральных моделей демократии.
Игорь Мунтяну: Обзор престижной американской организацией Freedom House указывает на предельно тревожную тенденцию. Двенадцатый год подряд число стран с явным откатом по большинству показателей – свобода институтов, гражданское общество, права и свободы – превышает число стран, которые отнесены к категории свободных. Соответственно, 19 из 29 государств, охваченных мониторингом, страдают явной деградацией демократических институтов.
С этой точки зрения отчет 2018 года указывает на тревожную тенденцию, наметившуюся на мировом уровне, которая коснулась, в том числе, Республики Молдова наряду с другими странами Центральной Европы, где налицо презрительное отношение правительств к независимым институтам и гражданскому обществу. Это выражается в неприкрытом наступлении на политическую оппозицию и независимые СМИ.
В России модель автократии – это модель президента Путина, именно он консолидировал гражданское общество против Запада
Соответственно, на наших глазах усиливаются тревожные тенденции и попытки правящих кругов «приватизировать» собственные государства, построить другую, нелиберальную модель в Европе, которая всегда была оплотом демократии, гражданских прав и свобод. Преступно оставаться пассивным и безучастным созерцателем этих тенденций, которые ясно свидетельствуют об определенном отказе от свобод, завоеванных после распада СССР, и о пагубной роли популизма на всем континентальном пространстве Европы, сторонники которого, придя к власти, пытаются построить собственную модель управления и, естественно, делают это, расшатывая демократические устои послевоенной Европы.
Свободная Европа: «Неформальные лидеры контролируют систему изнутри или со стороны, и они все больше доминируют над недостаточно развитыми политическими системами». Это же не только про Молдову, но и про Грузию, и про Армению, и про Кыргызстан. Как это объяснить?
Игорь Мунтяну: Популизм стал ходовым, востребованным товаром, он легко продается, и простые решения пользуются спросом, особенно у отчаявшегося населения. Наблюдается всеобщий откат демократии послевоенного типа и, разумеется, в таких условиях важная роль отводится интеллигенции, среднему классу, которые не могут пользоваться свободами и преимуществами либеральной модели демократии, если не будут их отстаивать.
Второе – это стремление к либеральным моделям и концентрации власти в руках ограниченной группы лиц, к российской ориентации, по сути. В России модель автократии – это модель президента Путина, именно он консолидировал гражданское общество против Запада, против цивилизации, которую он считает враждебной российским интересам. И, соответственно, во всем, что мы видим у наших соседей, – от победы на выборах в Венгрии, от консолидации консерватизма польского типа до Украины и Республики Молдова – во всем мы видим это в действии.
Мы видим, что молодежь отказывается от борьбы за сохранение гражданских свобод и идет на сделки
Думаю, здесь кроется большая проблема, потому что мы вовремя не осознали всю степень опасности, которую несут в себе телеканалы, коррумпированные элиты, отсутствие четко отлаженного механизма защиты государственного имущества, государственных интересов от алчных коррумпированных групп. Мы, по сути, стали свидетелями гибридизации государства, его срастания с частными интересами экономической клиентуры.
Такой тип «демократуры» – этот термин широко используется в Латинской Америке для обозначения режима, при котором черты демократии и диктатуры совмещаются – разумеется, ничего общего не имеет с демократической моделью западного типа. Эта модель появилась на волне социальных изломов, я имею в виду войны на соседних с нами территориях, как отголосок наступления российского государства на Запад, – и на фоне институциональной слабости государств, возникших на руинах бывшего СССР.
Следовательно, собака, скорее всего, зарыта именно здесь, в этом – самая большая проблема, которую мы должны решить: создание функциональных и ответственных институтов, которые служат рядовым гражданам. Не проекты эскапизма, не стремление уйти от действительности в мир иллюзий. Государство в том виде, в каком оно существует в Республике Молдова, должно постоянно находиться под надзором и контролем граждан, общества и ответственных политических партий. Только с помощью подобных инструментов мы сможем восстановить те функции государства, которые еще подлежат восстановлению, чтобы заставить их служить гражданам Республики Молдова.
Свободная Европа: Украина, Молдова и Грузия подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Можно ли считать, что планы Брюсселя в отношении этих стран не оправдались?
Конечно, не надо терять надежды, демократия не останется без защиты
Игорь Мунтяну: Не знаю, Брюссель ли виноват и несет ответственность за эти тенденции, этот откат, который наблюдается в странах Центральной и Восточной Европы… В частности, в Украине, я думаю, толчком к проявлению тенденций стали безграничная власть олигархических групп, пришедших к власти в последние годы, и еще война, которая обнажила противоречия в украинском обществе, да обостряющиеся экономические проблемы, с которыми сталкивается население.
Во всяком случае, мы видим, что молодежь, которая всегда была важной частью существования демократии, отказывается от борьбы за сохранение гражданских свобод и идет на сделки с группами, различными путями попавших во власть. И это новое и очень опасное явление, считает Freedom House.
Как и в Украине, так и в Республике Молдова молодежь предпочитает отойти от политики – либо, что еще хуже, попадает под влияние политиков-демагогов, которые зовут людей на баррикады ради каких-то целей, крайне далеких от реальности.
В Грузии и в Республике Молдова влиятельные олигархические группы практически взяли под контроль и присвоили себе ряд основных функций государства, что, естественно, рассматривается организацией Freedom House и другими престижными институтами в защиту демократии как попытки прижать к ногтю государство и правосудие, ограничить гражданские свободы.
Ну, а о Средней Азии и говорить не приходится! Кыргызстан – единственная страна, где существует более или менее свободное общество. Конечно, не надо терять надежды, демократия не останется без защиты, она получит глоток свежего воздуха и выстоит в этот сложный период. Конечно, появятся люди, которые выйдут на защиту демократии и отстоят ее… Это вселяет надежду, потому что не может быть свободы, справедливости и благополучия без веры в демократию и будущее.
Это еще не конец света. И демократические институты обязаны найти в себе силы – и выстоять
Свободная Европа: Откуда такая уверенность, г-н Мунтяну? Ведь речь идет не об одном лишь государстве, мы говорим об Украине, Молдове, Грузии, Армении, Кыргызстане – и этот список можно продолжить… Я уж не говорю о деградации демократии в странах Восточной Европы, в частности, в Польше и Венгрии, на что так же указывает Freedom House.
Игорь Мунтяну: Действительно, с этим не поспоришь, потому что и в недавнем своем отчете Freedom House указывает на существование консолидированного сообщества автократий. И эти консолидированные автократии передают сигналы и выражают определенную поддержку другим полуавторитарным демократиям.
Эту симпатию разделяют популисты ряда стран, которые сотрудничают между собой. Мы видели Ле Пен, которая часто ездит в Москву… Видели деньги, выделенные на референдумы в Каталонии и Нидерландах. Видели, что происходит с Брекситом, видели крупные инвестиции в Брексит радикальных, естественно, групп.
Далеко за примерами ходить не надо – достаточно посмотреть на то, что происходит в Республике Молдова и Украине, где прессу связали по рукам и ногам, цензура чувствует себя как дома, а большие деньги свели с ума и сбили с толку всех, в том числе рядовых избирателей. Соответственно, можно сделать вывод, что в этот критический момент демократия действительно под угрозой. Налицо наступление сил, враждебных демократическим ценностям.
Но это еще не конец света. И демократические институты при поддержке академических кругов, по-настоящему проевропейских партий, которые ощущают свою ответственность за слабых и обиженных, обязаны найти в себе силы – и выстоять перед этой лавиной, обязаны навести мосты с обществом, которое нуждается в политическом представительстве, должны выходить с привлекательными предложениями для тех, кто не поддается на ложь и дешевую пропаганду популистов из Молдовы и других соседних стран.